О Герое Советского Союза Адмирале флота Егорове Георгии Михайловиче можно сказать, что он герой войны и мирного времени, вернее сказать, «времён холодной войны». Недаром в представлении на звание Героя в 1978 году отмечено, что звание Героя присваивается за личное мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в строительство ВМФ в послевоенные годы и освоение сложной боевой техники. Да техника была сложной, первые атомные подводные лодки – их сложно было построить, но не менее сложно и осваивать их, и в этом немалая заслуга и Г.М.Егорова.
Один товарищ утверждал, что Егоров не герой-подводник, а получил Героя по разряду руководителей. Здесь я с ним в корне не согласен по двум причинам: первое – по всему послужному списку Г.М. Егоров самый истинный подводник и в свои 87 лет оставался им; второе – разве воспитание и подготовка многих командиров подводных лодок и соединений подводных лодок, среди которых много и Героев, это не подвиг? В 90-е годы прошлого века все подводники признали Георгия Михайловича Егорова живой легендой подводного флота России. Так что Егоров во всех отношениях самый истинный Герой Советского Союза из плеяды подводников, овеянных славой.
Мне посчастливилось служить под его началом с 1959 года, когда он пришёл на должность командира 8-й дивизии подводных лодок Северного флота. Это было соединение дизельных подводных лодок, но оно ковало кадры для будущего атомного подводного флота. С тех пор у меня отложились самые тёплые чувства к нему, как человеку и командиру. И сегодня все беды, постигшие наш флот, болью отдаются в душе старого Адмирала. Нет, он не покинул мостик, но на нём появились новые адмиралы, жизнь не стоит на месте, которые не хотят воспользоваться опытом предшественников. Это больно всем, всю жизнь посвятившим прохождению «фарватеров флотской службы».
О своём жизненном пути Адмирал флота Г.М.Егоров рассказал в своей собственной рукой написанной книге «Фарватерами флотской службы», выдержавшей ни одно издание, а главное, не залежавшейся на полках. Это книга о себе, а больше о друзьях – товарищах, об офицерах, адмиралах и просто рядовых нашего флота. В ней Адмирал, а тогда старший лейтенант и капитан-лейтенант Егоров, рассказывает и его командовании подводными лодками на Балтике с 1944 по 1950 год: «М-90» с 1944 по 1947 год, на которой он встретил
День Победы 9 мая 1945 года в море и «Н-26», трофейной немецкой 1Х серии с 1947 года до 1950 года. Об этом я вспомнил не случайно. Книга Г.М. Егорова не только воспоминания, каких обычно немало, но это и рассуждения опытного подводника о нелегкой флотской службе, где главный не только командир, а человеческий коллектив: «И всё же, говоря добрые слова о командире, не будем забывать, что он на корабле действует не в одиночку. В производстве, например, торпедного залпа участвует весь экипаж лодки. И случись сбой в каком - либо из звеньев длиной цепи – атака сорвётся. А чтобы этого не произошло, необходимо неразрывное единство командира и экипажа…».
Я вспомнил о двух балтийских лодках, которыми командовал Г.М. Егоров, потому что мне посчастливилось встретиться с членами их экипажей. В 1962 году на нашу лодку «С-345» проекта 613 8-й дивизии СФ прибыл экипаж переподготовщиков для практической отработки в море. На выход их провожал лично командир дивизии капитан 1 ранга Г.М.Егоров. Мы тогда поинтересовались у них, почему им такая честь? «Так это же наш Батя!» - отвечали они, хотя многие из них были его ровесниками или даже старше. В море не было возможности придаваться расспросам и воспоминаниям. Была напряжённая работа. Но мне пришлось этот экипаж после отработки сопровождать до
Ленинграда. Вот тогда, в поезде я и узнал от этих людей, многие участвовали в боевых подводных походах, много добрых слов о Г.М. Егорове: «Наш Батя был мастером своего дела. Вникал во всё, а главное, был всегда справедлив, спокоен и уверен. Был удачлив в деле. Да и сейчас, став большим командиром, не погнушался встретиться с нами, вспомнить былое…». Было много конкретных рассказов, которые я, к сожалению, не запомнил. Не записал потому, что не думал, что придётся писать о таком замечательном человеке. Но у меня есть личные воспоминания о нём, одно из которых привожу ниже.
Ничто не характеризует так человека, как отдельные эпизоды в жизни, на первый взгляд неброские, но весьма характерные для понятия человеческой личности. Когда Егоров командовал Северным флотом (1972 – 1977 гг.), он был его хозяином, и это чувствовалось по его поведению. Приведу один случай, участником которого был сам.
В 1977 г. на СФ работала Инспекция МО
СССР во главе с маршалом Советского Союза Москаленко Кириллом Семёновичем, весьма требовательным военачальником. В ходе проверки проходили двусторонние учения флота, один из эпизодов которых разрабатывал я как офицер Оперативного управления штаба флота. Я должен был ввести в полигон, из которого стреляла РПК СН, многоцелевую подводную лодку «синих» для противодействия. Но для этого я должен был получить разграничительные глубины между подводными лодками, работающими в одном полигоне, от контр-адмирала И. Швецова, начальника Управления боевой подготовки флота СФ, которые должен был вписать в боевые распоряжения для подводных лодок. Время шло, но я так и не добился этих глубин от Щвецова, а сейчас встал вопрос – Почему лодка «синих» действует вне полигона? Вдруг маршал спросит: Где противодействие? Не добившись разграничительных глубин, я проложил маршрут лодки «синих» вокруг полигона. Время старта подходило ко времени «Ч» и представляете, как меня «топтали ногами» на командном пункте флота, где в тот момент заправлял начальник Управления боевой подготовки, стрельба шла по их плану.
В разгар этой «битвы» на командном пункте появился Командующий флотом Г.М.Егоров. Все бросились к нему за разрешением вопроса, конечно, не в мою пользу. Адмирал флота Егоров выслушал все доводы обоих сторон, он был опытный подводник, и высказал своё мнение так: «Маршал ничего не спросит, а как Кулинченко сделал, так и будет! А вам, адмиралы, негоже пренебрегать мнением офицеров». Мне тогда, конечно, досталось, но я вынес мнение, что на флоте есть хозяин, способный на поступки. Г.М.Егоров был не только Командующим, но и профессионалом в подводных делах. Об его профессионализме мы узнали ещё тогда, когда, будучи командиром дивизии, он часто выходил в море на подводных лодках и учил нас на практике всем подводным премудростям. Он верил в нас, а мы верили ему.
Закончить свой небольшой рассказ о Герое Советского Союза, подводнике Адмирале флота Егорове хочу небольшой биографической справкой.
Егоров Георгий Михайлович родился 30 октября 1918 года в деревне Местаново нынешнего Волосовского района Ленинградской области. После окончания в 1936 году Ленинградского техникума точной механики и оптики он поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (ныне Военно-морской институт имени Петра Великого), которое окончил в 1940 году и был назначен командиром БЧ-1 (штурманом) подводной лодки «Щ-310».
Великую Отечественную войну лейтенант Г.М. Егоров встретил на борту своего корабля в боевом походе в Балтийском море. Вскоре пришёл первый боевой успех: 28 сентября 1942 года в районе банки Штольпе «Щ-310» под командованием капитана 3 ранга Д. Ярошевича обнаружила и потопила транспорт противника «Франц Рудольф». Результативности атаки во многом способствовала отличная работа штурмана Егорова. 9 октября 1942 года при возвращении из боевого похода, подводная лодка подорвалась на мине и получила серьёзные повреждения. Только благодаря умелым действиям и мужеству экипажа повреждения были устранены, и лодка возвратилась в Кронштадт.
Аттестуя Г.М. Егорова в 1942 году, командир «Щ-310» писал: «Участвовал в трёх боевых походах. В своей работе аккуратен и вдумчив. Прекрасный специалист-корабле водитель. Высоко авторитетен и любим равными и подчинёнными. Смел и отважен до героизма».
За проявленное мужество, самоотверженность и высокое боевое мастерство Егоров был награждён своим первым боевым орденом – Красного Знамени.
В феврале 1943 года Г.М. Егоров был назначен помощником командира «Щ-310», а после окончания Курсов усовершенствования офицерского состава подводного плавания в 1944 года назначен командиром подводной лодки «М-90». День Победы – 9 мая 1945 года Георгий Михайлович встретил в очередном боевом походе.
После Великой Отечественной войны командовал лодками «С-20», «Н-26» и «Б-26» на Балтике.
С февраля 1950 года проходил службу на Тихоокеанском флоте в должности командира подводных лодок «С-111» и «Б-12» Камчатской военной флотилии. С января 1953 года – командир 92-й бригады подводных лодок флотилии, с сентября – командир 171-й бригады подводных лодок. В ноябре 1954 года Егоров назначен начальником штаба 40-й дивизии подводных лодок ТОФ.
С октября 1959 года проходил службу на Северном флоте последовательно в должности командиров 8-й дивизии и 12-й эскадры подводных лодок. Вся его деятельность в этих должностях прошла в море, в обучении командиров подводных лодок, в испытаниях новых боевых подводных кораблей и нового оружия. Под его руководством велась непосредственно подготовка к дальним походам, разрабатывалась теория и практика применения сил ракетно-ядерного флота. Под его началом совершенствовалась новая система базирования подводных лодок СФ, комплексная подготовка экипажей.
В 1963 – 1967 гг. начальник штаба СФ Г.М. Егоров принимал непосредственное участие в подготовке и обеспечении походов подводных лодок к Северному полюсу и в экваториальную зону, а также подлёдных трансарктических переходов с Северного на Тихоокеанский флоты.
В 1967 – 1972 гг. Г.М.Егоров – заместитель Главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке, в 1972 -1977 гг. – командующий Северным флотом, с 1977 г. – начальник Главного штаба – 1-й заместитель Главнокомандующего ВМФ. Обладая большим опытом руководства, строительства и подготовки сил флота, Г.М.Егоров был непосредственным организатором практического освоения атомного флота в период его бурного развития.
В 1978 году за личное мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в строительство ВМФ в послевоенные годы и освоение сложной боевой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР Адмиралу флота Г.М.Егорову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1981 году Егорова назначили председателем ЦК ДОСААФ, те годы ответственной организации, где он не забывал роли и значения ВМФ для страны. ДОСААФ готовил хорошие кадры для флота. И сегодня Г.М.Егоров посмертно остаётся почётным подводником и членом Объединённого Совета ветеранов подводников, почётным Президентом клуба моряков-подводников.
Г.М.Егоров награждён 2-мя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3-мя орденами Красного Знамени, 3-мя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» 3-й степени, орденами иностранных государств и множеством медалей.
Подытожить этот небольшой материал хотелось бы стихотворением нашего флотского поэта Николая Гульнева:
ФЛОТА ПАТРИАРХУ
Герою Советского Союза
Адмиралу флота Г. Егорову посвящается
Он приближал фашистов крах,
Бойцам страны великой равный,
А ныне – флотский патриарх –
Наставник и учитель главный.
Сам пережил надежды взлёт –
Досталась атомная эра,
Когда мужал российский флот,
Честь поднималась офицера.
И океанов знал простор,
Красоты северных сияний.
Был осторожен? Что за вздор!
Ему на всех хватало знаний.
Дела вершил наверняка
И мерой точного расчёта
Его суровая рука
Была надеждою для флота.
Он скажет без высоких слов,
У стран великих есть начала –
Мощь, как основа из основ,
Флот, не стоящий у причала.
… Он приближал фашистов крах,
Бойцам страны великой равный,
А ныне – флотский патриарх,
Наставник и учитель главный.
Санкт-Петербург, 19 июня 2001 года
«Фарватеры флотской службы» Георгия Михайловича Егорова продолжаются и сегодня в его учениках и последователях…
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга, ветеран-подводник