Как сообщалось, Центробанк и Минфин принимают экстренные меры в связи с обвальным падением цен на нефть. Министр финансов Антон Силуанов, выступая с лекцией в Финансовом университете при правительстве, заявил, что Россия не договорилась с ОПЕК+ по будущему соглашению об ограничении добычи нефти, отсутствие такой договоренности может привести к падению нефтяных цен, но, по его словам, Россия к такому сценарию готова благодаря накопленным резервам.
Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Ныне складывается весьма неблагоприятная ситуация. Правительственные и неправительственные экономисты (в том числе Ваш покорный слуга) прогнозировали мировую рецессию. Не было сомнений, что рецессия проявится к 2021 году, но события в мире, а также коронавирус подточили мировую динамику и ускорили процесс развёртывания мировой рецессии. Результат этого – обвальное снижение цен на нефть. Я допускаю обратный рост цен, так называемый откат, сегодня или завтра, поскольку у такого резкого обвала с 50$ за баррель до 35$ все-таки нет видимых фундаментальных, кроме спекулятивных причин. Но, тем не менее, поведение Минфина и Центробанка подтверждает публикация «Русской народной линии» - не произошло никаких изменений в экономической модели функционирования российской экономики. Бюджет серьезно зависит от цены на нефть. Могут пострадать и демографическая программа, и национальные проекты государства Российского в широком контексте.
Министр Силуанов прав в одном – «кубышка» в такой ситуации на некоторое время является демпфером рецессионных процессов. Если мировая экономика втянется в мощную рецессию, то операции на внешнем рынке не дадут существенной поддержки бюджета из-за нарушенного правила отсечения, связанного с нефтяным обвалом. Это будет пустая затея, как и «кубышки» отнюдь не хватит на столь масштабные и амбициозные задачи, которые заявлены.
Уповать приходится только на обратный отскок нефтяных цен до 45-50 долларов за баррель, что, как уже сказал, весьма вероятно в ближайшее время (вот только приходят сообщения уже о таком откате).
Позиция Минфина и ЦБ о восхвалении «кубышки», мягко говоря, несправедлива. Логика проблемы с «кубышкой» такова: страна не развивалась, всё заработанное отправлялось в «кубышку», поэтому мы не развивали экономику. Президент РФ был вынужден отправить правительство в отставку. Причина – отсутствие развития. Однако мы наполняли «кубышку» именно за счет неразвития экономики. А пришла рецессия – мы тратим накопленное и только лишь поддерживаем на некотором приемлемом уровне определенные экономические параметры. Мы тратим содержимое «кубышки» под лозунгом: «Не до жиру – быть бы живу». Но это означает одно – опять не развиваемся! Выходит – не развиваемся должным образом или так, как могли бы – никогда!
Мы будем тратить созданный запас (около 10 триллионов рублей). А на национальные проекты в ближайшие годы требуется потратить 16 триллионов рублей. Конечно, так можно протянуть только год-два. Ажиотаж вокруг коронавируса добавляет ощутимый взнос в мировую рецессию. Этого никто не ожидал, однако в итоге имеем сплошную линию неразвития России. Дальше продолжать такую политику невозможно, но и изменить в условиях рецессии что-либо тяжело. Цейтнот и цугцванг. Любой ход, даже хороший, не улучшает, а, скорее, ухудшает положение. Поэтому в сложившихся условиях не приходится говорить о перспективе национальных проектов. Дай Бог поддержать текущие параметры и обязательства перед народом.
Но низкая цена на нефть не соответствует соотношению спроса-предложения, поэтому стоит ожидать возврата на прежний уровень цен – 45-50 $ за баррель, что несколько выправит ситуацию. Россия не смогла отойти от нефтегазовой зависимости – коренной проблемы российской экономики.
Поэтому драматизировать такие спады не стоит, если затем происходят отскоки на прежние позиции.
Плохо иное – фундаментально в модели развития России мало что изменяется в лучшую сторону.
Вместе с тем, Центробанк сегодня занял верную позицию, не покупая доллары, чтобы не усугубить обвал рубля добавочным спросом на доллары с его стороны, а посредством этого не запустить импортированную часть инфляции. Но в стратегическом плане позицию ЦБ нельзя назвать целесообразной, ибо она не была синхронизирована с другими действиями и всё равно сдерживала развитие российской экономики на среднесрочном и долгосрочном периоде.
Уповать же на операции на открытом рынке и восхваление «кубышки» - то же самое, что близорукому человеку расхваливать очки с диоптрией -15. У человека болит голова от таких диоптрий, но он вынужден носить очки, чтоб не споткнуться на ровном месте. Россия никогда не развивается именно в силу использования философии «кубышки». Никто не против резервов и демпфера на случай кризиса, в этом, кстати, нет ничего нового ни с точки зрения практики, ни теории. Однако абсолютизация «кубышки», а именно это и происходило и происходит, приводит к модели «экономического развития нет», когда все время распределяется по двум направлениям – формирования кубышки, а затем её исчерпания, затем опять формирования и так далее. Более уродливой цикличности трудно себе представить! Одновременно ясно и другое – данную порочную систему невозможно изменить в условиях рецессии. Да, «кубышка» спасительна в конкретных обстоятельствах (на ограниченном интервале времени), но необходимо менять коренные подходы к этой самой «кубышке», её формированию и использованию, меняя модель развития российской экономики. Только меняя экономическую структуру, можно отойти от сырьевой привязанности в развитии – и это самая эффективная мера отказа от философии «кубышки». А дифирамбы «кубышке» - это сохранение сырьевой ориентации экономики. Поэтому выбор ясен, даже в условиях цугцванга всё-таки нужно действовать!