На днях я прослушал ролик с выступлением одного протоиерея из Самары. Он отмечал, что и многие пастыри Русской Православной Церкви плохо знают реальную историю Христовой Церкви. В этой истории во времена смертоносных эпидемий их жертвами становились представители духовенства всех рангов, участвовавшее в Евхаристическом Таинстве изо дня в день. (А теперь вот в Италии среди жертв эпидемии 28 католических священников. Только не надо здесь о «безблагодатности» Таинств у католиков с их ересями!) Позиция типа «если я причащаюсь Святых Даров, то мне всё нипочём» представляется мне вопиюще горделивой.
А мнение, что в Храме вокруг Тела и Крови Христовой всё «автоматически стерильно», представляется грубо ошибочным. И тоже горделивым, самонадеянным. По типу позиции при ныряниях в Крещенскую прорубь. Между тем, такие «моржи» натурально играют в своеобразную «русскую рулетку». Удар холодом может трагически прийтись на неподходящий момент цикла сердечной деятельности. В результате – хаотическое трепетание (фибрилляция) желудочков и внезапная смерть от остановки сердца. (В 1987 году в такую «русскую рулетку» неудачно сыграл под холодным душем артист Анатолий Папанов. Хотя со своим в целом здоровым сердцем накануне «без проблем» купался в студёном карельском озере, снимаясь в фильме «Холодное лето 53-го».) И таких эксцессов на Крещение Господне сколько угодно. Потому что эта народная традиция – из области русского ухарства, не имеющего никакого отношения к церковному благочестию. И тот, кто знает об этой опасности, фактически искушает Господа. Так же и со знанием потенциальной эпидемиологической опасности храмовой среды, окружающей предельно духоносное вещество Святых Даров.
Если бы в истории Христовой Церкви во время эпидемий все участники церковных Таинств (и в первую очередь – Евхаристического) оставались живыми и здоровыми, то и «не было бы проблем»! И верующих церковных христиан было бы на порядки больше, поскольку люди повально стремились бы в храмы и к Таинствам ради своего физического здоровья и долголетия. «Стимул» мощнейший! Но ведь всё обстояло сугубо не так! Умирали чада Церкви всех возрастов. Умирали пастыри всех рангов. Умирали прижизненно святые подвижники веры. Вымирали целыми монастырями. Не от материализованной Второй Божией Ипостаси в предельно духоносном веществе Святых Даров. (Прочь такая мысль!) А от недостойных причащений. От своего маловерия.
Для чудесных «профилактик и терапий» от Святых Даров надо иметь такую силу и простоту веры, которую не «удерживают в себе надолго» и иные прижизненно святые подвижники веры. Для подавляющего большинства чад и пастырей Церкви спасение от недугов – в медицине, в хороших врачах, которые есть «человеческое орудие» Божиего Промысла о каждом из нас. И чем больше развита медицинская наука, тем она эффективнее в делах профилактики и терапии.
Пастыри и чада страдали от эпидемий древности и Средневековья и по причине того, что научная медицина элементарно не знала до эпохи микроскопа причин эпидемических заболеваний. Но теперь-то знает! И это Сам Господь через неё предупреждает об опасностях распространения эпидемий. И ПО-НОВОМУ ИСПЫТЫВАЕТ любовь верующих друг к другу. Равно как и к врагам Церкви, которым православные также не должны желать болезней и погубления душ. И сущей гордыней является позиция верующего, который рассчитывает на то, что церковные Таинства делают лично его неуязвимым для болезни и безопасным для окружающих как потенциального разносчика заразы. «Божие – Богу, кесарево – кесарю»! Гонения на верующих отчасти действительно предупреждаются церковными нововведениями по случаю эпидемии. Но ведь и сами верующие не должны их ПРОВОЦИРОВАТЬ горделивыми игнорированиями предписаний светских властей!
А что касается само́й научной медицины, то нет более богоугодной сферы человеческого познания и творческого приложения его результатов. Разумеется, за исключением ряда самоновейших богомерзких направлений типа клонирования человека, искусственных манипуляций с человеческими эмбрионами и т.п. Эпидемиология к таким богомерзким направлениям заведомо не относится.
Сергей Константинович Абачиев, кандидат философских наук, профессор, Москва