На состоявшемся XXVI Всемирном Русском Народом Соборе говорилось о фронтах борьбы русского мира. Самый очевидный – события на Украине, не столь явный, но наболевший – миграционный, за всем этим наиважнейший – идейный, от которого зависит будущее Отечества.
По поводу последнего говорилось о важности просвещения в духе цивилизационной самобытности, о том, что проявлением этого будет «многодетность» как показатель здоровья общества, что главный тест на патриотизм – когда твои дети исповедуют любовь к Родине, что подтверждает плоды жизни. Отрадно, что с высоких трибун звучат столь важные слова, правда, пока через перечисление самой жизнью поставленных во главу угла мирских вопросов.
Приятно удивило что, на сегодняшнем витке развития Отечества представители власти ничуть не сомневаются, что после окончания СВО противостояние западному миру не закончится, а более жесткая духовная борьба, как сказал Сергей Кириенко, будет нарастать. Обнаруженная еще Данилевским закономерность, что Запад, сталкиваясь с русскими, чувствует крепкое ядро, следствием чего оказывается враждебность – описывалась как причина этому Святейшим Патриархом Кириллом.
Предстоятель Русской Церкви озвучил с высокой трибуны слова о России как об Удерживающем, что долгое время трактовалось богословами как роль Церкви, либо – русского Царя, в современности же многим стало казаться не столь явным проявлением пророчества о наступлении беззакония после «взятия от среды удерживающего теперь». Современная апостолу Павлу Римская Империя, Церковь и пришедший в мир Святой Дух долгое время рассматривались в качестве Удерживающего. Слова Святейшего напрямую указывают на преемственность современной России власти Цезарей, на которых возложена задача по сдерживанию беззакония до конца времен. Невзирая на демократический фасад и конституционное соответствие общемировым стандартам, Россия продолжает нести свет защитницы Истины, явным выражением чему оказывается ведущаяся гибридная война против сил зла.
С принятием Христианства Римская Империя оказалась защитницей Истины в мире, это же была главная задача власти Константинопольских Цезарей, от которых, приняв и сократив на русский манер титул Царь, подобная миссия перешла в руки русских правителей. Одно из ярчайших противостояний Российской Империи с коллективным западом в Крымскую войну началось с вопроса доступа православного духовенства в Храм Рождества Христова в Вифлееме. Русский Царь был главным защитником православия в мире. Советский период истории – время нового противостояния мировому злу, где Христианство ушло со знамён, как не всегда было на них во время существования имперского Рима.
Отныне Россия все явственнее проявляет возложенную не нее Богом задачу. От нас же требуется внятно артикулировать и объяснить обществу центральные идеи, лежащие в основе цивилизационного своеобразия России. Уметь сказать это не только воцерковлённым и умудрённым в православии людям, но и донести суть до всех. Сохранение семей и традиционных ценностей называется в числе подобных истин, правда, наряду со словами о верховенстве прав человека, что не исключает свободу в выборе зла и проповеди этого окружающим. Верховенство прихотей индивида и высокая роль в несении жертвенной задачи борьбы с мировым злом неминуемо оказываются в противоречии. Более того, никогда в тысячелетней России подобный выбор не стоял. Возникающая дилемма требует синтеза и прояснения. Можно надеяться, что эволюция отношения к западным стандартам, проявившаяся в отходе от следования им в признании противостояния, выразиться к их полному пересмотру и выдвижении доходчивого идеала, ставящего задачи Удерживающего во главу угла.
Владимир Владимирович Блинов, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат политических наук