Путь промысла Его неведом потому,
Что вера есть в Него, но веры нет Ему
Ф.И.Тютчев
Последнее время много публикаций про будущий строй России. Я двумя руками за «православный социализм», хотя считаю это утопией. Так же, как возвращение прежних монархии и социализма. Но и здесь есть положительный момент. Обсуждение нового социального строя, пусть и утопического, показывает возможность его реализации. Общество развивается, когда ориентировано на будущее. Мы знаем, что «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26). Остаётся открытым вопрос: какой процент людей в России должен хотеть нового строя? Предположим, сильный лидер соберёт единомышленников, революционным путём заложит основы «православного социализма». А как быть с теми, кто считает единственно правильным строем монархию? Но разве не Господь вернул Церковь вместе с монархией во время гонений? Пока мы не поймём для чего, согласия не будет.
В Ветхом Завете описывается революционный путь, когда от Израильского царства отсоединилось десять колен. И от гражданской войны израильтян отговорил пророк Самей. «Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню» (3 Цар. 12: 24). Послушались слова Господня...
Очень трудно себе представить такое послушание сегодня. Подразумевается, что победители будут честными, справедливыми, богобоязненными, и конечно, православными христианами. А с какой стати? Вы хотите жить по любви? Да кто ж вам даст? Скорее всего, лидеры православного социализма вынуждены будут действовать не уговорами, а жёсткими методами. Не зайдёт ли солнце во гневе нашем? Не дай Бог...
«У нас любовь кругом цветет
И добродушие струится.
И кровью обольется тот,
Кто в этом смеет усомниться».
Православные христиане считают, что Господь любит Россию. А раз любит, значит, наказывает. «Неискушен да неискусен будешь». Эти слова можно применить как к отдельному человеку, так и к стране. В течение века рухнули российская и советская империи. За что Бог наказал Россию? До сих пор, даже у православных людей, нет единого мнения. Мы всё пытаемся свалить вину на интеллигенцию, на большевиков, на либералов, абы на кого. Кто виноват: Смердяков или Иван Карамазов? Попытки упростить нашу историю, нежелание понять, в чём состоит промысел Божий, ни к чему конструктивному не приведут.
Как нам прийти к пониманию, что Историей правит Бог? Что и Октябрьская революция и развал СССР часть Божьего промысла?
«Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: "подавай, и мы будем пить!" Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами» (Амос 4: 1-2). «Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (Амос 4: 11).
Так было со всеми. Гонения претерпели христиане во многих странах. Чем Россия лучше?
Российская империя в 20 веке называла себя христианской, но по сути таковой уже не являлась. Отклонилась от пути промысла Божьего и была уничтожена. И кем заменена, - безбожным советским государством!В России революционная ситуация назревала десятилетиями. Лучшие люди страны предупреждали о страшном будущем православной России. К 1917 году вся атмосфера в стране была насыщена ненавистью, общество перешло грань и уже не способно было вернуться к Богу. Огромная православная держава нуждалась в прорыве гнойника, иначе было бы ещё хуже. Приход к власти большевиков абсолютно закономерен.
Грехи Российской империи породили СССР. Кризис русской истории является и кризисом русского православия. Наиболее точно об этом сказал архиепископ Иоанн Шанхайский: «Hадо ясно понять, что Православие есть страшный Огонь, как Святые Тайны. Принимающих полноту Православия этот Огонь либо преобразит, либо сожжет. Православие создало дух русского народа, но оно же и сожгло русский народ. Hеправда, что русский народ сожжен большевизмом; он сожжен Православием, он сделался недостойным причастником Святыни Полноты веры и эта Святыня опалила его».
Очень многие были возмущены концовкой поэмы Блока «Двенадцать».
«Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос».
Христос идёт вместе с безбожниками-большевиками. Но сам Блок говорил, что он хотел видеть другого, но «чем больше вглядывался, тем яснее видел Христа, к сожалению, Христа». Апостол Павел называл Церковь столпом и утверждением Истины. Что же понял Алексей Лосев, написавший: «СССР - столп и утверждение мирового идеализма?» Как нам пройти этот путь, от идеализма к Истине?
Когда-то нас в школе учили: верхи не могут, низы не хотят. Эти блоковские «двенадцать апостолов» уже не хотят жить по-старому, они уже не верят поповским сказкам про какого-то Бога. Теперь они сами построят новый мир, их мир; они дерзновенно уходят в ночь, на простор Истории.
А с кем было идти Христу? С февралистами, которые предали монархию и царя? С епископами, не сумевшими сохранить полноту Православия? С генералами, среди которых верными царю остались всего трое? С развращённой интеллигенцией? Большевики железной рукой собрали страну, построили социализм, уж какой получился. Российских пророков не услышали, не послушались слова Господня. Святую Русь сохранили новомученики, как и было за всю историю христианства во многих странах.
Русская общественная мысль небесную идею Православия заменила земной идеей социализма. О справедливой социальной жизни русский человек грезил издавна. Ведь когда нет любви, хочется справедливости. В сознании русского человека (любого, принимающего русский мир) есть мечта об Идеале. Пусть и недостижимом, но Идеале. Даже у атеистов. И эта мечта не даёт успокоиться, потому и бросает нас из стороны в сторону. От святого до разбойника и обратно. Нам всё кажется, что надо убрать плохих правителей и будет небо в алмазах. Очень заманчивая идея, даже сегодня.
Плещется речка и в утреннем мареве
Прямо ко мне чей-то голос летит:
«Надо убить не собаку, а барыню,
Ваня Тургенев поймёт и простит».
Михаил Анищенко
Социализм можно представить в виде ларца, в котором лежит жемчужина. И человек с русским менталитетом всё хочет достать её. И как можно быстрее. Посему, ларец постоянно завален костями мёртвых и всякой нечистотой. Жажда справедливости обернулась жаждой разрушения. Но жемчужина там есть. О её существовании знали со времён крещения Руси, да и сегодня есть группы христиан, которые видят её. Она сверкает сквозь непробиваемые стенки ларца жизнью наших святых, весной 45-го года и полётом Гагарина. Но пускает она к себе далеко не всех. Как писал Феликс Карелин: «Капитализм нуждается в грехе, социализм - в добродетели». Где ж столько наберёшь добродетельных? Да их же наиболее нетерпеливые то и изничтожат.
Почему социализм не может удержаться? Потому что народ не тот, но другого народа у нас нет. А для такого, какой есть, необходима сильная государственная власть. Да и народ сам государственник. Потому он и стерпел большевиков, что понимал: только большевики способны собрать страну и навести порядок. Только сильная централизованная власть может защитить жизненное российское пространство. Вся история России об этом говорит.
Советская система держалась потому, что люди прошли через неимоверные испытания. Выполнили все задачи, которые смогли. Было построено уникальное государство, изменившее мир. На этом система изжила себя, ничего конструктивного сделать было уже нельзя. Люди уже не соответствовали ей. Народу прививали интеллигентское сознание, но чрезмерное количество интеллигентов вне Церкви разрушит любую страну. Советский человек стал превращаться в потребителя. А зачем потребителю жемчужина, когда есть чечевичная похлебка? Чтобы сохранить систему, необходимо было вовремя отстреливать элиту, чтобы остальные могли спокойно работать. И всё же, это была бы временная мера. Советский период, несомненно, проект Бога, первый пробный выстрел. Незавершённый проект, по Зиновьеву.
История России подчинена Божьему предопределению. И только свободная воля человека не подчиняется предопределению. Чем больше людей понимает это, тем меньше будет крови, и наоборот.
Что же дальше? Мы уже испытали на себе всю прелесть демократии. России опять предстоит выбор. Раствориться в окружающих её цивилизациях и постепенно превратится в региональное государство, потерять свою самобытность. Или опереться на свои традиционные ценности, сохранить веру и деяния своих отцов. Этим поставить себя под удар всему коллективному Западу, у которого ещё есть силы сломить русское сопротивление. Вопрос, что делать с элитой, она то уж точно не захочет изменения социальной системы. Кого мы будем топить в очередной раз? Не нас, не нас - их?
Мы такой народ, что замахиваемся на глобальные проблемы, иначе скучно. Западный крестьянин утром надевал сапоги и шёл на работу. Русский крестьянин надевал валенки, садился на кровать и думал о смысле жизни. Эта исконная наша черта есть и сегодня. Эти зелёные ростки стремления к миру горнему пробиваются и в наше время, как не пытаются их закатать в асфальт либеральной свободы. Нам нужна свобода духа, а не греха. Как достичь свободы духа знает каждый православный христианин. Но одно дело знать, другое - стараться привести к ней самого себя, а не другого.
Что мы сделаем с инакомыслящими, когда придём к власти? Пусть этот вопрос зададут себе все: монархисты и православные социалисты, коммунисты и либералы, христиане и мусульмане. Относительно бескровно могут вывести Россию на более совершенный путь развития только те, кто сможет убедить общество в необходимости синергии человека и Бога.
Как можно убедить народы России, среди которых большая часть живёт, не пересекаясь с Богом, посредством выполнения евангельских заповедей? Православных у нас около 80 процентов, воцерковлённых же не более пяти процентов. Да и те между собой договориться не могут. Какой уж тут новый, более совершенный общественный строй. К сожалению, только общая беда может нас сплотить. Когда мы уже вынуждено, но простим своим оппонентам неправильную точку зрения.
Возможен ли эволюционный путь? Для этого критическая масса нашего народа должна озаботиться своим духовным состоянием. Впору вспомнить красивую метафору про эффект сотой обезьянки. Про большой массив интеллекта, по Острецову. Про настройку на Божественную «частоту». К кому мы сегодня ближе: к Богу или к обезьянке?
В моей душе идёт война.
Там бьются Бог и Сатана.
Война миров, война врагов,
Война Святых и колдунов.
На этой страшной на войне
Стою я тихо в стороне.
Как долго мне ещё стоять?
Я должен что-то предпринять:
Шагнуть иль в свет иль в темноту,
Но перейти боюсь черту.
Ищу, ищу в себе ответ,
Но всё держу нейтралитет.
Юрий Кузнецов
Куда мы шагнём в очередной раз? Как нам добиться, чтобы власть одумалась и стала служить Богу? Ведь видим, что у них и там не так, и здесь не эдак. Храм строится кирпичик к кирпичику. Личный кирпичик каждого из нас в строительстве храма - России - должен найти своё место. И его надо уложить обожжённым Христовой верой. Чтобы он не рассыпался со временем, чтобы его не выдавила влага неверия соседнего кирпича, чтобы он выдержал внешние воздействия. Чтобы при взрыве стены этот кирпичик можно было снова использовать для ремонта и строительства. Или опять нам ждать новых страданий, чтобы понять вразумление Господне?
Каждый из нас может на своём месте жить и работать по совести. Но нет. Мы всё стремимся указать на ошибки других. Мы видим следствие, но не хотим понять причины. Нам стыдно не за себя, а за других. От дворника до президента, от монархиста до социалиста, от мирянина до церковного иерарха. Православный христианин должен показать другим полноту Православия личным примером, выправляя свою жизнь по Евангелию. Мы все это знаем, но надо признать, что мы ждём этого от других. Ведь это они, другие, неправильно живут, неправильно мыслят, неправильно понимают Божий Промысл.
Чтобы избавиться нам от осуждения других, необходима церковная практика. Только Церковь Христова даёт силу познать свои немощи. Только тогда мы сможем быть соработниками Бога. Только совместное усилие Бога и человека даст ощутимый результат. Божьи кадры решают всё!
Сергей Александрович Смирнов, публицист
80. Ответ на 77., Советский недобиток:
79. Ответ на 76., Влад.Атласов:
78. Re: Божьи кадры решают всё
77. Ответ на 76., Влад.Атласов:
76. Электрику73
75. Ответ на 72., Андрей Карпов:
74. 72
73. Ответ на 71., Влад.Атласов:
72. Re: Божьи кадры решают всё
71. Электрику