В чем смысл провокации, запущенной Алексеем Учителем в «Матильде»? В том, чтобы падение империи - величайшую драму русской истории, неразрывно связанную с судьбой мученика-страстотерпца Николая Романова, закрыть как тему, а на место трагедии евангельского уровня поставить «дьяволов водевиль» - Love story с постельными сценами. Вот, мол, главная страница биографии последнего российского императора, какой же он после этого святой? Что жалеть такого царя, что плакать о его свержении и - в целом - о падении русского самодержавия, которое он олицетворял? Господам нашего истеблишмента, одобрившим замысел фильма и отпустившим на него громадные деньги, нужно или совершенно не иметь нравственного, исторического, политического и даже эстетического чутья, чтобы не понять смысл этой провокации или, напротив, понять и действовать умышленно.
Однако, и здесь нельзя не согласится с протоиереем Георгием Городенцевым, «артшуллеры» просчитались. Они впервые столкнулись со стойким, длительным и масштабным сопротивлением их идеологической диверсии. Похоже, события пошли в соответствии с пословицей «русский человек долго запрягает, но быстро ездит». Он, русский человек, долго терпел плевки в историю своего народа, своей родины, терпел искусство, в котором ни на гран правды, а лишь ее имитация: «заменители», «красители», «вкусовые добавки» в виде сцен убийств, насилия, эротики, шутовства. В этом искусстве не осталось ничего натурального, его уже нельзя назвать иначе как «культуру ГМО». Русский человек стерпел даже такую гнусную провокацию как фильм «Викинг»... И вдруг его терпение лопнуло. В известном смысле «Матильда» полезна: она помогает пробуждению национального сознания народа, которое больше тридцати лет находится под жестким либеральным прессом. Протесты, крестные ходы, огромное количество подписей с призывом запретить кощунственный фильм (в середине июля их уже было сто тысяч), обращения священнослужителей, в том числе трех митрополитов, к своей пастве по поводу предстоящего выхода на экран «Матильды», конкурс РНЛ «Встанем всем миром против "Матильды"» и другие акции - впечатляющие страницы пробуждения русского национального самосознания.
Происходит удивительная вещь. Убиенный государь, подобно евангельскому камню, отвергнутому строителями, становится во главу угла. Его имя обретает силу, которая сплачивает людей, кстати, не только русских: народы, входившие в империю - дагестанцы, ингуши, чеченцы - дружно выступили против кощунственного фильма, и власти трех северокавказских республик солидарны с ними. Вот и «ТатарКино» заявило, что не намерено закупать права на прокат «Матильды». Процесс отказа от скандального фильма набирает обороты.
Владимир Смык, поэт, публицист, писатель, родился 15 апреля 1941 г., окончил МГУ, работал журналистом в АПН, газетах «Рабочая Трибуна», «Гудок»; печатался в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва», «Образ», сетевом журнале «Камертон»; автор книг «Встречи», «Приключение в библиотеке», «Командир последнего бастиона», «Обыденский батюшка», «Небо и земля отца Глеба Каледы». Член Союза писателей России