Как сообщалось, в четверг, 7 февраля, в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры состоится вечер «Под покровом Божией Матери. Донбасс», посвященный событиям на Донбассе.
В рамках вечера состоится встреча с кинодокументалистом Натальей Батраевой и показ ее нового фильма «Донецкая Вратарница». Фильм завоевал целый ряд высоких наград как на Православных, так и на светских фестивалях.
На следующий день, 8 февраля, в 19-00 показ фильма состоится в храме Тихвинской иконы Божией Матери по адресу: ул.Софьи Ковалевской, д. 9 к. 1.
«Они сажали капусту на огороде, когда в Донецке началась война... Игуменья Михаила и Юлия внезапно оказываются в эпицентре боев, в православном монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Женщины в полной мере разделяют судьбу обители, хотя имеют возможность уехать в любой момент, - говорится в аннотации к фильму. - Главные героини рассказывают о своей жизни под обстрелами, о том, что приходило на смену страху и непониманию... Оказывается, война может быть самым глубоким - наиболее полным и осмысленным - временем человеческой жизни».
Кинокритик Андрей Михайлович Шемякин, говоря о конкурсной программе дебютов в документальном кино «Лучезарного ангела», отметил, что «когда страна находится накануне очередного перелома, хочется узнать, что думают молодые режиссёры о происходящем вокруг. Конечно, фильм не обязан что-то иллюстрировать или доказывать, но важно то, как молодой режиссёр представляет себя в потоке времени.
Есть дебюты, идущие в программе фестиваля отдельно. Например, "Донецкая Вратарница". Мне бы хотелось, чтобы на этот фильм обратили внимание молодые, потому что это тоже первая работа, хотя её и нельзя сравнивать с учебными заданиями, в этом фильме каждый кадр пронизан болью за то, что происходит в Донецке. А для меня наличие боли - самое главное. Интересно эту картину соизмерить с другими работами, потому что пространство общее и время предполагает сопоставление. Может быть, люди, которые заканчивают или уже закончили обучение режиссуре, посмотрев "Донецкую Вратарницу", подумают над своим следующим фильмом, о чём его снимать».
После премьеры в Доме русского зарубежья член Союза журналистов России и Международной федерации журналистов Юлия Белоус призналась, что «такой концентрации искренности, правды и человечности наш кинематограф давно не в состоянии предъявить. Четыре года уложить в 45 минут - задача сверхсложная. Каждый эпизод прожит: монтаж становился аналогией ампутации - память режет по живому, как можно что-то убрать?! Тем не менее, получилось. Поэтому и получилось расщепить атом, который за эти коротенькие 45 минут облучает и сердце, и мозг, а главное - душу зрителя. Казалось бы, фильм о войне? Нет. Он о человеческой душе».
«Наверное, впервые в жизни лично я поняла до конца то, что древние греки договорились когда-то называть катарсисом, хотя режиссёр, она же оператор, вовсе к этому не стремилась - это всё её любовь к своим героиням, именно любовь в христианском понимании этого слова, а через них - уже ко всем», - подчеркнула журналист.
«Как говорить о том, что началось в 2014 году между Россией и Украиной, никого не оскорбив, не унизив ни единым словом, намёком?! Невыполнимая, казалось бы, задача решена Натальей филигранно, тонко, тактично по отношению к обеим сторонам, опять и опять искренне - так бережно к людям перед объективом камеры и людям перед экранами давно не относились документалисты, - считает Юлия Белоус. - Вот именно, просто - как к ЛЮДЯМ. Ни слова о политике, зрителю предоставляется безграничная территория для осознания без назойливых указателей... Могу писать ещё долго. Сегодня у меня такое ощущение, что я видела не Наташу, которую знаю много лет, а передо мной стоял новый Художник жизни - будто кокон разорвался: существо фильма оказалось похоже на огненного ангела, опаляющего души».
«Ещё не могу не сказать про музыку, поверьте мне, музыканту - такого соответствия музыкального материала и снятым кадрам вы вряд ли видели до и увидите после.
И да, повторю, фильм о войне, но в нём ни одного трупа, ни капли крови. Однако ливень, плач небес, сквозь сгоревшие балки купола монастыря расскажет о войне неизмеримо больше...» - заключила журналист.
Награды:
Лучший короткометражный фильм и приз кинопрессы фестиваля документального кино «Россия».
Гран-при кинофестиваля «Святой Владимир».
Лучший дебютный документальный фильм кинофестиваля «Лучезарный ангел».
Гран-при кинофестиваля «Вечевой колокол».
Лучшая режиссерская работа кинофестиваля «Радонеж».
Приз зрительских симпатий киноклуба «Русский путь».