В православном сообществе Сербской Церкви весьма велик интерес к теме истории Государя Николая II и его Семьи. В Сербии мы видели многочисленные примеры его почитания: изображения Царской Семьи в Рукумии, изображения в Сланцах, многочисленные иконы Царя-Мученика и его Семьи и та трепетная память о Государе и его вкладе в спасение Сербии во время Первой Мировой войны.
Сербский народ помнит то, о чем говорил святитель Николай (Велимирович): Император Николай II - это новый Лазарь. Вступление России в Первую Мировую войну - это новое Косово: жертва за своих братьев, которую сербский народ не забудет никогда.
В ходе конференции были обнаружены некоторые находки. Анатолию Дмитриевичу Степанову удалось раскрыть образ Государя Николая II с точки зрения заповедей Блаженств. Вашему покорному слуге удалось раскрыть его образ как нового Иова, и не только в смысле стойкого претерпения несчастий, но и в смысле нравственного облика. Ибо Государь всегда стремился давать приют и поддержку страннику, вдове, сироте, он стремился спасать страдальца вопиющего, что, в частности, выразилось во вступлении России в Первую Мировую войну.
Был раскрыт образ Царя-миротворца, образ Царя как верного сына Православной Церкви и устроителя церковных дел, в частности, канонизации преподобного Серафима Саровского. Если среди церковного сообщества и простых сербов образ Императора Николая II вызвал живой отклик, то среди светского сообщества, в частности на белградском телевидении, к сожалению, это практически не вызвало отклика.
Светский Белград и команда Вучича, к сожалению, живут по своим законам. Это явное стремление европеизировать страну, оторвать ее от России и ее подлинных духовных истоков. Сейчас в Белграде все больше и больше латиница буквально выдавливает кириллицу отовсюду: из книгоиздания и вывесок. В свое время в независимой державе Хорватской сербы платили головой за пользование кириллицей, но никогда не сдавали кириллицу. А теперь ползучим способом они лишаются бесценного достояния, созданного равноапостольными Кириллом и Мефодием.
Мне поражала особая сердечность сербов и их любовь к России, даже именование России матерью - Мајка Русија. Их удивительная гостеприимность, щедрость, доброта, доброжелательность и надежда на Россию, несмотря ни на что!
В Республике Сербской в ходе конференции по Ясеновацу были вскрыты страшные факты всехорватского геноцида по отношению к евреям и православным сербам. На форуме вспоминали, что было уничтожено около 700 тысяч сербов, около 20 тысяч евреев, 80 тысяч цыган. Были произведены страшные деяния: живым людям выкалывали глаза, отрезали уши и носы, спарывали животы беременным женщинам и убивали еще неродившихся детей. Усташи «прославились» детскими лагерями смерти, единственными, по сути дела, в истории человечества. Всему этому покровительствовала Католическая церковь.
На конференции была озвучена страшная цифра - 1400 священников тем или иным способом принимали участие в геноциде сербов. Загребский архиепископ Алоизий Степинац не только молчал об этих расправах, не только прикрывал их и призывал хорватов всеми силами помогать хорватскому государству, но и, по некоторым свидетельствам, был хладнокровным зрителем этих страшных расправ. За свою деятельность он был награжден наивысшим орденом от хорватского правительства.
На конференции обсуждалась численность убитых сербов, евреев и цыган. После войны уже коммунистические хорватские власти делали всё для уничтожения памяти об убитых либо для ее прикрытия.
Обсуждался вопрос о внесении в парламент Сербии законопроекта о введении уголовной ответственности за отрицание геноцида сербов во время Второй Мировой войны. Надеемся, что сербские парламентарии прислушаются, и подобный законопроект рано или поздно появится.
В Республике Сербской конференция проводилась на высшем уровне. Ее посетил президент Милорад Додик, которому ваш покорный слуга подарил свою книгу «Крест Великой Отечественной войны». К сожалению, епископ Банялукский Ефрем в силу крайней занятости не смог прийти на парастас (на поминовение усопших) и на конференцию. Тем не менее, стоит отметить значительную часть сербского духовенства на конференции, высокий уровень научных докладов, что подчеркнуло подлинно международный характер конференции. В конференции приняли участие представители из Англии, США, Германии и, естественно, из Сербии.
Хотелось бы, чтобы не только Республика Сербская, но и Республика Сербия принимали более активное участие в подобных конференциях, потому что Ясеновац - это не только великая трагедия сербского народа, но и событие международного значения, которое еще требует духовного осмысления.
С одной стороны, огромная роль Католической церкви в этом геноциде и те крайние зверства и ужасы, которые совершали усташи, являются свидетельством глубокого духовного повреждения, можно сказать, прелести идеи спасения через добрые дела, доведенной до абсурда и жутких злодеяний.
С другой стороны, это величие подвига ясеновацких старадальцев, которые претерпели боль, не желая служить палачам, но и не осудили их. Один из страдальцев только спокойно сказал палачу, который резал его на части: «Делай свое дело». После этого палач уже не мог его убивать. Это и величие подвига сербского духовенства, которое не оставляло свою паству, и величие простых верующих сербских христиан, которые совершили мученический подвиг и взошли в Царствие Небесное. И над этим страшным кровавым опытом стоит задуматься и воспринять его в свой ум и сердце.
На Западе любят говорить о богословии после Освенцима, но я бы предпочитал говорить о богословии после Ясеноваца.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии