Может и даже смертельно: «Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» [1 Кор. 11: 29-34].
Это наставление св. первоверховного апостола Павла представляется куда как актуальным в связи с нынешней эпидемией коронавируса и гигиенических ограничений на богослужения Великого поста. И оно разоблачает неправославную сущность части самонадеянных верующих. Мол, уж предельно-то духоносное вещество Святых Даров в любом случае стерильно и для меня не может быть источником инфекции.
Прежде всего, такое понимание грешит обрядоверием. А в сущности – данью «магическому» пониманию церковных Таинств. И даже «вульгарным технологизмом»: мол, приял Таинство, как лекарство, – и однозначно получил целительный эффект. И уж профилактический – в любом случае.
Но это же сугубо не так! Взять для другого примера Таинство соборования. Во имя главной цели, полезной для бессмертной человеческой души, Господь в результате этого Таинства кого-то чудесно восстанавливает со смертного одра, а кому-то немедленно посылает лёгкую и непостыдную физическую смерть. Так же и последствия принятия Таинства Царств Господь-сердцевед раздаёт сугубо «адресно», лично каждому сообразно его уникальному устроению души на момент его принятия.
Поэтому в нынешней обстановке на первый план должна выходить проблема достойного причащения Святых Христовых Тайн. Об этом за века Христовой Церкви много написано, и здесь неуместно по этому поводу распространяться. Главное – покаянный душевный настрой причащающегося. Будет у него такой настрой и всецелое упование на Божию помощь – и Святое Причащение убережёт от болезни. Чего нельзя гарантировать и при формальной подготовке к принятию Таинства.
Всего этого «в упор» не понимают и понимать не хотят изверившиеся или неверующие сторонники отмены богослужений и закрытия храмов по случаю эпидемий. Часть православных впадает в другую крайность: мол, Церковь причащала своих пастырей и чад и в чуму, и в холеру и никогда при этом не была рассадником заразы. Церковь не была, но её пастыри и чада были. На равных с нецерковными людьми. Вследствие недостойных Причащений.
Евангельская история предупреждает и о более тяжких последствиях недостойного причащения. Причём из рук Самого́ Спасителя: «И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему» [Ин., 3: 27-28]. С чёрным замыслом предательства Учителя приступил к первому в истории Таинству Царств Иуда Искариот и был «вдохновлён» самим диаволом на исполнение предательства всех предательств.
Мне в апреле 1999 года довелось столкнуться с чем-то очень отдалённо подобным. Тогда СМИ рассказали о том, как в Вышнем Волочке двое местных бизнесменов устроили бойню в городском отделе УВД. По делам службы я с двумя коллегами оказался в тамошней женской колонии, когда с этим преступлением ещё работала московская следственная группа. И на чайной застолице с начальством этой колонии «из первых рук» узнал подробности. Убийцы были чуть ли не в дружеских отношениях со своими жертвами, которые никак не ожидали от них такого удара. Бывали вхожими и к начальству этой колонии. И планировали вслед за бойней в УВД устроить такую же бойню в городской администрации. Но у них «что-то пошло не так», и они бросились в бега. А с утра были в храме на Божественной Литургии и причастились Святых Христовых Тайн.
Таким образом, Таинство Царств в нынешней эпидемической обстановке даёт наилучшие профилактические шансы, но не даёт никаких гарантий. Всё зависит от «сердечных» условий его принятия братьями и сёстрами во Христе-Боге.
Сергей Константинович Абачиев, кандидат философских наук, профессор, Москва
1. Целительный эффект Таинства Царств косвенный, опосредованный и отдалённый.