Тектонические плиты на земном шаре ходят ходуном. В очередной раз может произойти столкновение Индии с Пакистаном, наследник Чучхе штурмует технологии ядерного удара, а британский имплант в пасти красного дракона расшатывает окрыленная «достоинством» улица. Дрожь планеты из последних сил нагнетает цепляющаяся за господство и летящая в тартарары держава.
Давеча председатель североамериканских штатов в очередной раз позволил себе череду высказываний, намного превосходящих круг должностных обязанностей в северо-западной части земного шара.
Во-первых, с деланным миролюбием предложил китайскому лидеру консультации в гонконгском кризисе. Во-вторых, предал огласке содержание «прекрасного» и «очень личного» письма солнцеликого Ким Чен Ына, ну, а в-третьих, с неподражаемым энтузиазмом дельца «нового карфагена» огласил задумку в обмен на денежные знаки заполучить арктические просторы Гренландии.
Не будем обращать внимание на манеру огласки дипломатических намерений через twitter, ведь она направлена на широкие круги охочих до зрелища североамериканских масс. Сделаем лишь скромное уточнение, что общение через социальный сервис уместно в разговоре с журналистами, нежели с полновесными властителями древнейших государств, четко разделяющими шоу и национальные интересы.
Гонконг. В Гонконге по сей день продолжается тянущаяся все лето волна протеста, уже забывшая первоначальный повод в виде закона об экстрадиции задержанных из некогда британской колонии. С июня законопроект в местном парламенте не продвинулся дальше первого чтения и, говорят, лёг под сукно, но вошедшая во вкус буза не обращает на подробности внимание.
Неделей ранее сотрудница генконсульства США была уличена во встрече с организаторами беспорядков. Власти Поднебесной отреагировали на это жестким заявлением, огласив в деталях личную информацию нарушительницы суверенитета. В свою очередь Госдеп ответил гневной отповедью на обнародование биографии подопечной, обойдя вниманием суть претензий.
Сегодня гонконгский конфликт находится в расцвете. В воскресенье, по сообщениям зачинщиков, почти два из восьми миллионов жителей вышло на улицы. Ранее бунтующие захватывали аэропорт, нападали на полицейских, а войска материкового Китая, как подзуживал twitter Трампа, стоят на низком старте, готовясь вмешаться.
Протестующие, как это и бывает в подобных историях, координируются через социальные сети, сервисы знакомств и telegram, не блокируемые «Золотым щитом» в Гонконге, равно как Макао с Тайванем. Похожесть происходящего на примелькавшиеся цветные революции вопиет к городу и миру, но особое умиление вызывает знакомая попытка американцев одергивать власть от противодействия бунту в обмен на туманные посулы.
Преференциальный статус отношений с Гонконгом, установленный США еще в годы подчинения колонии британской администрации, тогда не обладавшей самоуправлением, которым специальный административный район наделён сейчас, приобретает особую значимость для красного дракона.
Китай, имея решимость и средства для наведения порядка, медлит с этим, поскольку Гонконг как лагуна финансового рынка приобретает особую значимость для Срединного Государства в условиях торговой войны.
Тем временем, Дональд Трамп не стесняется предлагать Си Цзипину через twitter встречу для обсуждения кризиса в Гонконге. Китайцы, как нормальная нация, отвечают, что в советах не нуждаются, вслед чему американский делец роняет мимоходом, что применение насилия осложнит договоренности между двумя странами.
Финансы. Торговая война Китая и США происходит на фоне одряхления финансового спрута, за полвека опутавшего мир. С каждым годом дом дяди Сэма всё сильнее проваливается в трясину долга, и одряхлевший делец изыскивает способы поджигания планеты, дабы собственное положение казалось эталоном стабильности на общем фоне.
Ливия и Ирак горят в огне, Сирия на пределе сил противостоит силам тьмы, выпущенным из преисподней Бушем, а вся планета с замиранием сердца следит за вестями с рынка ценных бумаг США, ведь возможный его обвал знаменует многое.
Так, в среду фондовый рынок США значимо тряхнуло с трехпроцентным понижением стоимости, что многие связывают с ожиданием рецессии североамериканской экономики и следствием американо-китайского противостояния. Вслед обозначившейся угрозе Трамп срочно пообщался с главами ведущих банков.
При этом колебание ценных бумаг мирового Вавилона бьёт особенно сильно по остальному миру. Так, на минувшей седмице продолжился вывод денег из России, что объясняется опасениями инвесторов в нарастании кризиса, который, как это всегда бывает, в первую очередь ударит по сырьевым придаткам. Ориентировочный размер российских финансовых потерь за последние пять недель составил уже более 1 миллиарда долларов, а курс доллара обновил пиковое значение по отношению к рублю за последние три месяца.
Корея. В подобных условиях Северная Корея, в очередной раз наплевав на резолюцию ООН, возобновила пуски ракет, посылая воздушный поцелуй США и Южной Корее, заигравшихся в военные маневры вблизи форпоста Чучхе.
Сие также можно рассматривать как торжественный салют, приуроченный к дате освобождения Кореи советской армией при участии Ким Ир Сена 15 августа 1945 года.
Как бы то ни было, последовала перепалка наследников независимости, разделённых на север и юг. Южане взывали к ранее подписанным декларациям, а Пхеньян пристыдил соседей за попытки вести диалог, играя мускулами вблизи границ.
Вообще, КНДР прекрасно понимает, с кем нужно договариваться, а кому - посылать сигналы. Взывания к южнокорейцам играют роль своего рода записей в twitter-е Трампа. Вслед произошедшему руководство США отметило, что не видит в произошедшем большой проблемы и радо намечающейся встрече Кима и Дональда.
Важно отметить, что предыдущие живописные встречи лидеров двух стран хоть и были скупы на официальные договорённости, но есть версия, что испытание Пхеньяном не способных одолеть гладь Тихого Океана ракет средней дальности стало оговоренным с глазу на глаз следствием американской благосклонности.
Как бы то ни было, стороны нагнетают шоу вокруг предстоящих переговоров. Ким Чен Ын отправил письмо Трампу, краткие цитаты из которого американец выложил у себя в twitter, сам тем временем расписав радужные перспективы Северной Кореи без ядерного оружия. Как будто пример Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи кому-то ещё может показаться недостаточно наглядным.
Мировая замятня. Как показывает пример Индии и Пакистана, где индийцы давеча отменили все формы автономии для мусульманского анклава на своей территории, лишь наличие ядерного оружия остаётся гарантией невозможности растоптать международные договоренности.
Народы столь ревностны к оспариваемым землям Джамму и Кашмира, что на минувшей седмице их даже не пригласили на заседание Совбеза ООН, рассматривавшего новый виток кризиса в регионе. По сей день Индия и Пакистан ежегодно несут значительные людские потери только из-за обморожений и лавин на высокогорном леднике Сиачен, чей статус не определен ООН в силу труднодоступности для человека.
Индийский военный бюджет превышает пакистанский примерно в шесть раз, а на вооружении ВВС находятся передовые разработки российских оружейников. По большому счету, лишь озабоченность остального мира и боеспособность ядерного оружия двух стран является гарантией сдерживания конфликта истовых кшатриев и ревностных мусульман.
Конечно, ООН и международное право - продукт уходящей эпохи двух блоков. Считающая себя главной силой на планете Северная Америка пренебрегает этим рудиментом XX-го века. Так, намерение Дональда Трампа вырваться к оттаивающим природным богатствам Арктики за счёт покупки Гренландии впору для эпохи развитого Средневековья.
Кстати, уместно в этом разговоре напомнить, что получившая международный статус Антарктида, была открыта русской экспедицией под руководством мореплавателя Фаддея Беллинсгаузена и в будущем губернатора Севастополя Михаила Лазарева. Так что возврат к правовым нормам эпохи географических открытий может иметь интересные последствия.
Вообще, избрание Дональда Трампа ознаменовало окончание периода безумного поджигательства по всему миру. За свой первый срок 45-й президент США пока не начал ни одного нового военного конфликта, что беспрецедентно.
Джордж Буш организовал серию военных вторжений на Ближнем Востоке, что привело к власти террористов ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. - РНЛ), а также разжёг российско-грузинскую войну. Барак Обама уничтожил мирную Ливию, поддержал «умеренную оппозицию» в сирийской войне, привёл к власти нацистскую хунту на Украине и способствовал наводнению Европы мигрантами.
Да, избрание Дональда Трампа ознаменовало новый этап развития американского общества, которое кажущимися резкими движениями освобождает себя от пут мирового гегемона, стремясь встать устойчиво на ноги как национальное государство, но фантомные боли с представлениями о себе как носителе мировой правды долго будут довлеть над миром.
Одной из главнейших проблем этой страны является отсутствие возможности выдерживать линию обещаний, что уже привело к утрачиванию позиций на Ближнем Востоке и знаменует намечающееся недоверие в делах с Европой.
Так, на минувшей седмице Сергей Шойгу озвучил сведения о принятии США программы развития ракет, нарушающих РСМД, еще до официального выхода из этого международного соглашения.
И в общем-то это вполне закономерно. С кем тут договариваться? Один президент кивает на конгресс, другой - на предшественника, третий указывает на невозможность пересмотра давно принятого закона. Нет возможности вести диалог с многоголовой гидрой рынка, меняющей обличия от случая к случаю.
Да и вообще подписанному «карфагеном» верить нельзя, он рано или поздно будет разрушен.
Владимир Блинов, кандидат политических наук, публицист, Пермь