О святом и криминальном

Размышления о парадоксах истории

Бывший СССР  Иосиф Сталин 
0
997
Время на чтение 8 минут
В силу профессии судебного юриста, проведя жизнь вблизи криминала, не могу не поделиться некоторыми соображениями. 

Первое состоит в том, что общество в какой-то момент достигает состояния, когда ценности меняются местами. Хорошее становится презренным, а плохое - достойным и желанным. Такое состояние испытывала наша страна и ее население совсем недавно, в лихие девяностые, когда приличное поведение было зазорным, а криминальные повадки - признаком достойной жизни.

Надо полагать, что нечто подобное было пережито нашими предками в далекие революционные годы, потому как те события представляли собой разборки по переделу собственности, аналогичные тем, что мы наблюдали в те же девяностые. Просто разборки тогда были жестче, чем в наше время, что не удивительно. Страна со временем стала более структурирована, и, что важнее, основной переход собственности состоялся по известной ваучерной схеме, обеспечившей перетекание имущества из де-факто ничейного в собственность конкретных лиц. Защищать ничейное как свое психологически сложно. Такое перетекание собственности формально никого не задевало, в то время как все ресурсы населения, которые только и могли быть использованы для сопротивления, были заранее, известным образом, обнулены.

Автор ваучерной приватизации пользуется дурной славой, но нельзя не признать, что его придумка, несмотря на множество негативных следствий, практически выбила почву для гражданского противостояния в форме военных действий, так как прямой грабеж, в виде национализации 1918 год, вызывал желание взяться за оружие, в то время как приватизация, как мошенничество, по своей природе провоцировала не силовой ответ, а возмущение, осуждение, поиск правды и пр., что фактов не меняло, но энергия протеста истощалась на митингах.

Сознание общества в целом в такие времена приобретает некие криминальные черты.

Наверное, нечто подобное происходило и две тысячи лет назад с обществом Иудеи, переживавшим времена политической и экономической нестабильности, связанной с утратой независимости и необходимостью платить налоги не только своему государству, но и Римской империи. При этом, в духовной сфере, несмотря на традиционную религиозность, народ Иудеи утратил нечто из того, что делало его некогда великим «так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слушают и не разумеют» (Мк. 4: 12). То есть духовная жизнь стала для него в существенной степени недоступной. Хотя, ничего необычного в этом нет. Мир рано или поздно подавляет духовность. Таким обстоятельствам трудно противостоять. И это второе, о чем хотелось сказать.

Известно, что распятием Христа с двумя разбойниками исполнилось пророчество «и к злодеям причтен» (Мк. 15: 28). Также известно, что кроме разумного разбойника, что первым попал в рай, «нынче же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43), христианином стал и сотник, руководивший казнью, «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15: 39). 

В условиях кризиса морали, который явно вырисовывается из предложенного Понтием Пилатом и сделанного обществом выбора между праведником, лечившим людей, и лидером беспорядков, совершившим убийство (Лк. 23: 25), завершение первого пришествия Господа Иисуса Христа в окружении криминала отчетливо показывает слой общества, который сохраняет верное представление о добре и зле, хотя и участвует во зле, но его осознает именно злом.

Не законники, не религиозные лидеры и не лидеры экономической жизни, не сливки общества или те, кто по факту себя таковыми определил, оказываются способны понять христианство, а преимущественно простые люди, среди которых и дно общества, криминал, который в условиях нравственного хаоса способен определять зло как зло и, соответственно отличать - не зло...

Русская история двадцатого столетия содержит некое сходство с тем новозаветным состоянием библейского общества.

То, что начало двадцатого века в России, при всех экономических достижениях страны, было периодом политической нестабильности, - факт бесспорный. Не останавливаясь на множестве причин такого состояния общества, хочется отметить, что нравственный его кризис также был очевиден. Он изначально определялся кризисом общественного сознания, поврежденного неготовностью богословского осмысления научно-технического прогресса, когда аргументация по типу того, что наука исключает существование Бога, а техника, управляемая человеком, способна творить чудеса, разрушала авторитет религиозных источников и нравственных императивов.

Политическая нестабильность имела происхождение не только социально-экономическое. Исследование исключительно этого сегмента причин, практикуемого современной исторической наукой, мало что объясняет. 

Так в СССР социально-экономическое напряжение, в течение практически всей его истории, за исключением латентного периода, именуемого застоем, было существенно большим, чем в дореволюционной России...

Очевидно, что основной и существенной причиной проблем русского общества начала 20-го века было отсутствие механизмов его самозащиты против новых, в первую очередь информационных угроз. 

Царская власть пыталась защищать общество от кризиса неизбежно существующих противоречий путем интенсивного экономического и культурного развития, искренне полагая (так же думали русские власти конца двадцатого столетия, что рынок отрегулирует все экономические проблемы), что рост экономики, влекущий рост уровня жизни, снимет остроту социальных противоречий. Расчет, в сущности верный, не имел лишь одного - системы социально-политической самозащиты, не было слоя людей, объединенных в организацию, которая бы могла обеспечивать ход этих непростых процессов. Проблемы, стоявшие тогда перед обществом, были абсолютно решаемы и не носили кризисного и разрушительного характера. Но в существенной части поврежденное европейской культурой и заимствованным из нее атеизмом дворянство, оставаясь опорой самодержавия, не могло ни осознать, ни решать такие задачи. 

В сущности, неизбежность революции, как проигрыша русских властных структур в войне с элитарными властными структурами Запада, была предопределена тем, что в стране отсутствовала эффективная организация управления обществом. Организация административного управления государством была достаточно сильная. Но общество находилось в культурном и политическом плане в хаосе. Опорный слой самодержавия - дворянство - утрачивал свои экономические позиции, а культура национальная, в сущности религиозная, была подавлена европейскими, атеистическими заимствованиями. 

То есть общество находилось в состоянии новозаветном, т.е. кризисном, когда ценности меняются местами. Поэтому имеются определенные основания рассматривать криминал соответствующего периода в той или иной мере в качестве общественной группы или немногочисленного слоя, в числе других сохраняющего базовые нравственные императивы, но обладающего одним преимуществом: организацией и силой.

В частности, нельзя закрывать глаза на то, что самые высокие в мире темпы экономического развития, имевшие место в тогдашней России, вели к жесткому имущественному расслоению населения бурно растущих городов, большей частью за счет рабочего класса и интеллигенции, схожих друг с другом отсутствием собственности и существованием за счет своего труда. И те и другие продавали труд. Одни - интеллектуальный, другие, по преимуществу, физический. При этом существенная часть населения, обладавшая собственностью, специалисты с высокими уровнем доходов, в том числе квалифицированные рабочие, по мере роста бедноты, на фоне социалистической пропаганды имущественного равенства, становились все более уязвимыми и как объекты черной зависти, и как потенциальные жертвы общественных беспорядков, к которым скученно живущий и организованно работающий пролетариат, вместе с родственной ему по социальному положению, не владеющей ничем интеллигенцией, потенциально были готовы.

Складывалась некая новая неконтролируемая обществом и властью социальная среда, в которой прежние культурно-этические ценности претерпевали решительное изменение. 

Насильственные способы приобретения средств в этой среде уже не запрещались заповедями «не убий» и «не укради». Не случайно интеллигентный Ленин, в период нелегальной деятельности своей партии, благословляет разбои (эксы), как способ пополнения партийной кассы, а также убийства чиновников в качестве политической практики. А уже после захвата власти благословляет завладение имуществом, сопровождаемое массовыми убийствами собственников, в качестве государственной политики.

Проблемы общества, которые нормально лечатся развитием экономики и повышением уровня жизни населения в целом, соответственно требующие исторического времени, благодаря умело раздутому нетерпению масс стали трагедией. При том, что социальные потрясения, последовавшие за таким состоянием общества для низов, недовольных низким уровнем потребления, в сфере именно потребления ничего не изменили.

Перевод общественных проблем в сферу насилия вел лишь к снижению экономического потенциала и соответственно к снижению уровня жизни. При ожесточенном противостоянии социальных слоев зло зачастую воспринималось обществом в качестве добра, насилие по классовому признаку воспринималось некоей новой добродетелью, в то время как в своей основе и в массе было лишь гипертрофированной завистью, опирающийся на доводы лукавого ума. 

В этой ситуации хаоса если кто-то способен был воспринимать религиозные истины в качестве таковых, то именно те, кто творил зло, воспринимая его таковым, не подчиняясь играм ума в теорию классовой борьбы и прочему, похожему на правду, - то есть криминал.

Примечательно, что именно учащиеся семинарий нередко пополняли ряды революционеров. Это, с одной стороны, свидетельствовало о кризисе религиозного сознания, а с другой, о том, что молодые люди из религиозной среды искали реализации императивов добра в окружающем их кризисном мире. И то, что, в конечном счете, революцию оседлал семинарист, говорит о многом. Он в период подполья совмещал свою революционную деятельность с освященным партией криминалом, а, став гуру революции, предложил обществу, нацеленному на симулякр рая, заменитель религии в виде идеологии, а в виде бога этого правдоподобия смыслов уже самого себя. Это говорит, в частности, и о том, что русское общество как тогда, так и сейчас, интуитивно понимало и понимает необходимость религиозной составляющей своей духовной жизни.

В 90-х, когда разрушились все структуры управления обществом, именно криминал брал на себя основные функции общественной организации: суд, наказание и многое другое. То, что мы живем в криминальном государстве, не является фигурой речи, так как в существенной степени благодаря криминалу общество на местах смогло в тот период функционировать как общество. Криминал дал и множество лидеров на местах, которые фактически восприняли управление социумом. Нельзя похвастаться качеством таких лидеров. Но нельзя похвастаться и наличием лидеров из слоев, ощущающих себя интеллектуальной элитой. При признании тем или иным обществом кого-то в качестве лидеров, знания и внешняя культура не являются решающим преимуществом. Такими преимуществами является способность принимать жизненно важные решения и организационные возможности, то есть наличие людей, на которых можно положиться. Названия - банда или команда - здесь вторичны...

Не следует воспринимать данный текст как некую апологию криминала. Трезвый взгляд на историю убеждает в том, что в кризисные периоды именно «последние становятся первыми». И это - не результат злого умысла и не реализация теории заговора. Просто кризис - это всегда некий исход, а глобальный кризис - нечто вроде исхода из Египта. Когда есть тысячи и тысячи ситуаций, в которых в условиях утраты привычного управления кем-то принимаются жизненно важные для людей решения. Зачастую не интеллектуально взвешенные, а просто - по «Божьей воле». И зачастую такую роль оказываются способны принять на себя именно «последние»... 

Кто скажет, что общество в двадцатом веке, столь упорно и жертвенно строившееся в России, не являлось попыткой воплощения религиозного идеала, возникшего задолго до придуманной Марксом теории, - тот будет не прав. Потому как именно так и было! Под руководством разбойника-семинариста...

Павел Иванович Дмитриев, юрист, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 4., Алёша:

В 90-х, когда разрушились все структуры управления обществом, именно криминал брал на себя основные функции общественной организации

Это я слышал лет 10 назад от нашего замечательного пермского историка, культуролога и поэта В.М. Ракова и вполне разделяю эту мысль.
Блинов / 21.11.2018, 05:11

5. Re: О святом и криминальном

Утверждения автора не беспочвенны однозначно. Факт вхождения криминальных авторитетов во власть наблюдал лично. Есть до сих пор действующие и действующие в продуктивном ключе. Ну, понятно, что своего они никогда не упустят и используют положение по полной программе. Вообще ощущение от всего этого такое, что была дана команда свыше - братву пущать! Ну, разумеется, аккуратно, не отморозков безбашенных. Я полагаю, что с целью некоего противовеса.
Алёша / 21.11.2018, 01:21

4. Re: О святом и криминальном

Очень интересный материал. Можно не соглашаться, Но есть над чем подумать.
Андрей Карпов / 20.11.2018, 19:11

3. Re: О святом и криминальном

Сказать, что в 90-е годы криминал формировал общество, с большой натяжкой, можно. Но сказать подобное в отношении постреволюционных лет нельзя, ни в коем случае. В те годы общество формировала сила точно противоположная криминалу. Криминал - это зло. " Точно противоположная ему силу " - это тоже зло. Внутри зла есть свои противоположные крайности. Например, и капитализм, и социализм ( коммунизм ) - это проявления зла, однако эти проявления образуют противоположности. 90-е годы - это противоположность 20-х и 30-х годов 20-го века, но противопоставлять и сравнивать их я бы не стал. Это несопоставимые по масштабу явления. Мы беремся их сопоставлять потому, что мы жили в 90-е годы и испытали их на себе, а своя боль и горечь, как известно, всегда кажется самой большой и горькой.
Василий В.В. / 20.11.2018, 18:29

2. Re: О святом и криминальном

Сказать, что в 90-е годы криминал формировал общество, с большой натяжкой, можно. Но сказать подобное в отношении постреволюционных лет нельзя, ни в коем случае. В те годы общество формировала сила точно противоположная криминалу.
Василий В.В. / 20.11.2018, 18:12

1. Не слабо

Не слабо для юриста. Может быть близость к криминалу и породила такие неординарные мысли? Или ожидая тюремного срока автор решил потрафить бандитам - в надежде, что его не будут прессовать на зоне? Или это испуганный раболепный поклон в сторону служебной организованной преступности? Или это пресловутый стокгольмский синдром? Сколько предположений - и ни одного в пользу автора.
Петрович / 20.11.2018, 18:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Иванович Дмитриев
Запад не верит в нашу решимость
Почему это происходит и как нам всерьёз напугать англосаксов?
27.11.2024
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
Богоборчество – первопричина отказа от деторождения
Механическое формирование социальной и демографической политики в виде экономической поддержки без источников духовности и любви – работа в никуда
17.10.2024
Нет системного мышления
Недоумения по поводу демографического кризиса имеют одну единственную причину
23.09.2024
«Новый Родченков», или будущее легитимности выборов
Есть угроза использования врагами недовольства избирательной системой
16.09.2024
Все статьи Павел Иванович Дмитриев
Бывший СССР
ОДКБ – прообраз большого военно-политического союза
Нам надо использовать все возможности для противостояния Западу
29.11.2024
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Среди богемных литераторов были наркоманы, пьяницы и сексуальные извращенцы
29.11.2024
Русский характер как нравственная основа грядущей России
Открытое письмо Андрею Витальевичу Сошенко
29.11.2024
Взятие русскими войсками турецкой крепости Карс
Сегодня мы также вспоминаем Зою Космодемьянскую, химика-органика В.Н.Ипатьева, писателей Ю.П.Казакова и В.П.Астафьева
29.11.2024
Все статьи темы
Иосиф Сталин
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Игорь Бондарев
29.11.2024 21:16
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.11.2024 18:51
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.11.2024 18:17
«Надо менять концепцию экономики»
Новый комментарий от АБС
29.11.2024 17:09
К 90-летию фильма «Чапаев»
Новый комментарий от Русский Иван
29.11.2024 15:23