Подкомиссия кабмина по совершенствованию контрольных и разрешительных функций федеральных ведомств утвердила состав 41-й рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины», сообщает РИА Новости.
В ее состав вошли члены федеральных ведомств, экспертного и научного сообществ, деловых объединений, институтов развития, организаций предпринимателей и уполномоченные по защите их прав, а также представители крупнейших российских компаний из различных отраслей, сообщила пресс-служба правительства.
Среди компаний ТЭКа и сферы металлургии это представители «Роснефти», «Новатэка», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сибура», «Полюса», «Русгидро», «Мечела». От транспортных компаний — «Совкомфлот», «Ютэйр», «Аэрофлот», S7. Ретейлеры и компании отрасли АПК будут представлены «Черкизово», X5 Retail, «Мираторгом», «Русагро», банки — Газпромбанком, Сбербанком. От IT-компаний в рабочих группах по «регуляторной гильотине» будут присутствовать представители «Яндекс.Такси», «Мегафона», МТС, «Ростелекома».
«Деятельность рабочих групп должна стать своего рода навигатором законодательной активности по "регуляторной гильотине". Мы рассчитываем, что благодаря широкой дискуссии профильных специалистов — более 700 человек — удастся создать законодательство, способное обеспечить прозрачные и понятные правила поведения, отвечающие современным реалиям», — объяснила директор департамента регуляторной политики правительства Екатерина Салугина-Сорокова.
Как уточняется, результатом работы групп до конца 2020 года должно стать создание нового контрольно-надзорного регулирования.
На пленарном заседании Гайдаровского форума в январе Дмитрий Медведев предложил ввести механизм «регуляторной гильотины»: так, должны утратить силу все прежние правила или ограничения, которые не будут специально одобрены или изменены. Создание нового надзорного законодательства станет шагом к изменению мышления предпринимателей, отмечал тогда первый вице-премьер Антон Силаунов.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин, в свою очередь, заявлял, что требования государства после применения «гильотины» выстроятся по новому принципу: не по контролирующим ведомствам, а по видам бизнеса.
По словам руководителя аппарата правительства Константина Чуйченко, смысл реформы — перейти от «карательной» сущности проверок, когда все сводится к размеру штрафа, к сотрудничеству бизнеса и органов контроля. Так, эффективность надзора должна будет оцениваться по таким параметрам, как падение показателей травматизма, смертности, и другим факторам, влияющим на безопасность и качество жизни людей.
В июне Медведев утвердил план по реализации «регуляторной гильотины». Дорожная карта предполагает подготовку нового закона о контрольно-надзорной деятельности, создание структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля, а также актуализацию и систематизацию требований.
О введении «регуляторной гильотины» рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
В марте 2018 года Владимир Путин призывал сократить регуляторно-надзорные функции через объединение ведомств. Но с тех пор не поступило ни одного предложения по централизации или укрупнению ведомств.
Создание рабочих групп связано с желанием государства снять с себя ответственность за реформу надзорных органов. В случае ее провала можно переложить вину на комиссии, дескать, широкая общественность участвовала в этом процессе. Такое огромное количество комиссий ни к чему не приведет. Чем больше – тем хуже. Регуляторное законодательство настолько велико, что надзорный орган регулируется не только законодательными актами и законами, но и различными СНиПами. Должна работать группа узкопрофильных специалистов, которые не войдут в рабочие группы. А законодатели не справятся с этой задачей. Если не пересмотреть содержание СНиПов, то все законодательные действия ни к чему не приведут. Кроме того, надзорные органы пользуются не только нормами законодательных актов, но и огромным количеством подзаконных актов, утвержденных самими ведомствами.
На каждый закон существует куча подзаконных актов. Не надо ничего выдумывать - просто сократите количество функций надзорным органам! Такое количество комиссий и общественных организаций свидетельствует о том, что государство стремится привлечь к «гильотине» общественность, чтобы потом в случае провала переложить на нее вину. Даже в Государственной Думе в экспертных комитетах, обсуждающих законодательные акты, не приходят к единому мнению. Чем больше экспертов – тем больше мнений. А самое главное, принимают законы, которые не выгодны ни обществу, ни экспертному сообществу. Не знаю, к чему приведет нововведение. Ну, поспорят, а дальше-то что? Все равно примут решение, необходимое власти.
Власть не знает, как лучше поступить и одновременно стремится снять с себя ответственность. За полтора года с момента заявления Владимира Путина Правительством не было предложено общественности ни одного проекта реформы надзорных органов, хотя они, наверняка, обсуждаются в органах власти. Думать, что эта инициатива родится снизу, просто глупо.
Идея может быть и общественной – снизить функции надзорных органов, а далее должны работать профессионалы. У нас несовершенство многих законов рождается именно по причине множества экспертов, каждый из которых вносит свою лепту в федеральный закон. В Советском Союзе законы писала одна группа высоких профессионалов, которая создавалась на высоком уровне. Законы были безупречны и прозрачны, поэтому не нужно было привлекать экспертов. Из-за несметного количества мнений экспертов закон превращается в нечто иное, чем изначально задумывалось.