29 июля сего года в Севастополе Институт Стран СНГ и Международный Византийский Клуб провели круглый стол «Потенциал византийского наследия и стратегии будущего православного мира и России». В нем приняли участие видные политики, ученые, священнослужители.
Представитель Севастопольского благочиния протоиерей Стефан Сломчинский зачитал приветствие митрополита Симфереропольского и Крымского Лазаря и высказал опасения по поводу опасности выхолащивания сакральных смыслов русских Севастополя, Крыма, Черноморского флота и выразил надежду на то, что данный круглый стол будет иметь реально практическое значение для возрождения православного мира и России.
Первый заместитель Председателя Комитета по делам СНГ, связям с соотечественниками и евразийской интеграции ГД ФС России Константин Затулин отметил важность правды о византийском преемстве России, важности, в этом контексте, реализации проекта Патриаршего Совета по культуре и епископа Тихона (Шевкунова) по созданию центра византийского наследия на Херсонесе. Также он поддержал позицию Крымской епархии по Херсонесу и отметил опасность позиции тех, кто ей противостоит.Константин Затулин отметил опасность для Российского государства фактора наличия в политической элите сил,желающих ради «улучшения отношений с Западом» пожертвовать суверенитетом и целостностью России, неотъемлемым российским статусом Крыма, В качестве примера он привел партию «Яблоко», чей лидер, заявив о намерении баллотироваться на пост Президента России, выступил за отказ от Крыма во имя «отношений с Западом».
Участники круглого стола овацией встретили выступление адмирала Игоря Касатонова, благодаря которому в страшные 1990-е был сохранен Черноморский флот России.
Бывший глава нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества, а ныне профессор МГИМО (У) Андраник Мигранян отметил, что благодаря Касатонову возвращение Крыма в Россию, имевшее бесспорную правовую основу, могло бы состояться много раньше, и оно, в итоге состоялось, благодаря политической воле Президента Путина. Кроме того он отметил необходимость объединения народов стран византийского наследия для превращения их в мощный субъект многополярного мира.
Вице-президент Международного Византийского Клуба Сергей Лаковский отметил, что православный глобальный проект не должен быть локальным, он является миропроектом и имеет глобальное измерение, открывая через Православную Церковь, как кафолическую Истину, человеку и человечеству путь к обожению. Византийская Империя, выполняя роль Удерживающего (Катехона) против деструктивных сил, по мере расширения ойкумены и по причине отказа от своей великой миссии со временем утратила эту функцию, которую взвалила на себя Россия - молодое пассионарное государство. «Византийская матрица» сохранилась и в советский период, спасший ее от капиталистической мамоны. Докладчик выразил надежду и на распространение Православия на Восток - в Китай, проведя параллели с Византией, когда многие византийцы считали, что не надо распространять христианство на восток - «славянским варварам». Тогда с Божьей помощью это получилось. Получится и теперь.
Профессор Пекинского Нефтяного Университета Александр Посадский отметил, что возвращение Крыма является началом «нового осевого времени» для России и мира и рассказал о грандиозном потенциале проводимого в стенах Пекинского Нефтяного Института цивилизационного диалога России и Китая, открытии для Китая ценностей православной цивилизации, в том числе и через телеканал «Катюша».
Директор православной гимназии «Радонеж» Михаил Тишков указал на важность принципа культуросообразности образования и на роль православных гимназий как центров «ковки» национальной элиты России, укоренной в православных ценностях. Без этого укоренения элита будет поражена компрадорским мышлением. Поэтому участники круглого стола поддержали защиту православных гимназий как центров подготовки национальной элиты и выразили благодарность главе Изборского клуба Севастополя и благотворителю Севастопольской православной гимназии «Мариамполь» Сергею Лисейцеву за помощь в организации мероприятия.
Глава Объединения православных ученых, в котором состоит более 700 ученых России, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, прот. Геннадий Заридзе указал на важность воцерковления научной элиты, что только через причастие Святых Тайн происходит наше соединение с Господом и осуществляется наше спасение. Священник также отметилто, что афонские монахи оказали нашему президенту - В.В. Путину воистину царский прием, оценив его роль в возрождении мирового Православия и России.
Депутат Законодательного Собрания г. Севастополя Вячеслав Аксенов и директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес-Таврический» Светлана Мельникова ознакомили участников круглого стола о практическом опыте по восстановлению культурно-исторического наследия Крыма, вернувшегося в «родную гавань»...
Проф. из Санкт-Петербурга Сергей Дятлов и зам. главы движения «Путь православных им. св. Владимира» Юрий Болдырев обсудили проблему экономики грядущей России, при создании которой необходимо учитывать негативный опыт Византии, утратившей контроль за своей экономикой, чем не преминули воспользоваться иностранные купцы, лишив Византийскую империю, экономического суверенитета. Поэтому сохранение экономического суверенитета должно стать одной из важнейших задач страны.
В своем докладе зав.отделом по взаимодействию с Русской Православной Церковью Института стран СНГ Кирилл Фролов показал значение Крыма как места передачи византийского наследия Руси, закрепившего наш православный цивилизационный выбор.В настоящее время после Русской Весны полуостров является своеобразным эпицентром развития всей России, «точкой ее исторического прорыва» - возвращения нашей страны к миссии Катехона - государственной силы, удерживающей зло. Кирилл Фролов также отметил, что «проект Украины как антиРоссии»,также как и «историософская ересь украинства» -это отречение от православного русского выбора св.Владимира. И каждый православный русский человек обязан с этим бороться.
Поэтому участники круглого стола отметили возвращение Крыма в Россию как «акт торжества Православия», а новые санкции против России являются как повод к православной цивилизационной мобилизации.
От автора хочется добавить следующее. Россия должна вернуться на путь воссоздания исторической российской государственности, восходящей к византийской традиции, служащей оплотом мира, духовности и благоденствия. Что же касается русского народа, который в результате катастрофы 1917 года оказался самым многочисленным разделенным народом, то ему предстоит великая миссия - восстановление такой государственности на территориях его проживания. Выполняя такую грандиозную задачу, поддерживая «непризнанные государства» (ПМР, Южную Осетию, Абхазию, ЛНР и ДНР), являющиеся ничем иным, как осколками Российской империи, и русскую ирреденту в Новороссии, Малороссии, Прибалтике, Северном Казахстане, РФ превращается в историческую Россию. Но для этого нашему ведущему слою необходимо преодолеть консерватизм в негативном смысле этого слова - как то, что мешает трезво оценить ситуацию и выйти на новый уровень развития. В нашем случае - это радикальное неприятие революций как инструментов осуществления политических проектов (даже если это революции консервативные) и боязнь присоединения к РФ новых территорий, население которых хочет вернуться в Россию.
Вячеслав Сальников, директор Центра исследований революционных процессов, повстанчества и проблемной государственности, г. Воронеж