Художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, народный артист СССР, почетный гражданин Санкт-Петербурга Владислав Александрович Чернушенко удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. В Указе Президента России В.В Путина, опубликованном на минувшей неделе, отмечается, что В.А Чернушенко награждён за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.
...В 1999 году, когда натовские бомбы рвались на улицах Белграда, в центре сербской столицы выступала Петербургская Певческая Капелла, она же «Хор Глинка», под управлением Владислава Чернушенко, пожалуй, самого знаменитого сегодня русского хорового дирижёра.
Братская Россия как могла выручала братскую Сербию. Передовым отрядом стали добровольцы хористы, чьи выступления под вой сирен противовоздушной обороны стали, без преувеличения, балканской легендой. Концерт из произведений русской духовной классики и «Литургию» сербского композитора Мокранянца - слушали стоя, со слезами, - для сербов такие песнопения - это как для русских «Варяг», кто знает, - может быть, слышишь и поёшь в последний раз... Позднее, в интервью, взятом у жителей Белграда западными журналистами, прозвучал вопрос: «В чём источник вашей убеждённости, что вам, сербам, удастся выстоять?» Ответ был: «Хор Глинка». Под этим названием Капеллу знают во всём мире. Петербургская Капелла - национальные герои Сербии. В то, военное время, сербы приложили все усилия, чтобы вывести хористов из под огня в буквальном смысле. Возвращаясь домой, автобус с певчими пересекал границу Сербии тайным маршрутом и всё-таки, к счастью, с запозданием, - приграничная дорога подверглась ракетному удару. Благодарные сербы наградили руководителя русского хора медалью Белого ангела, ельцинские чиновники - промолчали...
Особое значение хорового пения неизменно признавалось нашими предками, как забота наипервейшая. Главный хор Руси, названный при Иване III Хором Государевых певчих дьяков, принял участие в освящении Успенского собора Кремля, которое случилось в 1479 г. Царские певчие были участниками всех важнейших государственных событий и церемоний. Пётр Великий назовёт свой хор Придворным, Екатерина II в 1763 году - Капеллой... Вот уже шестое столетие, не зная ни дня перерыва, Капелла служит форпостом русского певчества, собирает таланты, сберегает песенные традиции, словно аккумулируя какое-то тайное знание, позволяющее преодолевать любые препятствия. В России пели всегда - в деревнях и городах, в церквах и монастырях, в армии и на флоте... На всю страну - миллионы певцов, от государей до простых крестьян. Лучших - собирали в царские хоры. Иван Грозный, возложив на себя хлопоты «уставщика» (дирижёра), лично присутствовал на спевках, причём нерадивый хорист рисковал получить от него посохом по голове. Певцы всюду следовали за государем: на войны, свадьбы и пиры... Петр Первый вместе с певчими распевал псалмы и победные канты. Как отмечал российский военный историк К. Раш: «Пётр сберёг главное и древнейшее наследие певческого искусства - это «великое, всецело русское, древнее звукоискусство распевания». Иностранцы тогда же заметили: «Весь строй внутреннего существа русского народа тяготеет к музыке». Это проявляется в его любви к пению, точнее, к песне, как бы льющейся из души». Из кантов Придворного хора вышли солдатские песни и марши. Бетховен лично просил русских певчих впервые исполнить его Торжественную мессу, Шуман скажет: «Капелла - самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать». Николай I не жалел времени для занятий с Капеллой. Прослушав оперу «Жизнь за царя», император сказал композитору: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следовательно, стоят того, чтобы ты занялся ими». Певчие Капеллы становились регентами хоров кадетских корпусов и будущие офицеры получали лучшую в мире песенную подготовку. Позднее - в армии и на флоте, эти офицеры создавали поющие роты, эскадрильи и экипажи, вызывавшие восхищение всюду, где были услышаны. В 1914 году, накануне Первой мировой войны, президента Франции Пуанкаре потрясло согласное пение пятидесяти тысяч офицеров и солдат, построенных перед торжественным смотром на поле у Красного Села. Великий Александр Суворов восклицал: «Музыка удваивает, утраивает армию! С крестом священника, развёрнутыми знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил». Перекличка эпох русской истории находит отклик в шедеврах хоровой музыки: Глинка в финале оперы «Жизнь за царя» использует древние солдатские запевы, Александров в «Священной войне» берёт интонацию от духовных песнопений Бортнянского...
...26 июня 1941 года в Москве, на Белорусском вокзале ансамбль под управлением бывшего певчего Капеллы А.В. Александрова исполнил песню со словами: «Вставай, страна огромная...». У певцов и слушателей от волнения перехватывало горло, в глазах были слёзы, ровно так же, как и сегодня, когда гремит эта песня, созвучная древним маршевым кантам и церковным гимнам. Пожалуй, в нынешних школах можно провести сотни бесполезных «уроков мужества», но будет правильнее дать послушать вживую, а лучше вместе спеть:
«Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идёт война народная,
Священная война».
Ведь что-то, неосязаемое, обязательно «включится» в душе, какие-то, неведомые пока ещё науке, глубинные, корневые токи оживут, и связь времён обязательно восстановится. В этом - чудо русской песни, неотделимой от судьбы страны и её народа.
Прямая речь: «Несколько лет назад, благодаря Валентину Распутину, Капелла выступала в Сибири и мы оказались в городе Шелехове. Когда вышел на сцену - сердце моё упало до пяток, потому что зал был набит детишками, старшему, наверное было не больше 12 лет. Я понял, что всё пропало, они не будут слушать, встанут, уйдут косяками. А мы должны были петь "Песнопения и молитвы" Свиридова в первом отделении и народные песни - во втором. Я сам веду концерты и общаюсь с аудиторией, мне кажется, это одна из важных форм музыкального просвещения. Говорю ребятам: "Это серьёзная музыка, она написана для взрослых, а не для детей. Она требует очень большого внимания, сосредоточенности". В общем, как могу объясняю, в полной уверенности, что они не будут слушать. К моему удивлению, никто не ушёл. Дети не вставали, не шумели, они слушали, и каждую следующую пьесу я им объяснял, а там - "Приидите, поклонимся", "Покаяние блудного сына", "Странное Рождество видевше", и слова такие, что не очень понятны и взрослому человеку. Думаю, после антракта у нас в зале будет пустыня - ничего подобного, все были на месте. Детишки впервые в жизни увидели и услышали живой профессиональный хор. Во втором отделении мы пели народные песни. Надо было видеть реакцию детей: артисты, которые находились на сцене - сами еле сдерживались, чтобы не засмеяться до слёз, потому что при исполнении, скажем, шуточной песни, реакция у детей была невероятная, самая непосредственная, живая. Мы пели на бис... Наконец, я говорю: "Ребята, всё, мы поём последнюю песню и концерт заканчивается". Мы спели эту песню и надо было видеть, как, сорвавшись со своих мест, они все ринулись к сцене: толкая друг друга, тянули ручонки, кричали: "Не уходите, не уходите, пойте, пойте..."».
Владислав Чернушенко имеет немало наград и званий. Всероссийская и мировая известность, уважение, почёт, - да, всё так, но список следует продолжить делами поистине эпического размаха: сбережение на протяжении десятилетий(!), особенно, в лихие постперестроечные годы, крупнейших национальных музыкальных учреждений - петербургских Консерватории и Певческой Капеллы, выведение их на высокие профессиональные рубежи.
Своим учителем, наряду с Георгием Свиридовым, Владислав Чернушенко считает Евгения Мравинского: «Мравинский - главная фигура во всём дирижёрском мире за все годы существования дирижирования, как профессии. В ранге его студента мне доводилось бывать на репетициях и концертах оркестра Мравинского, учиться профессии дирижёра, следуя словам Евгения Александровича: быть чернорабочим музыкального мира».
О гастролях Капеллы В.А. Чернушенко говорит так: «В Европе и за океаном как было, так и по сей день востребовано и имеет непреходящий успех только то русское, что относится к классическому искусству во всех его разновидностях: русский драматический театр, русские балет и опера, симфонические оркестры, хоры, русское изобразительное искусство. Всё попсово-развлекательное, забившее до основания телевизионное пространство... там не востребованы. Этого добра и у них с избытком. Во многих странах существует озабоченность властей сохранением своей национальной культуры, языка, традиций, боязнь под давлением глобализации оказаться средне-серыми человеками в мировом людском безликом стаде. Совесть в России всегда была выше закона. Такая мораль веками устанавливалась в русской земле. Закон, конечно, необходим, но ещё более необходима совесть. Кто-то недавно заметил: в мире остался один народ, не разучившийся краснеть - русский»...
В 1976 году Капелла впервые за много десятилетий исполнила программу из сочинений Дмитрия Бортнянского. В советское время разрешалось исполнять духовные сочинения западноевропейских композиторов, но - на языке оригинала. Русские авторы были под запретом... В 1981 году был впервые проведены «Невские хоровые ассамблеи», когда на этот необычайный праздник-фестиваль съехались делегации из 82-х городов. В 1982 году состоялась премьера «Всенощной» Рахманинова...
Несколько лет подряд В.А. Чернушенко готовил концерты в честь Дня Победы, годовщин снятия блокады Ленинграда. Многим запомнились концерты пятитысячного хора под управлением маэстро у Исаакиевского собора. Дирижёр считает, что исполнение советской песенной классики, особенно, военных песен, - важнейшее дело. Эти песни - на все времена, с невероятной энергией, певучестью и, несмотря на трагические, подчас, обстоятельства их рождения, полны оптимизма и добра. Они способны объединять поколения, наполнять души людские светом.
В.А. Чернушенко выступает за создание Российской Певческой Академии, возвращение к историческому пути Капеллы. В России сегодня не существует учреждения, которое обеспечивало бы в полном объёме сохранение, изучение и развитие главной ветви российской музыкальной культуры - певческого хорового искусства во всех его разновидностях: академического, фольклорного, церковного. Придворная Капелла, созидавшаяся на протяжении пяти веков лучшими умами и музыкальными талантами России, выстроилась в уникальный, не имеющий аналогов в мире, творчески-исполнительский и образовательный музыкальный центр, включавший в себя хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, регентские классы, «шляхетский корпус», где юноши Капеллы обучались театральному искусству (его окончил первый русский актёр и создатель русского театра Фёдор Волков), инструментальные классы, научно-музыкальную часть при библиотеке и собственное издательство. Здесь воспитывались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям.. После 1917 года структура Капеллы последовательно была разрушена, что нанесло серьёзный урон отечественной музыкальной культуре. Восстановление и усовершенствование прежней структуры Капеллы - это необходимость, предопределённая ходом современной российской истории и нынешний, ключевой для судьбы страны момент - тот самый, когда нужны верные и сильные ходы власти. В нынешнем, 2019-м году, Капелле исполняется 540 лет.
Прямая речь: «Хор - это, конечно, самый сложный инструмент из всех, которые существуют. Самый капризный, изменяющийся - потому что нет ни одного следующего дня, чтобы хор был тот же самый. Сегодня два человека не выспались - это уже другое звучание. Поссорились - уже другое. Трёх человек нет на репетиции - это совершенно другой хор. И вот каждый Божий день его нужно строить заново, каждый Божий день! Если ты этого не делаешь, у тебя не будет результата. Ну и выше ничего нет, потому что, когда правильно звучит хор («правильно» - это Свиридовское слово), - когда он звучит правильно, это - высшее чудо!»
В.А. Чернушенко родился 14 января 1936 г. в Ленинграде. С 1944 по 1953 годы учился в хоровом училище при Ленинградской государственной академической Капелле. В 1957 году он окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности хоровое дирижирование. С 1958 по 1962 годы работал в Магнитогорском музыкальном училище (ныне - Магнитогорская консерватория) и дирижировал Магнитогорской хоровой капеллой. Вернувшись в Ленинград в 1962 году, организовал любительский Ленинградский камерный хор во Дворце культуры пищевой промышленности и руководил этим коллективом в течение 17 лет. С 1971 по 1975 год - второй дирижёр Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета. В 1974 году стал художественным руководителем и главным дирижёром Ленинградской академической Капеллы. С тех пор он бессменно руководит этим коллективом уже более 40 лет. В 1979 году он был назначен ректором Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Эту должность занимал до 2002 года.
Народный артист СССР (1991), Почётный гражданин Санкт-Петербурга, народный артист РСФСР (1986), заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), лауреат Госпремии России имени М.И. Глинки (1981) - за концертные программы (1978-1980), лауреат премии ВЦСПС(1989), лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства (1994) - за исполнение «Песнопений и молитв» Г.В. Свиридова, орден Дружбы (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2019), лауреат Премии Академии Искусств Франции (1999), лауреат международного конкурса в г. Дебрецен, Венгрия (1970), лауреат международного конкурса в г. Гориция, Италия (1979), орден Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени (2006), серебряная медаль Святого Благоверного Великого князя Александра Невского (2004), серебряная медаль Святого апостола Петра (2010), награды Сербской Православной Церкви: орден Царя Константина, серебряная медаль Белого Ангела - за серию концертов в Сербии.
Необходимое послесловие. По мнению Георгия Свиридова: «Чернушенко - крупнейшая фигура русской музыки». И Свиридов, и Гаврилин, и многие другие авторы первой величины доверяли Капелле эталонные записи своих сочинений. Имя Чернушенко - в золотом списке всех, без исключения, известных концертных площадок мира. Он мог бы, при желании, сделаться руководителем любых, самых престижных музыкальных коллективов планеты и, соответственно, ни в чём себе не отказывать. Вместо этого, Чернушенко пятый десяток лет, как и предсказывал Евгений Мравинский, является «чернорабочим музыкального мира», удерживая изо всех сил «плацдармы» отечественной музыки и певческого искусства, прославляя на весь мир русскую песню.
Белый ангел у Гроба воскресшего Христа «с ликом как молния и одеянием белым как снег» изображённый на самой знаменитой в Сербии фреске (в построенном королевичем Владиславом монастыре Милешево), - вот уже 800 лет отвечает за возвещение миру самой главной вести... За возвещение миру вести о бессмертии русской песни, по выражению Фёдора Шаляпина - «крепко теснящейся с человеческой душой», отвечает Певческая Капелла под управлением Владислава Чернушенко. Бог ей на помощь.
Владимир Александрович Бельков, председатель правления общественного Комитета восстановления храма Спаса-на-Водах
1. Re: «Чернорабочий музыкального мира»