Уранополитизм против православного социализма

Николай Сомин отвечает на статью Сергея Шаракова

Николай Сомин 
Православный социализм: pro et contra 
0
08.01.2019 3328
Статья С. Шаракова «О "православном социализме" Николая Сомина» являет собой последовательность курьезных или вовсе неверных утверждений. Вкратце разберем их.

I. Прежде всего, автор против осмысления социальной сферы. Де, этим занимаются на Западе; нам же, православным, такое занятие только вредно – оно, видите ли, только разрушает христианство. Как выражается автор, идеи социального христианства «не актуальны для современного мира и не могут претендовать на общественный интерес. Соответственно, их не следует и обсуждать». Ничего себе! Очень даже актуальны. Посмотрите хотя бы на РНЛ: там добрая половина статей посвящена социальной проблематике, а уж комментариев на эту тему – просто море. Именно поэтому нам позарез нужна христианская теория социума – без нее православный люд в социальных проблемах тычется в разные стороны без руля и ветрил.

До сих пор православной социологии нет. Ибо святые отцы жили во времена, когда о социологии и слыхом не слыхивали. На Западе социальная доктрина оформилась лишь двести лет назад – они все-таки сумели понять ее крайнюю необходимость для жизни современных христиан. Правда само содержание западной социальной доктрины оказалось в корне неверным – под напором реалий мира сего они приняли частную собственность в качестве необходимой основы социума и тем самым благословили такую мерзость как современный капитализм.

Среди наших же православных богословов считается обязательным тупо следовать букве древних святых отцов. Даже в отсутствии чего-либо – раз у них о социуме в общем-то ничего нет, то и нам об этом не следует думать. Иначе говоря, проповедуется уранополитизм – отрицание в рамках христианства социальных, политических и межнациональных проблем. И в результате о социуме наши богословы очень часто судят неквалифицированно, попросту говоря, городят ахинею. Образчик такого неудачного богословия преподал нам сам автор в конце своей статьи (см. п. IV.).

II. Теперь о том, что же сказали нам, христианам, апостолы, создав коммунистическую христианскую общину? Наш автор, приведя знаменитую цитату из Деяний апостолов (Деян. 4: 32-35) вдруг заявляет: «В Деяниях ничего не говорится о том, что руками апостолов была создана коммуна на фундаменте веры в Бога и общности имущества. В приведенной евангельской цитате речь идет о другом – о том, что общность имущества была делом благодати Божией». Но ведь что значит, что Бог дает благодать? Это значит, что Бог одобряет ваши действия, считает из правыми, угодными Богу и дает Свою помощь для их исполнения. А о каких делах, снискавших у Бога благодать, говорят нам Деяния? О вере в Бога и общности имущества – больше ни о чем. Стало быть, именно эти черты и считает Господь основными, т.е. теми, которые как раз положены в фундамент дела апостолов! Спасибо Сергей Леонидович за формулировку – в моей статье о «фундаменте» не сказано, а надо бы. Проговорка, конечно, получилась удивительная, но так по промыслу Божию бывает: хочешь сказать «нет», а фактически говоришь «да».

III. А вот как выглядит главный аргумент критика: «Сомин проповедует обратную последовательность: сначала надо установить определенную социальную формацию, которая уже затем будет влиять на человека… Логика движения мысли Сомина и других "социалистов" заключается в том, что уровень социального бытия человека в подобных рассуждениях оказывается более глубоким по сравнению с уровнем внутреннего человека (выражение апостола Павла)».

На самом деле автор воочию показывает, что он – типичный уранополит, для которого существуют только традиционные церковные способы спасения: умное делание и таинства – все же остальное на человека не влияет. Я же социолог, и вижу, что социум в огромной мере воспитывает – хороший социум воспитывает морального человека, а развращенный социум его погружает в грехи и духовно губит. Как говорит апостол, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33). Самое интересное, что силу этого доказывает сравнение советского социализма с нынешним капитализмом. В советский период Сам Господь поставил «социальный эксперимент», причём, чистый, ибо влияние церковных факторов было отсечено госатеизмом. И что мы видим: советское воспитание в условиях общественной собственности привело к выработке человека, уровень солидарности которого (в среднем) на порядок выше, а уровень сребролюбия – на порядок ниже, чем у человека сегодняшнего, казалось бы, открытого влиянию Церкви. Я прожил более 40 лет при социализме (хотя уже в загнивающий период) и 30 лет при капитализме и поэтому могу с уверенностью это утверждать.

Разумеется, отрицать церковный путь – безумие, и в моих статьях этого нигде нет. И более того, я считаю, что его воздействие более глубоко, чем воздействие социума. Может быть в излишне пропагандистском, безличном характере воспитания и заключалась одна из проблем советского социализма. Но опять-таки, смотря на мир глазами социолога, я вижу, что настоящих христиан мало, а потому воздействие Христовых заповедей, хоть и более глубокое, увы, носит точечный характер и погоды не делает. Социум же воспитывает всех. Собственно в этом и состоит идея православного социализма – подключить совместимый с христианством социум для содействия делу спасения. Отрицать же эту помощь, заявляя, как это делает С.Шараков: «Система социальных отношений для христианства принципиально не важна» – просто неразумие.

IV. Но автор продолжает: «Не важна, потому что христианство в природе власти как таковой видит глубину, ускользающую от взора социалистов». И в чем же эта глубина? Оказывается, в том, что «источник власти в мире только один - Бог». Иначе говоря, любая власть установлена Богом. Думается, что здесь автор делает сразу две фатальные ошибки, уничтожающие все его построения.

Во-первых, он демонстрирует отсутствие логики – невозможно понять, как из второго («любая власть от Бога») вытекает первое («социальные отношения принципиально не важны»). В общем «в огороде бузина, потому что в Киеве дядька».

А во-вторых, дядька вовсе не в Киеве. Автор не замечает, что если считать любую власть от Бога, то неизбежен вывод, что от Бога проистекает и добро и зло, что есть типично индуистская позиция, отвергнутая христианством. Любопытно, что сам автор задает себе вопрос «А что, власть Гитлера и т.п. - от Бога?» И хотя он явно на этот вопрос не отвечает, но сказав, что любая власть от Бога, вынужден признать, «да, от Бога», сделав Бога ответственным за все преступления нацистов. И его нисколько не смущает, что христианство испокон веков знает, что Бог может действовать Сам, проявляя необоримую силу, а может и попускать, стараясь не нарушить свободную волю творения.

Интересно, что автор пытается обосновать свой тезис апостольским речением «ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13: 1). Однако давно и убедительно доказано, что это неудачный перевод; подлинный же смысл этой фразы противоположен: «та не власть, что не от Бога». Иначе говоря, есть много различных властей, хороших и плохих, но подлинная власть всегда происходит от благого Бога. Во всем же фрагменте (Рим. 13: 1) ап. Павел под властью подразумевает существующую на тот момент римскую власть, власть по мнению апостола богоустановленную, делающую добро и которой поэтому надо подчиняться.

В общем, думается, что поскольку уранополитизм полностью отрицает наличие социума, то все его стрелы против такой социальной теории, как православный социализм, оказываются просто летящими мимо цели.

Николай Сомин, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

310. Ответ на 307., РЛА:

Не умеете пользоваться поиском или принимаете слова святого за коммунистическое интервью - это Ваши проблемы.

Ну, покажи мастер-класс пользователя!
Лебедевъ / 17.01.2019 19:09

309. Ответ на 306., Лев Хоружник:

Большевики, как защитники Православия

И таки много "назащищали"?
Лебедевъ / 17.01.2019 19:07

308. Ответ на 303., Лебедевъ:

Опять врешь? Где в официальных "Актах святейшего патриарха Тихона" интервью из большевистских "Известий", которым ты любишь здесь трясти?

Не умеете пользоваться поиском или принимаете слова святого за коммунистическое интервью - это Ваши проблемы.
РЛА / 17.01.2019 18:33

307. Ответ на 303., Лебедевъ:

Большевики, как защитники Православия https://azbyka.ru/otechnik/books/original/15438/15438-Акты-Святейшего-Патриарха-Тихона-позднейшие-документы-и-переписка-о-каноническом-преемстве-высшей-церковной-власти.pdf 1 5 (2 8 ).0 6 1 9 2 3 . Послание Святейщего Патриарха Тихона (первое по освобождении из заключения) * …Но со временем многое у нас стало изменяться и выясняться, и теперь, например, приходится просить Советскую власть выступить на защиту обижаемых русских православных в Холмщине и Гродненщине, где поляки закрывают православные церкви…(стр. 283)
Лев Хоружник / 17.01.2019 09:11

306. Ответ на 302., Лебедевъ:

Коммунизм и масонство - близнецы-братья! Однояйцевые!Более того, знаете, в чем заключалась тайна всех тайных революционных сообществ? ???

Они все были нетрадиционной ориентации...
М.Яблоков / 17.01.2019 08:06

305. Ответ на 298., РЛА:

Теперь Вам ясно, по каким "ГОСТам" я работаю?

Опять врешь! Раздирбанил советскую власть на несколько частей - "антисталинисты", "деградировавшие коммунисты" и проч. - и бегаешь тут в поисках непонятно каких "антисоветчиков", сам являясь таковым.
Лебедевъ / 17.01.2019 07:58

304. Ответ на 300., РЛА:

Воззвания и послания патриарха Тихона взяты из книги "Акты святейшего патриарха Тихона" издательства Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

Опять врешь? Где в официальных "Актах святейшего патриарха Тихона" интервью из большевистских "Известий", которым ты любишь здесь трясти?
Лебедевъ / 17.01.2019 07:45

303. Ответ на 299., М.Яблоков:

Коммунизм и масонство - близнецы-братья! Однояйцевые!Более того, знаете, в чем заключалась тайна всех тайных революционных сообществ?

???
Лебедевъ / 16.01.2019 19:55

302. Ответ на 300., РЛА:

Не пойму, что Вы хотели сказать?..Воззвания и послания патриарха Тихона взяты из книги "Акты святейшего патриарха Тихона" издательства Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:Протоиерей Владимир Воробьев(главный редактор)Протоиерей Александр СалтыковИеромонах Дамаскин ОрловскийВот ссылка для скачивания:http://www.orthedu.r.../download.php?id=739

Не скачивается.А молитвослов,где молитва о гонимых братьях,о покаянии гонителей, вот передо мной.
Влад.Атласов / 16.01.2019 19:23

301. Ответ на 297., Влад.Атласов:

Не пойму, что Вы хотели сказать?.. Воззвания и послания патриарха Тихона взяты из книги "Акты святейшего патриарха Тихона" издательства Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Протоиерей Владимир Воробьев (главный редактор) Протоиерей Александр Салтыков Иеромонах Дамаскин Орловский Вот ссылка для скачивания: http://www.orthedu.ru/engine/download.php?id=739
РЛА / 16.01.2019 18:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Николай Сомин
Два богословия
II. Социально-историческая точка зрения
03.08.2021
Социальная заповедь христианства
Христианин во что бы то ни стало обязан бороться за христианский социальный строй
03.08.2021
Два богословия
I. Взгляд из Евангелия
22.07.2021
Православный социализм как русская идея
Доклад на конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России», 20.03.21
23.03.2021
О началах христианской социологии
Православный социализм – будущее России
10.02.2021
Все статьи Николай Сомин
Православный социализм: pro et contra
«Взять себе в духовные руководители наших боголюбивых предков...»
Доклад на религиозно-научной конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
13.08.2021
Два богословия
II. Социально-историческая точка зрения
03.08.2021
Социальная заповедь христианства
Христианин во что бы то ни стало обязан бороться за христианский социальный строй
03.08.2021
Два богословия
I. Взгляд из Евангелия
22.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.10.2021 01:43
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от С. Югов
27.10.2021 23:23
Чудо и мифы
Новый комментарий от Наталья Сидорина
27.10.2021 22:20
Зачем Дмитрий Киселев оскорбил Марию Шукшину?
Новый комментарий от Константин В.
27.10.2021 22:00
Русская тихоокеанская одиссея Кирилла Черевко
Новый комментарий от Наталья Сидорина
27.10.2021 21:07
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от С. Югов
27.10.2021 20:54