Вчера председатель Правительства России Михаил Мишустин провёл совещание по экономическим вопросам, на котором обсудили меры по сохранению стабильности российской экономики, сообщает сайт Правительства.
Министр энергетики Александр Новак сообщил, что по итогам встречи министров стран ОПЕК+ 6 марта в Вене отсутствует решение о продлении действующего на тот момент соглашения о сокращении добычи. Российская сторона предлагала продлить соглашение на действующих условиях как минимум до конца II квартала, чтобы лучше понять ситуацию с влиянием коронавируса на мировую экономику и спрос на нефть. Несмотря на это, партнёрами по ОПЕК было принято решение о наращивании добычи нефти и борьбе за долю рынка.
Александр Новак подчеркнул, что сценарий выхода из соглашения по ограничению добычи прорабатывался и текущая ситуация на нефтяном рынке находится в пределах прогноза. «Российская нефтяная отрасль обладает качественной ресурсной базой и достаточным запасом финансовой прочности, чтобы оставаться конкурентоспособной при любом прогнозируемом уровне цен, а также сохранять свою долю на рынке. При этом Правительство будет уделять особое внимание стабильному снабжению отечественного рынка нефтепродуктами и сохранению инвестиционного потенциала в секторе», – сообщил министр энергетики.
Министр финансов Антон Силуанов отметил, что стабильное исполнение бюджета и имеющиеся ресурсы позволяют государству гарантировать выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, в том числе исполнение поручений Президента по итогам послания и реализацию нацпроектов, а также сохранение макроэкономической и финансовой стабильности даже в условиях устойчиво низких цен на нефть.
В совещании приняли участие Андрей Белоусов, Юрий Борисов, Дмитрий Григоренко, Антон Силуанов, Александр Новак, Максим Решетников, помощник Президента Максим Орешкин, председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина.
Мнения экспертов о причинах и последствиях происходящего разделились. Сформировались две диаметрально противоположные позиции, условно говоря, – пессимисты и оптимисты.
Согласно пессимистической точке зрения, срыв нефтяной сделки с ОПЕК и последовавшие обвал цен на нефть и, как следствие, падение рубля являются следствием ошибки или даже авантюры команды председателя совета директоров компании «Роснефть» Игоря Сечина и министра энергетики России Александра Новака, чуть ли не подставивших Президента России Владимира Путина, поскольку теперь под вопросом возможность реализации президентских социальной и демографической программ.
Такое мнение разделяет, в частности, экономист Николай Платошкин. В происходящем аналитик обвиняет «правящую сырьевую олигархию, которой всё время мало денег». По его мнению, падение цен на нефть также спровоцировано коронавирусом, из-за которого были остановлены некоторые производства в Китае. По словам экономиста, если в странах ОПЕК нефть добывает и продаёт государство, то в России этим занимаются частные нефтяные компании, руководители которых со своими многочисленными домочадцами давно проживают за границей и интересы России их вообще не волнуют. Деньги от продажи нефти остаются на их зарубежных счетах и сокращать производство себе в убыток они не собираются. Пусть нефть будет дешевле, они просто увеличат продажи, но снижать привычный уровень жизни они не намерены.
Помимо левых популистов, чью позицию озвучивает тот же Платошкин, негативно оценивают ситуацию и либерально настроенные эксперты, а также бизнесмены, связанные с закупкой на Западе техники и прочего импорта, которые теряют при падении рубля. Ну и, разумеется, т.н. столичный «офисный планктон» и вообще люди, привыкшие отдыхать и вообще бывать в Европе чаще, чем в России. Пессимистическая точка зрения звучит громче в информационной среде, поскольку озвучившие её люди весьма активны в интернет-пространстве и главным образом в социальных сетях.
Но есть и оптимистическая версия происходящего, согласно которой патриотически настроенной частью истеблишмента России проводится некая кампания по созданию благоприятных условий для подъёма российской экономики. Этому в том числе способствует падение производства в Китае, вызванное коронавирусом. Падение цены на нефть и сокращение китайского импорта способствуют развитию отечественной обрабатывающей промышленности, прежде всего в области сельского хозяйства и деревообработки.
Ряд аналитиков полагают, что падение цен на нефть и дешёвый рубль России выгодны, что мы лишь выиграем, а главный урон будет нанесён США, которые в последнее время пытались продвигать на рынок более дорогую по добыче сланцевую нефть. Такое мнение высказали, в частности, экономист Михаил Хазин и политолог Дмитрий Евстафьев.
В заметке «Без паники» Хазин утверждает, что «вчерашнюю историю (которая сегодня может закончиться, а может и не закончиться, в зависимости от степени агрессивности ЦБ) можно рассматривать как попытки остановить новую стратегию, предложенную Путиным России – стратегию отказа от "Вашингтонского консенсуса", от либеральной политики. И если спустить эту историю "на тормозах", то с очень большой вероятностью что-то подобное повторится. Чего бы очень не хотелось».
«Я думаю, что курс рубля сегодня вернётся на место (ну, или, его чуть-чуть девалируют, хотя, с учётом прошедших событий, правильно было бы это сделать чуть позже), нефть уже растёт и будет расти дальше. Поскольку ещё какое-то время она будет ниже 60, Россия отберёт обратно свои законные рынки, а американские сланцевики окажутся в сложной ситуации. Но с точки зрения государственной политики вчерашняя ситуация не должна быть проигнорирована», – уверен экономист.
Д. Евстафьев в статье «Что означает решение по выходу из сделки ОПЕК+» выражает уверенность, что благодаря складывающейся ситуации «возникает "окно возможностей" для укрепления собственной обрабатывающей промышленности и перехвата инициативы по инфраструктурным проектам. Поскольку подсаживание на «иглу» китайского экономического роста уже не сработает».
«В Кремле, видимо, знают кое-что про Саудовскую Аравию, чего не знаем мы. И понимают, что с Мухаммадом бин Салманом, полностью лежащим под американцами, зависящим от них в борьбе за власть, и всю сделку выстраивавшим под интересы расширения присутствия американских сланцевиков на мировом рынке (не это настолько очевидно было, что уже даже и не смешно), разговаривать смысла нет», – полагает политолог.
Вторая точка зрения – оптимистическая для России – выглядит убедительнее. Происходящее имеет признаки выверенной, долгосрочной кампании, нацеленной на отвоевание стремительно сокращающегося рынка нефтепродуктов. Есть все основания полагать, что команда Сечина решила попытаться демпингом вытеснить конкурентов с этого рынка. Кроме того, дешёвый рубль выгоден отечественной промышленности, которая на фоне резко подорожавших импортных товаров становится более конкурентоспособной и получает ряд преимуществ. Остаётся надеяться, что промышленники России, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, запустят процесс подъёма отечественной промышленности.
Хотя, конечно, события развиваются стремительно и в некоторой степени непредсказуемо. Главное, чтобы власть и промышленники не упустили благоприятный момент и держали ситуацию под контролем. В случае утраты контроля и перехвата инициативы противниками России последствия могут быть и катастрофическими для страны.
Редакция «Русской народной линии»
2. Комментарий
1. 1