«Экономического чуда» в России не предвидится

Геннадий Закиматов о том, помогут ли российской экономике новые экономические стратегии, предлагаемые Владимиру Путину

Дмитрий Медведев  Санкции против России  SWIFT в России  Санкции Запада и ответ России 
0
742
Время на чтение 7 минут
Крайне неудовлетворительные результаты социально-экономического развития страны за годы рыночных реформ заставляют высшее руководство искать новые пути ускоренного развития и придания ему нового качества. Так за 26 прошедших с 1990 года лет валовый внутренний продукт (ВВП) России вырос всего на 13 процентов, в то время как мировой ВВП за этот же период - на 148 процентов. Но еще хуже ситуация с качеством развития - экономика России потеряла огромное число важнейших производств и технологий и стала критически зависимой от экспорта углеводородов и минерального сырья.

В 2014 г. Госдумой РФ был принят федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Данный документ определяет порядок разработки и внедрения стратегий и прогнозов социально-экономического развития страны. В рамках этого закона в июле 2015 г. премьер-министр Дмитрий Медведев поручил создать рабочую группу по разработке «Стратегии социально-экономического развития России до 2030 г.» («Стратегия-2030»).

Старт рассмотрению и выбору новых стратегий экономического развития страны был дан на заседании президиума экономического совета при Президенте РФ 25 мая 2016 года. Заседанием руководил лично Президент РФ В. В. Путин, который предложил обсудить и наметить ключевые ориентиры экономической политики до 2025 года, и предложил это сделать прагматично и без идеологических предпочтений. По ходу работы были рассмотрены основные положения трех экономических стратегий - Центра стратегического развития, Правительства РФ в лице Министерства экономического развития и Столыпинского клуба. Соответствующие доклады были сделаны бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Дополнительный доклад от Столыпинского клуба, касающийся в основном кредитно-денежной политики, сделал советник Президента РФ академик Сергей Глазьев. По результатам заседания президиума никаких решений принято не было, а работу над стратегиями было предложено продолжить.

За прошедшее с момента заседания время произошли определенные изменения в этом вопросе. Разработкой «Стратегии 2030», но уже с увеличенным сроком планирования до 2035 г. («Стратегия 2035»), стал заниматься Центр стратегического развития (ЦСР) во главе с Алексеем Кудриным совместно с Минэкономразвития. Также ЦСР занялся созданием среднесрочной стратегии развития России на срок 2018-2025 гг. в координации со «Стратегией 2035». Для научной и общественной поддержки разработки стратегии Столыпинского клуба был создан Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. Разработанная им «Среднесрочная программа развития социально-экономического развития России до 2025 г. – Стратегия роста» была представлена 28 февраля 2017 г. от имени Столыпинского клуба на рассмотрение Президенту и Правительству страны и опубликована на сайте клуба. Министром экономического развития вместо Улюкаева стал Максим Орешкин, а академик Глазьев отказался от участия в разработке экономических стратегий. Кудрин и правительство предоставили свои предложения президенту в мае 2017‑го, но они не были нигде опубликованы, что затрудняет оценку этих предложений в мелких деталях, но позволяет по имеющейся в СМИ информации, прежде всего выступлений самих авторов, оценивать их в главном.

Так, помогут ли российской экономике эти три новые экономические стратегии?

Оснований для сомнения в их полезности имеется более чем достаточно.

Во-первых, стратегии, предлагаемые Правительством и ЦСР, созданы под руководством и с участием людей, которые длительное время находились у рычагов управления экономикой, но не сумели обеспечить ее успешное развитие. Эти люди и их идейные наследники провалили уже не одну экономическую стратегию, начиная со «Стратегии 2010» и кончая майскими 2012 года Указами Президента РФ. В связи с этим трудно надеяться на успешность разработки и выполнения ими очередных стратегий и программ. Также трудно назвать их и прагматиками после того как они без какой-нибудь серьезной и глубокой проработки вопросов организации внешнеэкономической деятельности России, которую нужно было проводить в рамках разработки общей организации российской экономической системы, приняли решение о вступлении России во всемирную торговую организацию (ВТО). Причем вступили на худших по сравнению с другими членами ВТО условиях, зная и признавая неизбежность предстоящих экономических потерь. И даже сейчас, имея перед глазами факт бесполезности ВТО в вопросе защиты российской экономики от западных экономических санкций, и имея опыт успешного развития отечественного сельского хозяйства в условиях наших контрсанкций, ограничивших импорт сельхозпродукции из стран Запада, заявляют об отсутствии альтернативы членству России в ВТО. Трудно назвать прагматиками и тех авторов, которые выдвигают в число приоритетных задач стратегий имеющую косвенное отношение к экономике задачу обеспечения независимости суда, но не замечают действительно важнейшую для экономики задачу обеспечения независимости органов статистического учета, формирующих картину состояния экономики, и от чего напрямую зависит правильность принимаемых экономических решений.

Во-вторых, авторы стратегий обвиняют друг друга в неправильной политике и решениях, что свидетельствует об отсутствии у сторон достаточной доказательной базы для обоснования предлагаемых решений. Наиболее известен спор С. Глазьева с А. Кудриным по вопросам кредитно-денежной политики, и в частности по вопросу эмиссионного финансирования инвестиций.

В третьих, большие сомнения вызывает закрытость процесса формирования и рассмотрения стратегий. Узкий круг участников и не допуск других авторов снижает возможность и вероятность найти правильное решение для российской экономики. Тем самым явно выражается недоверие со стороны власти к российскому ученому и экспертному сообществу, хотя оно может предложить целый ряд своих экономических стратегий и программ.

В-четвертых, вызывает сомнение обоснованность целевых показателей предлагаемых стратегий. Несмотря на то, что стратегия Столыпинского клуба из всех наиболее детализирована и проработана, однако в последнем варианте стратегии темпы роста ВВП указаны для 2018–2019 годов 3,5–5%, а до 2025 года - 5–6% роста. При этом в первом варианте стратегии (2015 г.) этот показатель указывался до 10%. Аналогично, прогноз нового министра экономического развития Максима Орешкина (В самом оптимистичном варианте 3,6% российская экономика достигает только в 2028 году, а всего за 18 лет вырастет в 1,78 раза) – ниже прогноза бывшего министра Улюкаева (4%). Все это свидетельствует о сомнениях уже самих авторов в действенности своих же стратегий.

А теперь к существу дела, одних только сомнений недостаточно чтобы ответить на поставленный в заголовке вопрос. И ответ, хотя и в общем виде, был давно дан Андреем Петровичем Паршевым в своей нашумевшей книге «Почему Россия не Америка?» В этой книге, написанной им еще в 1999 г., он сделал научное предвидение, подтвержденное в отличие от многочисленных проваленных экономических программ и стратегий практикой, что Россию ждет застой и стагнация и, что взлета инвестиций не будет.

В основу своего предвидения им был положен факт наличия в России особых природных условий, неблагоприятных для производственной деятельности, и выработанного этими условиями особого менталитета народа, отличных от всех других стран мира. Суровый климат и большие транспортные расстояния вызывают повышенные по сравнению с другими странами издержки производства, снижающие конкурентоспособность отечественной продукции. Так, доля транспортных затрат в себестоимости нашей продукции составляет 15-20% против 7-8% в других странах, а энергоемкость ВВП России в 2,5 – 3,5 раза выше их уровня. Увеличивают издержки производства также связанные с этим низкая мобильность и дороговизны рабочей силы, пониженный выход готовой сельхозпродукции с обрабатываемых площадей и более дорогое строительство. А необходимость обеспечивать безопасность на самой большой в мире территории и необходимость ее обороны при недостаточной численности населения требует значительно большего, чем в других странах, отвлечения ресурсов на эти цели и, соответственно, повышенных налогов. Кроме того, наличие на нашей территории мировых запасов природных ресурсов, экспорт которых обеспечивает повышенную прибыль за счет наличия в составе их цены природной ренты, является причиной возникновения так называемой «голландской болезни». Эта болезнь в условиях свободного рынка и открытости экономики стимулирует развитие добывающих отраслей в ущерб развитию критически важных для благосостояния страны и ее безопасности обрабатывающих отраслей и сельского хозяйства. Без учета этих факторов и принятия соответствующих мер успешное социально-экономическое развитие становится невозможным.

К сожалению, эти факторы, носящие объективный характер, не рассматриваются ни в одной из предлагаемых стратегий, и меры по их нейтрализации и противодействию негативному влиянию не предлагаются. И это одна из важнейших причин бесполезности разрабатываемых стратегий.

К числу необходимых мер в первую очередь относится разработка и внедрение в России модели экономики адекватной (соответствующей) российским природным условиям. Такой моделью является модель планово-рыночной экономики. Только плановая экономика способна успешно работать в сложных экономических условиях и в условиях высоких рисков, характерных для нашей страны, и эти условия будут только ухудшаться из-за экономической войны, развязанной против нас странами Запада. Эта экономика обладает мобилизационными возможностями, позволяющими изыскивать и концентрировать ресурсы на ключевые направления развития, что при условии дополнения ее возможностями рыночной экономики по задействованию частного интереса и частной инициативы позволит обеспечить ускорение социально-экономического развития страны.

К этому следует добавить, что ни одна из стратегий не подкреплена какой-либо идеологической основой типа протестантской трудовой этики или идеологией, связанной с идеями социальной справедливости, поэтому на трудовой энтузиазм и поддержку реализации стратегий со стороны широких народных масс рассчитывать не приходится.

И, наконец, все стратегии основаны на использовании давно известных методов косвенного регулирования рыночной экономики с помощью рычагов кредитно-денежной и фискальной политик, которые показали на практике свою низкую эффективность в российских условиях. Каких либо прорывных идей ни одна из стратегий не предлагает.

Из всего вышесказанного и следует ответ на поставленный в заголовке вопрос – «экономического чуда» в России с предлагаемыми стратегиями не предвидится, стагнация и застой продолжатся.

Можно понять Президента, который до сих пор не принял решения по стратегиям. Но, что же можно посоветовать Владимиру Владимировичу Путину в столь непростой ситуации? И совет здесь достаточно простой – объявить открытый конкурс на лучшую комплексную концепцию долгосрочного социально-экономического развития России. Крайне важно при этом обеспечить объективность и непредвзятость рассмотрения предлагаемых проектов, а также их общественное обсуждение. Можно с уверенностью сказать, что оригинальные и прорывные идеи у российских ученых и специалистов найдутся. В этом конкурсе мог бы принять участие и автор данной статьи, разработавший инновационную модель планово-рыночной экономики с качественно иными способами и механизмами решения экономических проблем.

Геннадий Вениаминович Закиматов, инженер, член новой экономической ассоциации, бывший депутат Петроградского райсовета г. Санкт-Петербурга
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Закиматов
Как России решить проблему Украины
Нужно выполнить два условия
09.12.2021
Есть ли шанс на прорыв в социально-экономическом развитии России?
…С новым Премьер-министром и новым Правительством
04.02.2020
Путь к победе имеется, однако, за кадром остался важный вопрос
Геннадий Закиматов о шансах сборной России по футболу стать победителем чемпионата мира в 2018 году
11.10.2017
Все статьи Геннадий Закиматов
Дмитрий Медведев
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Высокомерие и бессильная злоба Запада
О протестах в Грузии и необходимости ужесточения российского закона об иностранных агентах
17.04.2024
«Заявление Байдена – абсолютное зло»
Поддерживая идею оказания военной помощи Киеву, американский президент становится соучастником террористической деятельности
11.04.2024
«Здесь не прикрыться иммунитетами»
Очевидно, что Макрон и ряд других западных руководителей – спонсоры ужасного теракта в Крокусе
09.04.2024
«Что делать? Крошить бандеровских свиней»
Украина де факто давно превратилась в террористическое государство
04.04.2024
Все статьи темы
Санкции против России
Разгром Запада
Наш ответ на решение конгресса США
22.04.2024
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Известные политические деятели прокомментировали принятый Конгрессом законопроект о выделении Украине $61 млрд
22.04.2024
Вместе с Китаем идти к научно-технологическому прорыву
Эксперты «Партии дела» связывают низкую активность на рынках капитала Китая с внутренней политикой страны
18.04.2024
Шольц передал Си тайное послание Запада Путину?
Известные эксперты об итогах визита канцлера Германии в Китай
17.04.2024
Через пять лет Евросоюза не будет: О конфискации
российских активов и вторичных санкциях
12.04.2024
Все статьи темы
SWIFT в России
«Наконец-то вспомнили о валютных клирингах»
В условиях санкционной войны Россия ищет способы обхода тех запретов, которые коллективный Запад установил в отношении расчетов по внешней торговле
26.08.2022
«Мы собираемся просто развиваться»
По словам Владимира Путина, импортозамещение – не панацея от всех бед
26.05.2022
«Намерены кардинально повысить долю расчётов в национальных валютах в системе внешней торговли»
По словам Владимира Путина, отказ от ненадёжных, скомпрометировавших себя валют и юрисдикций – стратегическая задача с точки зрения финансовой, экономической безопасности нашей страны
14.04.2022
США хотят добиться дефолта России по внешним обязательствам
Если это произойдёт, то иностранным эмитентам долговых бумаг можно не выполнять своих обязательств перед российскими банками
14.04.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45