Поддержка Конституционным судом Южной Кореи импичмента президента Пак Кын Хе является стремлением стабилизировать сложную ситуацию в стране, заявил РИА Новости руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин.
Конституционный суд Южной Кореи в пятницу утвердил импичмент Пак Кын Хе, вынесенный парламентом 9 декабря прошлого года на фоне крупнейшего коррупционного скандала. Все восемь судей Конституционного суда проголосовали в поддержку решения парламента.
«Подтверждение Конституционным судом импичмента — это стремление не дестабилизировать, а наоборот, стабилизировать ситуацию в стране, привести ее в нормальный конституционный процесс. Конституция предусматривает такие случаи, и откладывание этого вопроса или отказ поддержать мнение парламента и волю народа, могли бы привести к серьезной дестабилизации во всем южнокорейском обществе», — заявил Жебин.
Эксперт особо подчеркнул, что все произошедшее «было выполнено в рамках конституции, и это крайне важно. Пусть это и не устраивает какие-то круги политической элиты, тем не менее, то, что случилось – это конституционный процесс, и будем надеяться, что то, что будет происходить далее, будет проводиться тоже в рамках существующих законов и конституции».
Жебин считает, что Пак Кын Хе была достаточно пассивным президентом, что уже давно вызывало недовольство народных масс.
«Прошедшие в стране многотысячные протесты показали, что ее популярность заметно упала, она не выполнила ни одного фактически из своих предвыборных обещаний, особенно в социальной области. Она показала, что своим поведением уронила авторитет, моральный облик президента, когда оказалась очень пассивной в деле с катастрофой с паромом «Севоль» (затонул 16 апреля 2014 года, погибли 295 человек — РНЛ), это вызвало очень сильный эмоциональный отклик населения. Все эти факторы в конечном итоге и привели к тому, что она лишилась поддержки не только населения, но и части своей партии. Ведь в парламенте, когда ставился вопрос об импичменте, часть депутатов правящей партии — ее партии — поддержали этот вопрос», — пояснил эксперт.
Он добавил, что «решение об импичменте — заключительный этап того копившегося недовольства ее (президента — ред.) социально-экономической политикой, ее поведением в трагические для страны минуты, да и в общем-то ее политика межкорейских отношений тоже оказалась неэффективной и привела только к дальнейшему ухудшению отношений Сеула с Пхеньяном».
По его словам, такие действия очень не нравились силам оппозиции, которые на предыдущих президентских выборах рассчитывали на то, что курс отношений с КНДР будет более мягким, нацеленным на возобновление диалога, однако этого не произошло.
Эксперт добавил, что, если бы КС не поддержал импичмент, то именно это могло привести к социальному недовольству, а Пак Кын Хе все равно ушла бы с поста в феврале следующего года, поэтому затягивать с этим не было смысла.
«Пак Кын Хе — уже отыгранный политический материал, в декабре этого года должны были состояться выборы, она все равно уходила. Затягивать политический кризис в нынешней обстановке ни правящий лагерь, ни оппозиция не сочли рациональным для страны», — сказал собеседник агентства.
По его словам, в Южной Корее «существует много других противоречий, проблем внутриполитических и внешнеполитических, в этой ситуации необходимо приводить к власти нового законного президента, новое правительство и решать имеющиеся проблемы, а не оставаться в такой политической неопределенности до февраля следующего года».
«Отказ поддержать волю народа, которая была явно выражена в ходе многомиллионных демонстраций, а затем и в парламенте заметным большинством голосов, мог бы привести к очень непредсказуемым социальным последствиям, к политической дестабилизации и социальному взрыву, который бы потряс всю страну», — подытожил Жебин.
Москва внимательно следит за развитием событий в Республике Корея и уверена, что политический кризис в этой стране не скажется на российско-южнокорейских отношениях. Об этом заявила в пятницу на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя импичмент главе государства Пак Кын Хе, сообщает ТАСС.
«Внимательно следим за событиями в Южной Корее, где Конституционный суд 10 марта утвердил решение национального парламента об импичменте главе государства», - сказала она.
«Рассчитываем на скорейшее преодоление внутриполитического кризиса в этой стране и уверены, что он вряд ли способен сказаться каким-либо образом на достигнутом уровне российско-южнокорейских отношений», - добавила дипломат.
Досрочные выборы нового президента, согласно закону, состоятся в течение последующих 60 дней после утверждения импичмента его предшественника.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Косов:
Есть страны, где отстранение президента или руководителя от власти возможно только вооруженным путем, в результате гражданской войны. Есть страны, где отстранение президента от власти - очень редкое явление. Например, Соединенные Штаты. Там реально только несколько раз доходило до импичмента. И то, обычно, президенты сами подавали в отставку. Сам импичмент в политической культуре Южной Кореи укоренился и немножко по-другому воспринимается. В России импичмент — это катастрофа, потрясение, которое может раз в истории государства происходить и влечет за собой социальные, экономические и политические потрясения.
Южная Корея знает несколько случаев отстранения президентов от власти. Причем отстранялись даже успешные президенты, например Ро Дэ У, при котором страна добилась серьезных успехов, его отстранили от власти и еще и осудили и дали реальный срок. Нынешний президент — дочь еще одного президента Южной Кореи - Пак Чон Хи, который правил в 60-70 годы и погиб при покушении, был застрелен директором Центрального разведывательного управления Южной Кореи Ким Джэ Гю.
Южная Корея была оккупирована в свое время Японией. После кровопролитной войны 1950-53 годов между севером и югом Кореи, страна пережила то, что называется экономическое чудо. Подготовка экономического чуда происходила в условиях тоталитарного режима. Там были авторитарные, диктаторские режимы, после которых закладывался фундамент южнокорейской экономики, южнокорейского экономического чуда.
Надо сказать, что Корея перешла к демократической форме правления, но борьба с коррупцией, с коррумпированной верхушкой, которая, несмотря на коррумпированность, обеспечивала экономическое развитие, борьба с авторитаризмом — это элемент становления демократической культуры в Южной Корее. Эта борьба сопрягалась, сопоставлялась с борьбой за победу демократии.
Следующий момент - это восточная культура, восточная традиция. Президент и человек, допустивший на Востоке такие серьезные ошибки (по европейской традиции кто не ошибается? — тот, кто ничего не делал, а на Востоке есть ошибки, которые приводят к потере лица), после всего происшедшего уже нормально не воспринимается.
Южная Корея - страна, которая очень динамично развивалась в последние десятилетия. Достаточно зайти в любой магазин в мире, даже в России, чтобы найти массу корейских товаров, достаточно выйти на улицу, чтобы увидеть корейский автомобиль. А сейчас, в условиях экономического кризиса и экономического спада, экономика в Южной Корее притормозила. Та модель развития, которая принесла успех и удачу Южной Корее, перестала работать. Требуется новая модель. И не факт, что она будет такой же успешной. Найти успешную модель, нишу достаточно не просто. И надо сказать, что при нынешнем президенте это сделать не удается.
Затем возникло очень серьезное обострение отношений Южной Кореи с другими странами. Обостряются отношения с Северной Кореей, которая проводит испытания ракет, ядерного оружия, средств доставки ракет, и руководство Южной Кореи не смогло продолжить корейский диалог.
Мы знаем, что Соединенные Штаты стали размещать там позиционный район своей глобальной противоракетной обороны с согласия корейского правительства. Это вызвало серьезное недовольство Китая, обострились отношения между Южной Кореей и Китаем. Политическая ситуация в значительной степени ухудшилась.
В прошлом году я участвовал в российско-корейском диалоге, который проводится в Петербурге на базе Санкт-Петербургского университета. В нем участвовал министр иностранных дел Республики Корея, ведущие эксперты, специалисты. Надо сказать, что они серьезно подготовились, у них была подготовлена книга, в том числе и на русском языке, которая содержала тридцатилетний прогноз развития российско-корейских отношений. Насколько я понял из контекста, они так прорабатывают и по другим странам, но чувствовалась нервозность, когда им говорили, что им надо кропотливо работать с Северной Кореей и Китаем. Над нашей страной нависла ядерная угроза. Чувствовалась нервозность среди экспертов, она передавала определенную нервозность и в обществе.
Все эти проблемы — внешние и внутренние, ставшие перед Кореей, отражаются на положении власти. И еще, как мы видим, Бог не послал президенту Южной Кореи харизмы, которая была у ее отца, бывшего в стране национальным лидером, и, к тому же, она совершила ряд поступков. Когда я был в Корее, как только мы приехали туда, нам сразу предложили на костюмы прикрепить светло-желтые ленточки — цвет траура по этому парому (Катастрофа южнокорейского парома «Севоль» произошла у юго-западного побережья Корейского полуострова 16 апреля 2014 года. - РНЛ). И, действительно, было недовольство деятельностью президента. С одной стороны, ее чиновники не обеспечили безопасность, с другой стороны, президент не смогла разделить скорбь в достаточной мере и выдвинуть такие планы, чтобы такое больше не повторялось. Также разразился коррупционный скандал, когда она доверяла государственные секреты своей ближайшей подруге, использовала ее в качестве советницы по важнейшим политическим вопросам, хотя та не должна была иметь доступ к такой информации. Плюс выяснились заносы со стороны крупнейших компаний. Арестован глава компании, президент фирмы «Samsung», что вообще сенсация.
Лидер Южной Кореи стала жертвой очень серьезных обстоятельств: ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, геополитического положения Кореи, обострения внутренних проблем, ряд ее поступков, которые были восприняты как не очень этичные, и, конечно, отсутствия харизмы, которая была у ее отца. Поначалу она помогла ей избраться, но сравнение с отцом тоже оказалось не в ее пользу. Образовалась бочка с бензином, над которой было много испаряющихся паров, и скандал с подругой оказался той спичкой, которая привела к взрыву.
В данном случае поражает, что мирным путем произошла смена власти. Никакого государственного переворота. Хотя это уже не первый такой случай. Но думаю, что на этом все не закончится. Ее еще, может быть, посадят.