Грязь

По поводу сюжета о событии в Валуйской и Алексеевской епархии

Проблемы церковной жизни 
0
1974
Время на чтение 7 минут
Несколько дней назад обнаружил в сети шокирующую запись: личный секретарь одного из провинциальных архиереев вымогал (и как вымогал!) деньги у сельского священника. 

Сюжет был настолько диким, что сначала счел его фейком – очередной фальшивкой, направленной на дискредитацию православной Церкви. Но не удержался, зашел на официальный сайт упомянутой Валуйской и Алексеевской епархии и обнаружил, что все действующие лица вполне реальны – и епископ Савва, и иерей Вадим Лебедев (секретарь – «вымогатель»), и «жертва» – настоятель храма села Самарино протоиерей Игорь Рыбалкин. Ну что ж… Пока это могло значить только то, что создатели фейка хорошо подготовились и не использовали вымышленных персонажей.

К слову сказать, в случае со служителями Церкви так поступают часто. Даже если откровенная сетевая ложь и клевета относится к конкретным лицам, они почему-то не идут в суды доказывать свою невиновность и привлекать к ответственности если не фабрикантов всяческих гнусностей, то хотя бы их распространителей. Возможно, опасаются судебными разбирательствами причинить еще больший вред Церкви и считают, что смиренное претерпевание напраслины послужит спасению их души. По поводу последнего спорить не буду, а вот в первом сомневаюсь. Бороться за образ Церкви и честь Ее служителей в миру приходится и по мирским законам, вряд ли это противоречит Христову учению и воле Божией.

Но вскоре появилось видео о.Георгия Максимова, по сути подтверждающая реальность произошедшего, а также официальный комментарий на сайте епархии, вроде бы свидетельствующий о том же – иерея Лебедева осудили и отстранили, владыка от его действий дистанцировался – «не благословлял», дескать, на рэкет. Хотя как сказать… Опять-таки бывают ситуации, когда владыки в случае клеветнических сетевых вбросов предпочитают не защищать невиновного, а отстранить его, задвинуть подальше, надеясь, что все забудется и уляжется, и вообще как-нибудь само утрясется, а что из лишнего шума и разбирательства выйдет неизвестно, как бы хуже не было.

Сразу скажу, почти все для меня в этой истории, как в известном мрачном афоризме – «дело ясное, что дело темное». Почти, но не все.

Сначала о «почти». Действительно, ощущение абсолютной дикости происходящего не покидает с первой до последней секунды диалога, из которого, собственно, и состоит сюжет. Диалогом, правда, происходящее можно назвать с натяжкой. В основном это речь «якобы иерея Лебедева» - назидательная, эмоциональная, построенная по всем правилам пастырской и ораторской науки, с обличением сельского настоятеля протоиерея Игоря Рыбалкина, «зажавшего» часть установленной (кем и как?) платы «в конвертике» за архиерейское служение в его храме. Причем, основными «пострадавшими» объявлена владычья челядь – иподьяконы, дьякон и сам вития-иерей. Последний считает себя «униженным и оскорбленным» недополучением денежки. И требует денежку донести, грозя иначе страшными карами – постоянными архиерейскими визитами на приход, что неизбежно заставит заплатить дороже. Не слишком ясно из речи, как к произошедшему причастен сам владыка – то ли он тоже пострадавший, то ли ему в отдельный конвертик все вложили сполна, а «в гнев» (по словам оратора) он впал за свою команду (не буду говорить – бригаду), «ребят», как они названы в монологе (хорошо, хоть не «пацанов») и отправил секретаря порешать проблему.

Особенно умилила меня угроза посещением архиерея: дескать, не загладишь (не заплатишь) - будет к тебе владыка постоянно ездить. Опять аналогия из 90-х. В подмосковных электричках промышляла тогда банда молодых отморозков. В поздних поездах, когда народу оставалось мало, к одиноко сидящим мужчинам подбегала девица в шубе, резко ее распахивала, показывая, что ничего больше на ней нет, и убегала. Затем подходили «конкретные пацаны» и требовали расплатиться за удовольствие. Опешивший пассажир возмущался – дескать, не просил, да и не видел, но его быстро урезонивали с помощью ножей и кастетов. Так вот, получается, что архиерейские визиты чем-то сродни криминальному стриптизу – видел–плати. А то еще раз увидишь и еще заплатишь.

В нормальных условиях архиерейское служение на дальнем приходе – праздник. Его ждут, к нему готовятся. Служба по особому чину – красивая, торжественная. Побеседовать можно с владыкой, благословение архипастырское получить. А какой праздник обходится без хозяйских хлопот? Конечно, и встретить надо владыку достойно, и угостить всех. Ведь в архиерейской службе и иподьяконы задействованы, и дьякон, и благочинный сослужит обычно… Но хлопоты-то радостные.

И в «конвертиках» пресловутых беды нет. Даже если свой брат священник приезжает помочь послужить, и то ему малую толику от дохода уделить положено, а тут архиерей! Ведь едут люди издалека, на целый день, а то и не на один. Транспорт, горючее, облачения, да и у многих семьи, дети. Не так велики порой епархиальные доходы, чтобы все затраты на приходские служения покрыть. А ведь пожертвований в дни архиерейских служений собирают поболее обычного. Ведь и молящихся больше, и записочек, и свечек, да и спонсоры местные к приезду архипастыря что-нибудь, да принесут. Вот и «конвертик» собрать можно. Но – по силам, по совести. Так в большинстве случаев и происходит. В большинстве, но, как выясняется из сюжета, далеко не всегда.

Речь «иерея Лебедева» – шедевр! Что-то подобное я слышал только один раз на заре преподавательской карьеры, когда студент-заочник, то ли представлявший правоохранительные органы, то ли совсем наоборот, проводил мне на экзамене сравнение философских систем Платона и Аристотеля на строго «понятийном» языке. «Был в те времена в Афинах крутой пахан – погонялом Платон, хоть в натуре звали пахана Аристокл. Бригаду он сколотил серьезную, звалась Академией, – всю философию в городе его братва крепко держала…» Примерно так начинался рассказ. И что интересно, по сути все в нем было правильно, только вот лексика… Но, видимо, иначе студент понять материал и выразить свои мысли не мог. Я так опешил, что даже не поинтересовался – он репетитора нанимал, чтобы мои лекции на «понятийный» язык перевести или учебник такой был - «Философия для правильных пацанов»?

Но «якобы Лебедев» моего студента превзошел. Непередаваемая высота рафинированнейшего пастырского ораторского искусства во имя примитивного рэкета образца 90-х. Смысл прост и известен широким слоям населения из бандитских сериалов – знаешь, что надо платить, потому что все платят, знаешь – сколько, и так поступил - «не по-человечески, по-свински». Надо вину загладить, а то – хуже будет.

Вот и тут я думаю, то ли в МДА, которую недавно успешно окончил иерей (если, конечно, это был он), так теперь обучают, то ли личное дарование? Иезуиты отдыхают.

Второй участник диалога, о.Игорь Рыбалкин, ограничивается невнятными репликами, полностью в духе «бандитского» сюжета – нечем платить, вот возьмите, что есть, больше неоткуда достать…

Как просто и ясно! С одной стороны – лихая архиерейская команда, всевластная и никому не подконтрольная, с другой – бедный сельский батюшка, бесправный и бессловесный, вынужденный безропотно терпеть все притеснения «священноначалия».

Прост и вывод – верхушка РПЦ – обыкновенная структура, работающая на «отжим бабла» в свои карманы, не брезгуя в том числе и заурядными бандитскими методами, превращающая нищее рядовое духовенство в некое посредническое звено по перекачиванию полученных средств «кому и куда положено», причем с возложением на таковое личной материальной ответственности за должный размер перекачиваемых сумм. 

Кто-то, ограничившись этим, пожалеет простых священников, сочтя их хранителями истинного христианства, и противопоставит «настоящим батюшкам» бюрократическую церковную верхушку, давно превративших религию в прибыльный бизнес. 

«Антиклерикалы» и атеисты пойдут еще дальше, напоминая, что товар «этих господ» – «опиум для народа». Что вы хотите, обычная наркомафия – «опиумные бароны» (владыки) и дилеры (рядовые попы)! А страдает «одурманенный» народ.

И возразить-то нечего. Уж больно мерзко, как ни посмотри. Архиерейская команда в роли рекэтиров, архиерейское служение – одновременно и форма вымогательства, и наказание. Распространение в сети втихую сделанной записи как способ защиты священника от своего архипастыря…

А при более пристальном рассмотрении еще и не просто. Непрост главный герой – иерей Лебедев. Интересно, как он, рукоположенный только в декабре 2017 года, тут же стал обладателем наперсного креста, которым священников награждают обычно через несколько лет беспорочной службы, да и то – после набедренника и камилавки? Очевидно, что близок сей иерей к начальству не только по должности.

Ой, как непрост и главная жертва – о. Игорь Рыбалкин. Вроде бы классический сельский священник – бедный, многодетный, смиренный. А вот речь «Лебедева» на диктофон записать сумел. И какую речь! Ведь нарочно не придумаешь. Как будто «иерей» специально сам себя и все владычное окружение, да и владыку тоже по полной программе очернить пытался. Зачем все эти сложности и подробности были? Если и так о.Игорь все знает и все ему ясно? Неужели от слов о бесчестии секретаря устыдится? И сам выступал умело, четко по роли. Правда, говорит, вроде, что речи он (о.Игорь) не записывал. Может Лебедев сам записал? Зачем? На память, от гордости? Или хотел издать в качестве пособия? Или иные какие цели были? 

Еще любопытнее, что когда ситуация обсуждалась на епархиальном совете, все «отцы совета» выступили в защиту о.Игоря, по сути, вопреки архиерейской воле. Часто ли такое бывает?

Вообще история напоминает полицейский сериал. Как простые хорошие ребята заставили непростых и плохих самих себя выдать. Только ведь сериал – постановка. Потому и не оставляет где-то смутное подозрение – а не провокация ли все это? Может, неугоден стал кому владыка – вот и организовали подставу, творчески применив современные криминально-бюрократические технологии к церковной среде? 

Одно радует – в сюжете Бога никто не поминал, а карами грозились исключительно земными. Так что история эта – сугубо человеческая, даже если ее участники носят рясы и возведены в сан…

Еще раз повторю – утверждать ничего не буду, почти все темно, ясно только, что как бы там ни было, в любом случае – грязь. 

Олег Анатольевич Ефремов, кандидат философских наук, доцент МГУ им. М.И. Ломоносова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Грязь

Как грустно и страшно, что это не фейк, а вполне реальный и обыденный вариант сосуществования в наше время.
православная я / 24.04.2018, 22:31

5. Страшно далеки они от народа

Страшно далеки они от народа (с)
Павел Тихомиров / 24.04.2018, 19:31

4. Re: Грязь

Всегда так было и будет, ибо природа человека повреждена грехом. На лугу благоухает множество цветов, а рядом навоз и помойка. Пчелы собирают нектар с цветов, у мух – свой любимый аромат. Жизнь человеку для того и дана, чтобы понять и определиться, к чему стремится душа: быть мухой, или стать пчелой. И уподобляется каждый человек, согласно своему желанию, или ангелу небесному, или бесу преисподнему…

3. Re: Грязь

Хоть эта история "в любом случае - грязь", но в ней обязано разобраться вышестоящее патриархийное начальство. Возможно, и сложно понять, ради чего делалась эта запись - дискредитировать владыку Савву или разоблачить Лебедева. Но вот почему Лебедеву давались незаслуженные награды - кто ему это организовывал и для чего - это узнать, на мой взгляд, не сложно. Хватит подрывать авторитет церкви! Простые её сотрудники, нормальные священники и диаконы, прихожане - делают всё, чтобы люди приходили в храмы. Не жалеют на это ни времени, ни своих небольших средств. Стараются людям объяснить, как необходима сейчас для нашей страны совместная молитва всего нашего православного народа. А кто-то в это время решает свои личные проблемы, не гнушаясь тем, что при этом унижает Церковь, делает её посмешищем для невоцерковлённых людей, для людей другой веры. Отталкивает и уже пришедших в храм.
NNXX / 24.04.2018, 10:56

2. Re: Грязь

Отчего же "не к чему", Андрей Владимирович? Внимательно слежу за Вашими публикациями и очень ценю Ваше мнение. Спасибо!
Олег Ефремов / 24.04.2018, 10:20

1. Для автора:

Вам мои слова и не к чему, но сказать, тем не менее, считаю нужным. Очень хороша статья. Спасибо.
Андрей Козлов / 24.04.2018, 08:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Анатольевич Ефремов
«Рус, сдавайся!» Вот уж действительно: «Стыдно, господа, и унизительно!»
О статье В.Н.Гарбузова в «Независимой газете»
04.09.2023
Пригожин
Смерть человека… Рождение мифа
28.08.2023
Россия будущего
Исламский фактор и миграция
24.07.2023
Встанет ли Франция на колени?
Есть надежда, что в противоположность «флойдизированной» Америке страна не будет «омерзучена»
06.07.2023
Кого согнут санкции?
Эссе по своевременной политической антропологии
31.03.2022
Все статьи Олег Анатольевич Ефремов
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Агафон
26.11.2024 17:58
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2024 17:23
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Хазарин
26.11.2024 16:26
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Владимир Петрович
26.11.2024 16:19
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от Сергей из НН
26.11.2024 16:16
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 16:11
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.11.2024 13:42