Злая сатира И.Е.Репина

Третьяковка выставляет «Ивана Грозного» в антивандальной капсуле

3 ОСт  Человек  Павел Тихомиров 
789
Время на чтение 5 минут

Журнал «Коллекция» оповестил в свежем выпуске о том, что «Третьяковская галерея открывает вы­ста­воч­ный проект «Иван Гроз­ный и сын его Иван. Воз­вра­ще­ние», ко­то­рый по­свя­щён масш­таб­ной ре­став­ра­ции и воз­вра­ще­нию в пос­тоян­ную экс­по­зи­цию кар­ти­ны Ильи Ре­пи­на «Иван Гроз­ный и сын его Иван 16 нояб­ря 1581 года».

…За более чем 100 лет нахождения в коллекции Третьяковской галереи картина пережила два нападения – в 1913 и 2018 годах, что катастрофически сказалось на состоянии сохранности произведения, за поддержанием которого всегда следили лучшие отечественные реставраторы.

За четыре года реставраторам и исследователям, которые опирались на опыт предыдущих поколений специалистов и использовали новейшее оборудование, удалось сделать значительный шаг в понимании механизмов разрушения и восполнения утрат. Сегодня Третьяковская галерея, наконец, может объявить о возвращении картины в залы, где она будет экспонироваться в специально сконструированной климатической антивандальной капсуле».

Мы не будем сейчас возвращаться к теме (не)достоверности эпизода, изображённого на знаменитой картине.

Говоря о Репине, художественные критики, признавая безусловную силу Ильи Ефимовича как рисовальщика, обращали внимание на то, что в работах его становилось всё больше и больше «литературы» и всё меньше и меньше «живописи», отчего работы его стали приобретать плакатность. Причём плакатность откровенно карикатурную.

В этой связи предлагаем вниманию читателей фрагмент рассуждения Александра Николаевича Бенуа о И.Е.Репине и о его картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 нояб­ря 1581 года».

 

«Репин плохой мыслитель.

Репин не чужд общих недо­статков, общего варварства. И он по сравнению с истинными колос­сами европейского искусства по­ка­зался теперь вовсе не таким ве­ликим и поразительным, каким он прежде представлялся. Его ореол живописца померк, и тотчас же стала досадливо колоть глаза «содержательная» сторона его картин.

Когда теперь осматриваешь Третьяковскую, то ожидаешь по старой привычке получить от ре­пин­ской залы, в которой собраны лучше картины мастера, всё то же прекрасное, высокое наслаж­де­ние, какое испытывал в былое время, восхищаясь всеми этими картинами на Передвижных выставках. Однако эффект полу­чается иной. Обзор всего творения Репина в целом заставляет нас хоронить одну из самых драгоценных иллюзий. Чисто живописные достоинства репин­ских произведений оказываются далеко не столь высокими, как то нам казалось прежде, зато лите­ратурная сторона его картин и даже портретов неприятно колет глаза, а в иных случаях пред­ставляется прямо невыносимой. Со всех сторон до нас доносятся скучные убеждения, забытые, завядшие слова, там же, где мы прежде видели живописное великолепие, «равное Рембрандту и Веласкесу», нас теперь поражает что-то сырое, художественно непродуманное и не культурное: мятый, сбитый рисунок, «при­бли­зительные» краски, жёсткая, небрежная живопись. Репин, бесспорно, огромный, но малоразвитый и в то же время вовсе не наивный талант.

Приблизительность, непродуман­ность действительно самые подхо­дящие слова для характеристики репинской живописи. И в сторону содер­жания, и в сторону испол­нения она приблизительна, не­про­думанна. Репин, мягкий че­ловек, с нежным, но непо­стоян­ным сердцем, с ярким умом, раз­вившимся, однако, не в глубину и не в высоту, но как-то в ширину. Впечатлительность у него боль­шая, но не цепкая, не прочная.

Как прекрасно задуманы черно­ватые и все же колоритные сумерки в Иване Грозном, заво­лакивающие тёмную, мрачную палату страшного царя! Какой природный колорист сказался в густых лужах крови, пролитых на горячие краски персидского ковра. …  Даже в самых неудачных вещах мастера есть эти вели­колепные куски, но зато и в луч­ших его картинах — это только куски, случайно, контрабандой пробравшиеся в его идейные создания.

…Поэтому-то он вечно прибегал к ли­тературным темам, стремился как можно выразительнее, драматичнее рассказать свою злую сатиру, свою веселую повесть, свою мрачную трагедию или характерную сцену. …  слабое место «Иоанна Грозного» — натуга и пересол в трагизме.

…Репин — живой и страстный человек. «Равнодушных» картин в его творении трудно найти. С трудом придуманный, почти случайно доставшийся ему сюжет в большинстве случаев всё же увлекал его. Почти в каждой из его главных картин чувствуется не только расчёт, не только рассудочность, но и жгучий темперамент, сильное, иногда даже несколько припадочное увлечение. Однако этот драматизм его, хоть и искренний, хоть и очень страстный, все же чисто актерского характера: неестественный и неглубокий. Его действующие лица, иногда очень ловко расположенные, очень выразительно жестикулирующие, строящие весьма подходящие мимические гримасы,— истинные лицедеи, играющие идейную роль, а не люди, живущие сосредоточенной, душевной жизнью.

(Цит. по А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. Изд. Республика. М., 1999.  Стр. 267-273)

Редакция Русской Народной Линии

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 3, учитель:

А все картины И.Е.Репина имеют философский контекст. .


То, что Вы назвали "философским контекстом" Бенуа как раз и назвал "литературщиной", т.е. акцентом не на пластику, не на живопись, а на некие идеи.
Идеи как бы демократические, но теперь воспринимаются просто как карикатуры.
"Чистое искусство" - это как раз другая крайность, бегство от философии плакатов к созданию произведений изобразительных, которые воздействует на чувства, а не на разум.
Павел Тихомиров / 14.12.2024, 06:56

4. Ответ на 3, учитель:

Если рассматривать картину не как отражение конкретного действия , а в глубоко философском плане , то род Ивана Грозного действительно сошел с политической арены. Не в последнюю очередь благодаря действиям самого Ивана 4. А все картины И.Е.Репина имеют философский контекст. Как " Крестный ход в Курской губернии", показывающий катастрофическую отсталость страны.

А в цикле романов о полковнике Гурове некий Алексей Макеев показывает фантастический мир
уголовного розыска Российской Федерации. Как и Юлия Латынина о уголовном мире. Современники однако.

3. 3

Если рассматривать картину не как отражение конкретного действия , а в глубоко философском плане , то род Ивана Грозного действительно сошел с политической арены. Не в последнюю очередь благодаря действиям самого Ивана 4. А все картины И.Е.Репина имеют философский контекст. Как " Крестный ход в Курской губернии", показывающий катастрофическую отсталость страны.
учитель / 13.12.2024, 22:01

2. Злая сатира И.Е.Репина

А я смотрю на эту картину не как на сатиру или историческое событие, которого может и не было, а на иллюстрацию пагубности страсти гнева, приводящего с убийству. И не смотря на споры вокруг отдельных событий, всё таки страстью этою наш царь страдал, хотя русский народ его простил, назвав царя Грозным, а не Страшным как на Западе его величают.
Vladislav / 13.12.2024, 16:47

1.

А Льву Толстому, например, не нравился Шекспир. Ну и что? Это умаляет Шекспира ничуть не более, чем Репина - характеристика Бенуа. А насчет того убивал ли Иван Грозный на самом деле своего сына - исключить этот вариант невозможно, как бы кому ни хотелось. Доказать, что убил - впрочем, тоже нет возможности. Обычная для истории ситуация. Имеются свидетельства современников. На подобных свидетельствах строится практически весь исторический нарратив. Это обычная практика. Могут ли быть среди таких свидетельств ложные? - конечно! Но выяснить за давностью лет какие из них ложные, а какие нет- уже невозможно. Главное - это не идти в таких вопросах на поводу у конъюнктуры. Это просто разрушит любое возможное уважение к истории, как к науке, пусть и своеобразной. Поэтому те, кто спустя пятьсот лет вдруг "выяснил", что Иван Грозный не убивал своего сына и что не по его воле убили Филиппа Колычева, что все это клевета - ну, это не серьезно.
E.O. / 13.12.2024, 13:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
Главе Самары ближе оказались бесы-шишиги
Вопреки призывам общественности одобрена установка демонических фигурок
14.01.2025
«Правый поворот» в восточной Европе продолжается…
Победа Зорана Милановича в Хорватии. Что это значит для России?
13.01.2025
Единственная альтернатива для католиков - переход в Православие
Ватикан пробил очередное дно позора, разрешив содомитам становиться священниками
13.01.2025
«Доктрина Донро» в действии
Что означают инициативы Трампа по присоединению Канады, Гренландии и Панамского канала
10.01.2025
Не будем унывать и станем делиться радостью с ближними
Коллеги и друзья РНЛ поздравили редакцию с Новым 2025 годом и Рождеством Христовым
06.01.2025
Все статьи Редакция РНЛ
Последние комментарии
Непотопляемый из Израиля
Новый комментарий от Александр Уфаев
16.01.2025 11:37
Ритуальный погром Русской Культуры
Новый комментарий от Человек
16.01.2025 11:27
О так называемом подсознании
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.01.2025 10:06
Где моя деревня, где мой дом родной?..
Новый комментарий от РОНОЛ
16.01.2025 07:47
Русский писатель и «кольцо власти»
Новый комментарий от Сергей из НН
16.01.2025 07:17
«Перелётные люди» Эвелины Азаевой
Новый комментарий от Павел Тихомиров
16.01.2025 03:56