«В городе (Неокесарии), согласно древнему обычаю, совершался некоторый всенародный языческий праздник в честь одного местного божества; на этот праздник стекалась почти вся область, так как сельские жители праздновали вместе с городом. Во время праздника театр был переполнен собравшимися, все стремились ближе к сцене, желая лучше видеть и слышать, отчего поднялся сильный шум и смятение, вследствие чего у народа исторгся общий вопль, – все взывали к чествуемому божеству, чтобы оно дало ему простор.
"Зевс, – восклицали неверные, – дай нам место". Услыхав эту безрассудную молитву, святой Григорий послал одного из своих прислужников сказать, что скоро будет дан им простор даже более того, о каком они молятся. Эти слова его оказались печальным приговором: вслед за этим всенародным празднеством в городе распространилась губительная язва, с весёлыми песнями смешался плач, так что веселье для них превратилось в горе и несчастие, а вместо звуков труб и рукоплесканий, город оглашался непрерывным рядом плачевных песней. Болезнь, появившись в городе, распространилась быстрее, чем можно было ожидать, опустошая дома подобно огню, так что храмы наполнились зараженными язвою, бежавшими туда в надежде исцеления; около источников, ключей и колодцев толпились томимые жаждою в беспомощной болезни; но и вода была бессильна угасить болезненный жар.
Многие сами уходили на кладбища, так как оставшихся в живых недостаточно было для того, чтобы погребать умерших. И это бедствие поражало людей неожиданно, но как будто какой призрак приближался сначала к дому, где имела появиться зараза, а затем уже следовала гибель. После того, как для всех, таким образом, стала ясною причина болезни, что призванный ими демон злобно исполнил их просьбу, доставив городу, посредством болезни, этот злосчастный простор, – все они обратились к святому Григорию, умоляя его остановить распространение болезни силою проповедуемого им Бога, Которого Единого они теперь исповедуют истинным, владычествующим над всеми, Богом. И как скоро являлся призрак тот, предвещая появление язвы в доме, у подвергшихся такому бедствию оставалось одно средство спасения, чтобы вошел в тот дом святой и молитвою отразил проникшую в дом болезнь.
Когда же молва об этом от тех, которые в числе первых спаслись от язвы таким образом, очень скоро распространилась между всеми, то было оставлено всё, к чему прежде прибегали по своему неразумию: оракулы, очищения, пребывание в капищах идольских, так как все обратили взоры свои к великому святителю и каждый старался привлечь его к себе для спасения своего семейства.
Наградою же для него от спасенных было спасение душ, ибо, когда его благочестие было засвидетельствовано таким опытом, то для познавших на самом деле силу веры не было причины медлить принятием таинства Христова. И в какой мере во время здоровья они недуговали своими помыслами относительно восприятия таинства, в такой мере телесною болезнью укрепились в вере.
Когда, таким образом, обличено было заблуждение идолопоклонства, все обратились к имени Христову, одни, будучи приведены к истине приключившеюся им болезнью, другие, прибегши к вере во Христа, как к предохранительному врачевству против язвы.
После этого всеобщее благоговейное уважение к святителю Григорию еще более укрепилось в Неокесарии. Жители, как самого города, так и его окрестностей, пораженные Апостольскими чудесами святого, верили, что всё, что он ни говорит и делает, делает и говорит Божественною силою. Посему, и в спорных житейских делах никакого другого судилища не знали выше его, но всякий спор и все неудоборазрешимые и запутанные дела разрешались его советами. Отсюда, чрез благодатное влияние святого Григория, водворились в городе справедливость и мир, и никакое зло не нарушало взаимного согласия».
Как видим из сего примера жития святого, причиной эпидемии является демон, мстящий за наши грехи. Что, собственно, и неудивительно. Если уж люди, точнее, нелюди в своих поганых лабораториях с бесовской помощью могут создавать особо болезнетворные микроорганизмы, тем более это может делать диавол. Который как бывший (падший) ангел гораздо искуснее людей в делании зла. Понятна и причина, по которой он это делает, ибо «он человекоубийца бе искони» (Ин.8:44).
Причина же по которой Господь попускает такому диавольскому действию – это последующее обращение неверных к Богу, как мы видим сие на примере благотворной и истинно миссионерской деятельности св.Григория Чудотворца. И действительно, если демон – причина болезни, то кто же может остановить ее, если не святой, изгоняющий нечистого?!
Кстати говоря, это подтверждают и некоторые научные данные. Так в конце 80-х годов прошлого века специалисты Украинской АН проводили такие эксперименты. К св.Киево-Печерской лавре подносили штаммы разных болезнетворных микробов и вирусов. По мере приближения к святыне их жизнедеятельность все более и более тормозилась, а в самой лавре они погибали. Так мощи печерских святых и по их блаженной кончине оказывали такое целительное действие!
Почему-то сейчас забыли и о колокольном звоне. А ведь по научным данным такой звон в определенной тональности убивает вирусы. Поэтому-то в Средние века во время эпидемий именно так звонили в церковные колокола.
Что отсюда следует? А то, что ограничения в Богослужениях, как это сейчас делается, например, на Украине, ни к чему хорошему не приведут. Я, кстати, участвовал в таком уличном Богослужении при 5 градусах «жары» и мелком моросящем дождичке. И это у нас в южной Одессе, а севернее все гораздо суровее.
Так что не Богослужения надо ограничивать, а иметь веру в Бога и святыню. Тогда никакие эпидемии не страшны! Что, впрочем, не исключает и соблюдение элементарных гигиенических правил. Но такое соблюдение не должно вместо Богослужения Христу превращаться в служение языческим богам (т.е. демонам), якобы, «здоровья», а, точнее, погибели – Асклепию и Гигиеи. Для справки: «Название «гигиена» (ὑγίεια — «здоровье», др.-греч. ὑγιεινή — «здоровая») произошло от имени древнегреческой богини здоровья Гигиеи (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία), дочери древнегреческого бога врачевания — Асклепия» (Викопедия).
Да, для тех, кто еще не знает: все языческие боги – это злобные демоны, под разными кодовыми названиями почитаемые язычниками, как, например, упоминаемый в самом начале сей публикации Зевс.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса