Во вторник, 24 сентября, заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятель церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин выступил на встрече, посвященной обсуждению образа блокадного Ленинграда в исторической памяти, сообщает пресс-служба храма Рождества Иоанна Предтечи.
Мероприятие проводилось в рамках III Санкт-Петербургского Международного исторического Форума «Изучение истории Отечества. Современное состояние, новые подходы и методология» в Институте истории обороны и блокады Ленинграда на Невском проспекте.
Участники мероприятия обменялись мнениями о сохранении исторической памяти о блокаде Ленинграда, о способах ее репрезентации в культуре, ее роли в формировании общероссийской гражданской идентичности, о влиянии современных политических процессов на формирование представлений о блокаде, о проблемах преподавания истории и о проблемах сохранения и изучения блокадного наследия.
Доклад отца Вадима был посвящен роли православного духовенства в жизни блокадного города. Описывая многогранность их служения, он отметил, что, прежде всего, священники молились о победе. При этом молитва, которая читалась в храмах во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, перекликалась с молитвой, возносимой в храмах при нашествии Наполеона в 1812 году.
Священники не прекращали служения даже в самые тяжелые дни блокады. Православная литургия совершалась ежедневно, во время бомбежек и при артобстреле.
Отец Вадим рассказал, как обстрелу накануне и во время Пасхального богослужения подвергся Князь-Владимирский собор.
Надо принять во внимание, что средний возраст Ленинградского духовенства на момент начала блокады составлял примерно 60 лет, и - как все жители города - они были истощены голодом и холодом. Однако они продолжали выполнять своё служение, хотя и духовно, и физически, нагрузка увеличилась неимоверно.
По свидетельству участника Нюрнбергского процесса протоиерея Николая Ломакина, невозможно было внести в храм всех привезенных для погребения, так как теперь ежедневно их были сотни. И священники совершали их отпевания, пытались утешить родственников.
Среди ужасов и страданий голодного и постоянно подвергающегося обстрелам города, священники должны были поддерживать дух прихожан, вселять в них веру и надежду, помочь сохранить человеческий облик и не дать угаснуть любви. А ведь для многих именно три главные христианские добродетели – вера, надежда и любовь – стали спасением от повреждения души и рассудка.
Ещё одним важным направлением деятельности православного духовенства стала организация сбора денежной помощи для фронта. Прихожане отзывались на призыв своих пастырей, и на собранные Церковью средства закупалось необходимое.
«Благодаря такой деятельности, отношение власти к духовенству стало меняться. Их перестали называть "социально-опасным элементом", а 11 октября 1943 года 12 священнослужителей были награждены государственными наградами за оборону Ленинграда. Для небольшого количества переживших гонения и служивших в Ленинграде пастырей 12 наград – значительное число. Это явно показывало, что, по крайней мере, на какое-то время, атеистическая власть признала заслуги духовенства и перестала открыто его преследовать» - сделал заключение отец Вадим.