Как сообщалось, глава парламента Молдавии Андриан Канду, который по решению конституционного суда страны исполняет обязанности президента, подписал закон о борьбе с так называемой «российской пропагандой».
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, эксперт Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы Российской Федерации, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов:
В Молдавии, с одной стороны, происходят определенные события, которые вызывают вопросы, недоумения и даже протестные чувства тактического плана, с другой стороны, их не понять, если не рассмотреть в общестратегическом плане того, что происходит на европейском континенте в последнее десятилетие.
После распада Советского Союза образовалось 15 независимых государств. За исключением стран Балтии, которые сразу заявили, что они ставят своей целью войти в состав Европейского Союза, и к Советскому Союзу и к России отношение их национальных элит было далеко не позитивным, то в остальных странах развернулась определенная борьба. Значительная часть населения, имеющая исторические корни, родственные связи с Россией и с другими странами СНГ, выступала за сохранение содружества, за сохранение общего пространства в Содружестве Независимых Государств, примерно в рамках бывшего Советского Союза, за некоторыми исключениями, о которых я сказал.
В то же время образовались националистические, прозападные элиты, которые начали разворачивать эти страны в сторону Европейского Союза. Надо сказать, что эти элиты поддерживались, а где-то выращивались с помощью различных грантов якобы неправительственных организаций. Если взять на государственном уровне, то Российская Федерация рассматривала страны СНГ как естественную зону своего влияния. Российская Федерация на протяжении первых десятилетий существования СНГ оказывала этим странам серьезнейшую помощь, продавая энерго- и другие ресурсы по ценам намного ниже мировых. Российская Федерация выплатила все долги за эти страны. То есть весь суммарный долг Советского Союза выплатила Российская Федерация. Так на нее приходилось чуть более 60% долга
СССР, который составлял 140 миллиардов, и постоянно нарастал.
В то же время страны Западной Европы, Соединенные Штаты рассматривали страны Восточной Европы как пространство для расширения своей геополитической зоны влияния. Пока Россия ослабла, оттеснить ее на северо-восток Евразии, превратить из европейской страны в азиатскую. В атласе, который был составлен Центральным разведывательным управлением в конце 90-х годов, так и было записано, что Россия — это государство, которое находится на севере Восточной Азии. Цель и идеалы американских спецслужб - превратить Россию в такое государство, лишив ее зоны влияния.
Для этого проводилась огромная работа. С одной стороны, подбирались сценарии развития для каждой страны. Но, поскольку наши слушатели и читатели говорят об
украинизации Молдавии, можно сравнить ситуацию, как она развивалась на Украине и в Молдавии. Конечно, об украинизации Молдавии речи не идет, поскольку это другая страна. На Украине был взят курс на переформатирование исторической памяти, на переформатирование украинской нации. Из нации, которая ориентируется на Восточную Европу, которая много столетий существовала в союзе с Россией, на нацию, которая имеет совсем другие ценности, которая имеет ориентиры на Западную Европу и все свои торговые и промышленные связи переориентирует с Востока на Запад. Стремились заменить язык, запретить русский язык, говорить на украинском и английском языках. Заменялась история, заменялись герои. На место героев Великой Отечественной войны, других войн - с Турцией и прочими государствами, приходили такие деятели, как Бандера и Шухевич. Шел вопрос о переформатировании нации.
В Молдавии был применен несколько иной способ. Для Молдавии западными стратегами была разработана концепция присоединения Молдавии к Румынии. Потому что переформатировать молдаван, как украинцев, было бы сложно и потребовало бы колоссальных затрат. Более серьезный момент, который мог решить эту проблему, — это присоединение Молдавии к Румынии. Когда-то они входили в общее государство, Молдавия - небольшая по размерам страна, Румыния гораздо больше. В Молдавии были попытки объявить румынский язык государственным. Уже объявили. Если на Украине шла речь о замене русского языка украинским, в Молдавии был взят курс на отмену молдавского языка. Молдавский язык объявлялся диалектом румынского, а румынский язык объявлялся государственным языком. Многие молдаване приняли румынское гражданство. Средства массовой информации сообщают о том, что члены конституционного суда Молдавии, которые отстраняют президента Молдавии Додона от власти, являются гражданами Румынии, имеют румынское гражданство.
Если на Украине такая стратегия привела к власти антироссийское правительство, то в Молдавии идея соединения с Румынией на 100% не сработала, потому что народ хочет жить лучше, а молдаване, когда была открыта румыно-молдавская граница, поехали в Румынию и увидели, что страна бедная, нищая, что объединение с Румынией никак не повысит их уровень жизни, поэтому энтузиазм пропал. Тогда западные стратеги выдвинули идею об ассоциации Молдавии с Европейским Союзом. Не объединяйтесь с Румынией, а подписывайте ассоциацию с Европейским Союзом. Вот Европейский Союз, вот богатые страны, высокий уровень жизни!
Конечно, никто не хочет тратить деньги на то, чтобы поднимать уровень жизни Молдавии. Максимум, на что тратятся деньги — на подкуп и повышение уровня жизни узкой элиты этого небольшого государства, которая и должна привести Молдавию в Европейский Союз. Но Молдавия станет не членом Европейского Союза, а государством, зависимым от Европейского Союза, не входящим в него, поэтому без соответствующего уровня жизни, без соответствующих возможностей.
Ассоциация с Европейским Союзом закрывала для Молдавии восточные рынки, прежде всего рынок России, на который традиционно еще с советских времен была ориентирована молдавская продукция, прежде всего, сельского хозяйства, винодельческого. А ассоциация с Евросоюзом приводила к серьезным экономическим потерям. После переворота на Украине в 2014 году произошла замена экономической целесообразности политической целесообразностью. Украинское руководство, средства массовой информации действуют по принципу «назло маме уши отморожу». Они рассуждают так: Пускай мы понесем экономические потери, но по политическим соображениям нанесем ущерб России. Мы будем покупать газ не напрямую у России, а у словаков и поляков тот же российский газ, он будет уже дороже, но это будет не российский газ. Это будет якобы словацкий и польский газ, хотя в этих странах газ не добывают. Мы не будем закупать для атомных электростанций топливо, хотя они подстроены под топливо, которое производится в России и производилось в Советском Союзе, а будем закупать американское. Пусть оно дороже, пусть оно опасней, но политически мы наберем в собственных глазах очки.
В Молдавии пока экономическая целесообразность превалирует над политической. Доказать основному молдавскому населению обратное, настроить его против России, показать Россию как политического врага не удалось. Молдаване работают в России, экспортируют свою продукцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на выборах президента Молдавии большинство голосов набрал кандидат, который выступает за развитие отношений с Российской Федерацией, с Евразийским экономическим сообществом.
В Молдавии сложилась ситуация двоевластия. От предыдущего периода, когда народ обрабатывали в духе евроинтеграции, остались парламент, правительство, конституционный суд. Но когда наступило разочарование евроинтеграцией и стали видны улучшения от сотрудничества с Российской Федерацией, то российско-ориентированный избиратель оказался в большинстве. Поэтому президент страны нацелен на развитие сотрудничества с Россией и Евразийским экономическим сюзом, а остальные органы власти, которые были избраны гораздо раньше, ориентированы на евроинтеграцию. Происходят серьезные столкновения интересов.
Естественно, используются уже разработанные стандарты и для других стран. Российские телеканалы запрещают на Украине. Такие же рекомендации были выданы и для правительства Молдавии. Под предлогом того, что российские телеканалы являются пропагандистскими, это вопиющее нарушение конвенции о свободе слова, о свободе журналистской деятельности. На основе каких экспертиз, на основе каких положений? В международном праве есть понятия «журналистская деятельность», есть понятие «свобода слова», но нет понятия «пропагандистская деятельность», которая должна запрещаться. Это произвол.
Президент Молдавии не захотел подписывать этот указ. Первый раз он может отказаться, а второй раз обязан по конституции подписать. Он отказался во второй раз. Конституционный суд, поскольку надо выполнить Конституцию (второй раз правительство представляет законы, президент должен их подписать), чтобы выйти из этой ситуации, временно отстраняет президента от власти на мгновение подписания этого закона и назначает временного президента только для подписания этого закона. Председатель парламента подписывает закон как и.о. президента, и этот закон вступает в силу. Также Додон отказался подписать еще два других одиозных документа, чтобы не отходить от своего курса, от обещаний, которые он дал своим избирателям, которые ориентировали его на совсем другую политику.
В Молдавии происходят серьезные столкновения интересов. Развитие ситуации предсказать достаточно трудно. Совершенно очевидно, что молдавский народ в своем большинстве сохранил интересы сотрудничества с Россией, понимает эту выгодность. И Россия готова сотрудничать, и руководитель страны тоже готов сотрудничать, но в то же время есть определенные силы, которые по численности меньше, но располагают большими финансовыми ресурсами, большой пропагандистской, политической, экономической, дипломатической поддержкой со стороны ведущих стран Евросоюза и Соединенных Штатов. Очевидна ситуация в Молдавии, что большинство избирателей желает, чтобы страна развивала добрые отношения с Россией. Известно, что тот, кто больше всех кричит о демократии, когда затрагиваются его интересы, часто говорит о том, что если демократия нам мешает, то тем хуже для демократии. Мы видим, что недемократическими методами Молдавию хотят вернуть в тренд европейской интеграции.