«Мы являемся свидетелями дипломатического торга»

Россия и Япония ведут серьезную геополитическую игру, которая является частью мирового глобального процесса и за которой внимательно следят и в Соединенных Штатах, и в Европе

Юрий Косов 
0
28.04.2017 533
Переговоры премьер-министра Японии Синдзо Абэ и российского Президента Владимира Путина были насыщенными и откровенными, заявил на пресс-конференции генеральный секретарь правительства Японии Ёсихидэ Суга, сообщает РИА Новости.

«С учетом рабочего ужина переговоры продолжались 3 часа 10 минут и были насыщенными и по времени, и по содержанию. По содержанию переговоры между двумя лидерами были откровенными и плотными», — сказал Суга.

Он сообщил, что лидеры подтвердили продвижение по вопросу о подписании мирного договора, о чем была достигнута договоренность в декабре прошлого года во время визита Путина в Японию.

Суга подчеркнул, что обсуждалась совместная экономическая деятельность, была достигнута договоренность о возможности чартерного сообщения между Японией и четырьмя островами южных Курил и об увеличении пунктов въезд для японцев на эти острова. Кроме того, решено направить на острова двустороннюю группу из представителей правительства и бизнес-кругов для изучения на месте возможностей совместной экономической деятельности.

«По этим трем пунктам были достигнуты договоренности. Мы считаем это хорошим результатом», — подчеркнул Суга.

Генеральный секретарь правительства также сообщил, что состоялся откровенный обмен мнениями по вопросам Северной Кореи и Сирии.

Отсутствие мирного договора долгие годы омрачает российско-японские отношения. Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. Позиция Москвы заключается в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.

Итоги переговоров прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Косов:
Переговоры с Японией по поводу островов ведутся уже более 70 лет. Сначала это были переговоры даже не с Японией, а с победителями Японии, а потом уже и с Японией. В современном контексте японцам, конечно, нужны Курильские острова. Они имеют определенный экономический эффект, но больше имеют политический, геополитический эффект и эффект психологический, - для Японии, для ее самоутверждения, для преодоления комплекса, которым страдают страны, проигравшие Вторую мировую войну. Эти страны испытывают чувство вины, чувство унижения и состояние проигравших.

В конституции Японии, которую писали при помощи американских советников, заложены такие принципы, как недопустимость обладания ядерным оружием, отсутствие армии. Поэтому вооруженные силы, которые в Японии существуют, называются силами самообороны, а не армией. Японцы, конечно, стремятся преодолеть этот комплекс, вернуть эти территории. Это имеет для них большое психологическое значение, это попытка компенсировать синдром колоссального поражения, которое потерпела Японская империя, чтобы окончательно закрыть эту страницу, когда можно было бы и армию реформировать, и восстановиться, как великой державе.

У японцев существует мечта стать постоянным членом Совета Безопасности ООН, они все-таки третья экономика в мире. А возможности их весьма ограничены. Так что вся Япония наблюдала за этим визитом.

У России другая проблема. России нужны инвестиции. Россия находится под санкциями, и существуют два возможных трека выхода из санкций. Первый — это официальное снятие санкций, которое вряд ли в ближайшем будущем будет. Со стороны Европейского Союза это не ожидается, по крайней мере, в 2017 году, и со стороны Соединенных Штатов тоже. Советский Союз и Россия жили постоянно под санкциями со стороны Соединенных Штатов. Например, это поправка Джексона-Вэника, которая несколько десятилетий действовала и была принята в связи с затруднением выезда евреев из Советского Союза в Израиль. Уже Россия и Израиль договорились о двойном гражданстве, уже Израиль просил, чтобы сняли эти санкции, поскольку никаких затруднений не было, а американцы держали их до последнего, но потом ввели новые санкции.

Есть второй путь выхода из санкций. Это, когда формально санкции сохраняются, а на самом деле соблюдение их становится проблематичным. По тем секторам, по тем направлениям, которые интересны для стран Запада и Японии, режим этих санкций, в общем-то, не соблюдается. Таким образом, мы видим и действия Японии. С одной стороны, Япония официально ввела санкции против России, с другой стороны, японцы создают инвестиционный фонд, готовы инвестировать средства в проекты в России, поэтому для России такой вариант очень интересен.

Третий момент, на который бы я обратил здесь внимание. Политика Японии традиционно контролируется Соединенными Штатами. Это сложилось исторически: японская элита готовится в американских университетах, в Японии долго стояла американская армия, американские советники писали конституцию, американские советники после войны работали в японских министерствах. Вот установилась такая связь. Даже, когда Япония подавала заявку на место постоянного члена Совета Безопасности, что дает очень серьезные преимущества, только пять стран: Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания Франция и Китай обладают таким статусом, то один из аргументов против был такой, что внешняя политика Японии во всем совпадает с политикой Соединенных Штатов, и поэтому позиция Японии не будет оригинальной. То есть это будет еще одна американская точка зрения, которую будет высказывать только другая страна. Действия Японии, конечно, согласованы с Соединенными Штатами. Само японское руководство самостоятельно на этот поступок не решилось бы - либо это молчаливое согласие, либо одобрение. Причем начался процесс российско-японского сближения еще во времена Обамы и продолжается при Трампе. Он не зависит от того, какой президент находится у власти в США. В большой геополитической игре это можно рассматривать как пробный шаг со стороны Соединенных Штатов в отношении к России.

Таким образом, ситуация складывается такая, что мы являемся свидетелями дипломатического торга. Россия не идет на те уступки, на которые хотела бы, чтобы пошла японская сторона. Россия, конечно, не возвращает Японии островов, заявила, что острова будут принадлежать России. Это российская территория.

Второй момент — Россия говорит о совместной деятельности. Совместная деятельность будет осуществляться по российским законам, то есть под российским управлением. Японцев это не очень устраивает, поскольку это положение вещей полностью сохраняет российский суверенитет. Японцы, конечно, хотят размывать этот суверенитет по определенным позициям, по определенным компетенциям, они хотят, чтобы было как бы двойное управление, двойное законодательство. Это будет уже начало размытия российского суверенитета. Наша сторона, как мы видим, достаточно серьезно держит позицию по этому вопросу.

С другой стороны, Россия, конечно, ожидает от Японии серьезных инвестиций. Это страна, которая готова вкладывать серьезные инвестиции в экономику любого государства. Те объемы, которые предлагают японцы, больше носят символический характер: ускорить рост ВВП России, преодолеть те затруднения, которые создают финансовые ограничения Запада. Но это не поможет.

Таким образом, мы видим, что цели ясно сформулировались. Две страны ведут серьезную геополитическую игру, которая является частью мирового глобального процесса и за которой внимательно следят и в Соединенных Штатах, и в Европе. Пока, как говорят военные, идет военная оценка боем. Обе стороны делали ходы. Но ходы не очень значительные, не очень серьезные в плане геополитических изменений, а в плане того, что такие действия со стороны Японии действительно являются признанием того, что санкционный режим и политика изоляции России провалились, и это имеет такое большое психологическое значение.

Только совсем недавно Трамп заявил, и, думаю, об этом написали его советники и помощники, что Россию изолировали в Организации Объединенных Наций. И тут же последовало заявление МИД Китайской Народной Республики, где китайское руководство, китайские дипломаты признались, что конструктивно взаимодействуют с Россией в ООН. Сейчас существует экономическая изоляция России. Мы видим, что Япония предлагает экономические проекты, которые со страной, находящейся в изоляции, не реализуются. Поэтому, я считаю, что эти переговоры имеют больше психологическое значение. Эти переговоры имеют политическо-идеологическое значение. Пока на этой стадии переговоров мы не можем видеть ни серьезных геополитических изменений, ни серьезных экономических прорывов. Но речь уже идет о том, что климат вокруг России и мировой глобальный климат меняется, что облака расходятся, что появились первые солнечные лучи, достаточно яркие, направленные сквозь тучи, которые геополитически нависли над Россией. Эти тучи начинают расходиться, и появляются серьезные солнечные лучи. Я думаю, мы можем об этом говорить. А дальше все уже будет зависеть от искусства российской дипломатии, от искусства японской дипломатии, от общей геополитической ситуации в мире, от того, как будут развиваться российско-японские отношения.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Юрий Косов
Победу одержали симпатизанты России
Итоги президентских выборов в Чехии и Финляндии свидетельствуют о нежелании этих стран пойти в очередной русофобский поход
29.01.2018
«Не исключаю, что инициатива исходила от американской стороны»
О причинах визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США
24.01.2018
«В Молдавии происходят серьезные столкновения интересов»
Недемократическими методами страну хотят вернуть в тренд европейской интеграции
11.01.2018
Доктрина Трампа — большой шаг для американцев
Новая стратегия национальной безопасности США свидетельствует об утрате страной мировой гегемонии
20.12.2017
«Нас ждут непростые времена»
Запад во главе с США усилят антироссийские провокации и выпады в связи с великим международным и военным успехом России в Сирии
12.12.2017
Все статьи Юрий Косов
Последние комментарии
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Андрей Козлов
17.05.2021 09:01
Почему стреляют в школе
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 08:48
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 08:37
Капитализм и насилие неразделимы!
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 08:22
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от александрович
17.05.2021 07:43
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Советский недобиток
17.05.2021 06:42