Журнал «Коллекция» оповестил в свежем выпуске о том, что «Третьяковская галерея открывает выставочный проект «Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение», который посвящён масштабной реставрации и возвращению в постоянную экспозицию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
…За более чем 100 лет нахождения в коллекции Третьяковской галереи картина пережила два нападения – в 1913 и 2018 годах, что катастрофически сказалось на состоянии сохранности произведения, за поддержанием которого всегда следили лучшие отечественные реставраторы.
За четыре года реставраторам и исследователям, которые опирались на опыт предыдущих поколений специалистов и использовали новейшее оборудование, удалось сделать значительный шаг в понимании механизмов разрушения и восполнения утрат. Сегодня Третьяковская галерея, наконец, может объявить о возвращении картины в залы, где она будет экспонироваться в специально сконструированной климатической антивандальной капсуле».
Мы не будем сейчас возвращаться к теме (не)достоверности эпизода, изображённого на знаменитой картине.
Говоря о Репине, художественные критики, признавая безусловную силу Ильи Ефимовича как рисовальщика, обращали внимание на то, что в работах его становилось всё больше и больше «литературы» и всё меньше и меньше «живописи», отчего работы его стали приобретать плакатность. Причём плакатность откровенно карикатурную.
В этой связи предлагаем вниманию читателей фрагмент рассуждения Александра Николаевича Бенуа о И.Е.Репине и о его картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
«Репин плохой мыслитель.
Репин не чужд общих недостатков, общего варварства. И он по сравнению с истинными колоссами европейского искусства показался теперь вовсе не таким великим и поразительным, каким он прежде представлялся. Его ореол живописца померк, и тотчас же стала досадливо колоть глаза «содержательная» сторона его картин.
Когда теперь осматриваешь Третьяковскую, то ожидаешь по старой привычке получить от репинской залы, в которой собраны лучше картины мастера, всё то же прекрасное, высокое наслаждение, какое испытывал в былое время, восхищаясь всеми этими картинами на Передвижных выставках. Однако эффект получается иной. Обзор всего творения Репина в целом заставляет нас хоронить одну из самых драгоценных иллюзий. Чисто живописные достоинства репинских произведений оказываются далеко не столь высокими, как то нам казалось прежде, зато литературная сторона его картин и даже портретов неприятно колет глаза, а в иных случаях представляется прямо невыносимой. Со всех сторон до нас доносятся скучные убеждения, забытые, завядшие слова, там же, где мы прежде видели живописное великолепие, «равное Рембрандту и Веласкесу», нас теперь поражает что-то сырое, художественно непродуманное и не культурное: мятый, сбитый рисунок, «приблизительные» краски, жёсткая, небрежная живопись. Репин, бесспорно, огромный, но малоразвитый и в то же время вовсе не наивный талант.
Приблизительность, непродуманность действительно самые подходящие слова для характеристики репинской живописи. И в сторону содержания, и в сторону исполнения она приблизительна, непродуманна. Репин, мягкий человек, с нежным, но непостоянным сердцем, с ярким умом, развившимся, однако, не в глубину и не в высоту, но как-то в ширину. Впечатлительность у него большая, но не цепкая, не прочная.
Как прекрасно задуманы черноватые и все же колоритные сумерки в Иване Грозном, заволакивающие тёмную, мрачную палату страшного царя! Какой природный колорист сказался в густых лужах крови, пролитых на горячие краски персидского ковра. … Даже в самых неудачных вещах мастера есть эти великолепные куски, но зато и в лучших его картинах — это только куски, случайно, контрабандой пробравшиеся в его идейные создания.
…Поэтому-то он вечно прибегал к литературным темам, стремился как можно выразительнее, драматичнее рассказать свою злую сатиру, свою веселую повесть, свою мрачную трагедию или характерную сцену. … слабое место «Иоанна Грозного» — натуга и пересол в трагизме.
…Репин — живой и страстный человек. «Равнодушных» картин в его творении трудно найти. С трудом придуманный, почти случайно доставшийся ему сюжет в большинстве случаев всё же увлекал его. Почти в каждой из его главных картин чувствуется не только расчёт, не только рассудочность, но и жгучий темперамент, сильное, иногда даже несколько припадочное увлечение. Однако этот драматизм его, хоть и искренний, хоть и очень страстный, все же чисто актерского характера: неестественный и неглубокий. Его действующие лица, иногда очень ловко расположенные, очень выразительно жестикулирующие, строящие весьма подходящие мимические гримасы,— истинные лицедеи, играющие идейную роль, а не люди, живущие сосредоточенной, душевной жизнью.
(Цит. по А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. Изд. Республика. М., 1999. Стр. 267-273)
Редакция Русской Народной Линии
5. Ответ на 3, учитель:
То, что Вы назвали "философским контекстом" Бенуа как раз и назвал "литературщиной", т.е. акцентом не на пластику, не на живопись, а на некие идеи.
Идеи как бы демократические, но теперь воспринимаются просто как карикатуры.
"Чистое искусство" - это как раз другая крайность, бегство от философии плакатов к созданию произведений изобразительных, которые воздействует на чувства, а не на разум.
4. Ответ на 3, учитель:
уголовного розыска Российской Федерации. Как и Юлия Латынина о уголовном мире. Современники однако.
3. 3
2. Злая сатира И.Е.Репина
1.