Министр Обороны РФ С. К. Шойгу 12 марта 2019 года проинспектировал строительство атомных подводных лодок и модернизацию тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТРРКР) «Адмирал Нахимов», одного из серии проекта 1144.2. Его модернизация должна была по плану завершиться в 2018 г., но как всегда, затянулась. От имени Верховного Главнокомандующего ВС поставил задачу - завершить модернизацию крейсера к концу 2019 г. После этого срок службы крейсера будет продлён ещё на 35 лет. К слову, наши корабелы умеют клепать корпуса на совесть. Будет ли продлён срок службы действующего ТАРКР «Пётр Великий», пока неизвестно? Эксперты не считают корабли этого типа «убийцами авианосцев», но то, что это мощнейшие корабли настоящего, это точно!
Корабли проекта 1144 (шифр «Орлан») (планировалось семь единиц) начали строить в 1973 г. Построено было всего четыре. Последний «Пётр Великий» вступил в строй в 1996 г. и несёт службу и сегодня.
Первый ТАРКР «Киров» («Адмирал Ушаков») вступил в строй ещё в 1980 г. и был флагманом Северного флота. «Орланы» были любимцами Главнокомандующего ВМФ СССР С. Г. Горшкова. Автору этих строк посчастливилось быть на нём, когда Главком в 1984 г. на учениях Северного флота проверял огневую мощь этого корабля. Были отражения на корабль со всех сторон, и это надо было видеть, как огневой вал с крейсера отразил все атаки. Прошло 35 лет и многое изменилось, но можно сказать с уверенностью, что «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2 после модернизации продолжит статус самого мощного надводного корабля в мире, уже в этом веке.
На Балтийском заводе в Ленинграде 29 апреля 1989 года был спущен последний из четырёх ТАРКР проекта 1144.2, ныне «Пётр Великий». В связи с этим хочется коротко вспомнить историю этого проекта. Крейсера не единожды меняли свои имена, возможно, из-за этого и судьба их неоднозначна.
Крейсера проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными кораблями ракетоносцами ВМФ СССР, и первыми кораблями большого водоизмещения, более 25 тысяч тонн. После 2-й мировой войны никто таких кораблей, кроме авианосцев, не стоил. Но, несмотря на уникальность этого проекта, его трудно признать удачным.
Нечёткое определение роли корабля при проектировании, наше стремление навесить на него как можно больше вооружения (это недостаток нашего менталитета) делало его многоцелевым, но не «убийцей авианосцев». Для этого более реально существовали и существуют ПЛАРК проектов 949 и 949А.
После распада СССР первые три крейсера в связи с отсутствием средств были выведены в резерв (слава Богу, не порезаны) и без должного ухода быстро пришли в негодность. В начале 2000-х годов несколько раз принимались решения, как на восстановление, так и на утилизацию, но ни то ни на другое не было средств. К 2012 г. всё-таки приняли решение о восстановлении самого нового из стоящих в резерве ТАРКР «Адмирал Нахимов» («Калинин») (1992 г.). Восстановление ТАРКР решено совместить с его глубокой модернизацией, поскольку с момента достройки прошло свыше 20 лет, оружие и электроника стали другими. Это будет, по сути, новый корабль со сроком службы 35 лет.
С 24 октября 2014 г. крейсер «Адмирал Нахимов» (до этого «Калинин») был введён в наливной бассейн «Севмаша» и был начат демонтаж подлежащего замене оборудования. По плану модернизированный крейсер должен был передан флоту в 2018 г., но, как видим, сроки переносятся на 2019 год.
Судьба действующего ТАРКР «Пётр Великий» и стоящего в отстое «Адмирала Лазарева» («Фрунзе») пока не решена.
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист