Доклад на тему: «Интернет-технологии десоциализации подрастающего поколения», сделанный на круглом столе «Воспитание детей в русле традиционных духовно-нравственных ценностей как стратегия народосбережения» 5 декабря 2019 г., в Общественной палате РФ, Москва.
Подрастающее поколение – это категория населения, одной из главных характеристик которой является становление. Дети, подростки, юноши интенсивно социализируются, приобретают специальность, приобщаются к культуре, ищут свое место в обществе. Личность молодых людей также находится в процессе становления.
Сегодня в России процесс становления, социализации молодых людей во многом носит стихийный характер. Семья, школа и СМИ в целом ряде случаев оказывают на молодых людей далеко не ключевое влияние, а одним из ведущих агентов социализации сегодня оказывается сеть интернет. Именно в интернете дети, подростки, юноши находят друзей и единомышленников, именно сеть предлагает молодежи ролевые модели.
При этом интернет является совершенно особым социокультурным пространством, контроль общества и государства над которым еще только начинает осуществляться. Зачастую молодежь ориентируется в интернете куда лучше старшего поколения и даже специально подготовленных специалистов. Молодые люди, в частности, знают массу способов обходить блокировку сайтов, осуществляемую Роскомнадзором.
Все это делает интернет весьма удобным средством воздействия на молодых людей, которое, зачастую, носит десоциализирующий характер. Активные пользователи сети начинают относится с недоверием, а в целом ряде случаев и с ненавистью к нормам и ценностям взрослого мира. Фактически, сегодня интернет формирует среди молодежи самую настоящую контркультуру. Пожалуй, наиболее ярким примером такого рода контркультуры является так называемая «субкультура А.У.Е», в рамках которой молодых людей приобщают к криминальной культуре, к нормам и ценностям уголовного мира.
Не менее интенсивно интернет продвигает среди подрастающего поколения и гей-культуру. Дети, подростки, юноши подвергаются самой настоящей информационной бомбардировке, под воздействием которой начинают считать гомосексуализм нормой, пол – условным понятием, половую принадлежность – предметом свободного выбора. Опасность этой бомбардировки особенно очевидна, поскольку половая идентичность молодых людей еще только складывается.
Вдобавок, на массовой основе молодежь с помощью интернета вовлекается в сомнительные политические авантюры, привлекается к участию в несанкционированных митингах. Причем поведение молодых людей, принимающих участие в этих акциях, носит выраженно девиантный, а в ряде случаев и делинквентный характер. Вандализм, хулиганство, нападения на представителей власти происходят на такого рода митингах достаточно часто.
Многие ценности трактуются в интернете предвзято и специфически. К примеру, ценность под названием «независимость»: идеи свободы и независимости трактуются расширительно – как свобода от культуры, от общественных ценностей, разделяемых большинством, как право быть не таким, как все, эпатировать окружающих. Очевидно, что принятие подобных трактовок ведет к десоциализации, к разрыву культурных связей молодого человека с историей и культурой его народа.
Ценность самой жизни также ставится в сети интернет под сомнение. Отсюда все эти многочисленные суицидальные паблики (публичные страницы) и смертельно опасные игры (квесты), когда, к примеру, молодой человек должен перебежать дорогу перед движущимся на полной скорости автомобилем и обязательно заснять это на смартфон.
С нашей точки зрения, вот эта возможность фиксировать свое девиантное поведение с помощью смартфона и делиться записью со множеством сверстников, получая от них восторженные комментарии, «лайки» и «репосты», является самым настоящим катализатором отклоняющегося поведения. Неизвестно, например, совершила бы Рина Паленкова демонстративный суицид, если бы не знала, что фотография ее трупа станет интернет-мемом; стали ли бы псковские дети расстреливать полицию и скорую помощь, если бы у них не было возможности вести прямую трансляцию этого противоправного акта в интернете; стали бы хабаровские живодерки мучать и убивать животных, если бы у них не было возможности выкладывать эти зверства на широкое обозрение.
Опасность ситуации усугубляется тем, что в сеть интернет молодые люди входят уже не столько с помощью стационарных компьютеров, на которые сравнительно легко установить родительский контроль, сколько с помощью смартфонов и планшетов. Благодаря мобильным гаджетам, ребенок, подросток, юноша постоянно находится под информационным воздействием. Злонамеренное лицо или группа лиц вполне могут отслеживать перемещения молодого человека и контролировать его поведение через прямые инструкции, даваемые, например, с помощью мессенджеров. При этом создатели такого рода мессенджеров сознательно препятствуют возможности спецслужб расшифровывать подобные диалоги.
Ребенок, подросток, юноша с помощью смартфона может, даже находясь в семье, в школе, полностью отгородиться от конструктивного социализирующего влияния, отдаться воздействию интернет-манипуляторов.
По сути, мобильные гаджеты не оставляют молодому человеку возможности отключиться от интернета, сеть начинает захватывать все сферы его жизни, а виртуальная реальность становится более яркой, более привлекательной и более значимой, чем повседневная действительность. В этих условиях молодой человек, решая, как поступить, что сделать, ориентируется, скорее, на свой образ в сети, на мнение своих сетевых товарищей, чем на нормы и ценности общества.
Если к этому прибавить то, что в сети интернет очень легко создать ложную личность, что за профилями приятелей-подростков могут скрываться взрослые опытные злоумышленники, картина становится еще более мрачной.
Как представляется, для противодействия этой ситуации необходимо:
во-первых, усилить контроль над Интернетом, создать зоны сети, в которых полностью исключена анонимность, заставить создателей мессенджеров подчиняться российскому законодательству;
во-вторых, развивать средства родительского контроля, пригодные для смартфонов и планшетов, усилить контроль над рынком сим-карт;
в-третьих, предлагать молодым людям полноценную и конструктивную альтернативу сетевым сообществам, онлайн-играм и друзьям по интернет-переписке;
в-четвертых, широко оповещать общественность об опасностях и рисках, связанных с использованием интернета.
Александр Борисович Невеев, кандидат психологических наук