Как сообщалось, в Кремле заявили об «имперском характере» новой стратегии национальной безопасности США.
По словам пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова, после беглого прочтения документа - особенно тех частей, в которых упоминается Россия - становится очевидным нежелание Вашингтона отказываться от однополярного мира.
В то же время он подчеркнул, что в стратегии усматриваются «скромные позитивные моменты» - готовность сотрудничать с Россией, если это в интересах американцев. Это, указал пресс-секретарь, соотносится с российским подходом. «Москва также ищет сотрудничества с США там, где это выгодно нам и настолько, насколько готовы идти наши американские коллеги», - отметил он.
Доктрину Трампа проанализировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Васильевич Косов:
Каждый американский президент принимает стратегию национальной безопасности. Первая стратегия Обамы была утверждена в 2010 году, а последняя - пять лет спустя. Доктрина Трампа соответствует традициям американской политической жизни.
Утвержденную стратегию следует воспринимать как внутренний и внешний документ. Программа одновременно обращена к гражданам и политической элите США. Но в Госдепе прекрасно понимают, что стратегию внимательно изучают за границами Америки.
В доктрине Трампа сформулированы определенные принципы американской политики безопасности, оценка США реальной ситуации в мире. Но также присутствуют дипломатические ходы, отвлекающие внимание. Анализируя доктрину, следует смотреть на реальные шаги США - ныне в американской элите едины во враждебности к России, поэтому вовлекают в русофобскую политику европейские страны и Японию. Американские эксперты и специалисты не кривят душой, объявляя Россию и Китай главными угрозами и врагами США.
Вместе с тем в доктрине существуют определенные объективные позиции и ощущения, потому что в США наука международных отношений и геополитика находятся на высоком уровне. Специалисты пришли к выводу, что нынешняя враждебная политика США по отношению к России толкает нас к сближению с Китаем. Чем выше накал русофобии в США - тем крепче дружат Россия и Китай. Однако российско-китайская дружба не соответствует американским интересам.
Пекин является серьезным конкурентом для США в экономической сфере. В основе могущества любой страны лежит экономическая мощь. Над США и Китаем нависает угроза подрыва экономического лидерства и гегемонии.
Китай является коммунистической страной, принадлежащей к иной цивилизации. Россия - страна с европейской культурой и христианской религией, близкой к США. Поэтому при определенных условиях наши страны могут быть союзниками. В двух мировых войнах мы были союзниками и находили общий язык. Политика давления на Россию, отталкивание ее в сторону Китая недальновидна. Скрытые и завуалированные отголоски нашли место в концепции, ибо в условиях антироссийской истерии открыто об этом писать было невозможно.
США стали осознавать, что однополярный мир, «мир Америки», страны на сияющем холме, к которой обращены взоры со всего мира, начинает разрушаться и приходить к своему концу. США вошли в эпоху утраты своего лидерства и гегемонии в мире. Ситуация ведет к тому, что скоро Америке придется слезать с сияющего холма и присоединяться к мировому сообществу, чтобы работать на земле, как все. Экономические, социальные показатели и влияние США в мире свидетельствуют о том, что быстроразвивающийся Китай и группа восходящих стран сокращают разрыв - доля Америки в мировой экономике менее 20% и стремится к 15% (в середине ХХ века доля США в мировой экономике составляла 40%). Притом, что США пребывают в прекрасной полосе экономического развития. Ныне Трамп добился экономического роста на 4%, но Китай растет на 8%, а Индия быстрее. США утратили динамику экономического развития. В лучшие годы американцы не в состоянии достичь таких параметров, как лидеры мирового экономического развития. Изменение экономического положения Америки приведет к перемене её политического статуса.
Запад утрачивает лидирующую роль в мире. В последние пятьсот лет мир был европоцентричным, с эпохи великих географических открытий - как матрос на шхуне Колумба закричал: «Земля! Земля!», начался расцвет Европы. Европейские страны превратились в мировые державы и империи, а европейские языки превратились в международные языки. Возникла мировая экономика и финансы, в которых доминировали европейские страны, а затем основанные выходцами из Европы США.
Ныне группа неевропейских стран имеет лучшие макроэкономические показатели, чем семь ведущих европейских государств и примкнувшие к ним США. Через несколько десятилетий выходцы из Европы в Америке могут оказаться в меньшинстве. Ныне наступает закат европейского мира, как писал в 1918 году Шпенглер в книге «Закат Европы».
Отношение европейцев к борьбе с терроризмом и другим явлениям свидетельствует о том, что европейские нации не готовы к борьбе за свои интересы - они не могут выдвигать харизматичных политических лидеров, которые смогли бы переломить ситуацию в сдаче позиций. В доктрине Трампа отражается картина в виде слабо обозначенных тревог. Но это большой шаг для американцев по сравнению с предыдущей администрацией США, которая не замечала перемен и писала концепцию национальной безопасности, будто на дворе 90-ые годы ХХ века.