«Куда ж нам плыть…»

О резонансном заявлении Людмилы Вербицкой

Прежде всего, обращаю внимание на то, как делаются теперь новости, чтобы «взорвать Интернет»: надо выставить «жареную» новость, чтобы все удивились и начали спорить, кричать, взаимно обвинять друг друга. Для этого из контекста выхватывается фраза, смысл заостряется и вам преподносится как «решенное» мнение. Но мнение президента РАО надо обсуждать спокойно и взвешенно, более размышляя, чем споря. Во всяком случае, мнение Людмилы Алексеевны Вербицкой не является окончательным вердиктом, а служит лишь для того, чтобы понять, «куда ж нам плыть…»
 
Обращаю внимание та то, что в комментариях Людмилы Алексеевны много такого, чего давно ждут все здравомыслящие педагоги-русисты. 
 
Первое: пора возрождать устную часть экзамена по русскому языку, так как именно устная речь нашей школьной молодежи особенно плоха… И откуда ей быть хорошей, если нет предмета, который обучал бы, советовал, направлял внимание ученика к тому, КАК нужно строить устную речь, КАК вообще создается речь, каковы законы создания мысли, поиска слов и построения фразы, произношения и общего образа человека, говорящего публично? А ученик учится говорить «публично» у доски, но пока мы видим весьма слабые попытки ввести элементы обучения устной речи.  Риторика вышла из состава школьного российского образования в середине 19 века и попытки ввести ее элементы сегодня успеха не имели. Хотя неплохие учебники имеются. 
 
Второе: несомненно, экзамен по литературе должен быть обязательным и всеобщим, потому что это основной предмет, который формирует душу человека.  
 
Отсюда третье: каким должен быть перечень произведений для обязательного изучения в школе, потому что «учебный предмет – это учебные тексты? Это должны быть лучшие произведения нашей классики. И здесь есть о чем подумать, потому что развитие языка, воспитание любви к литературе, словесное образование в целом не могут ограничиться литературой 19 века, а пока наши методисты никак не могут сообразить, как бы нам лучшие мысли и слова, выраженные во вполне понятных текстах древнерусской литературы и литературы 18 века,  можно включить в учебный процесс. 
 
Из «лучшего» в 19 веке, конечно, невозможно исключить роман Толстого «Война и мир».  Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского. Но, пожалуй, наличие философской глубины и серьезных размышлений ещё не могут быть причиной отказа от таких выдающихся художественных произведений, как «Война и мир». Этот роман изучается, когда школьник уже становится достаточно взрослым – не «ребёнком», и он вполне может постичь и красоту человеческих отношений, и выразительность языка, и глубину смыслов, имеющихся в романе. Методически это выстраивается достаточно легко: мы помним, как хорошая учительница литературы выбирает отдельные отрывки, читает и комментирует их в классе. Весь роман, может, прочитать и не удастся, но отдельные «лучшие» места романа отпечатываются на всю жизнь: и диалог Наташи и Сони у окна, и описание дуба в поездке Андрея Болконского, и беседа Пьера и Андрея о смысле жизни, и сложность любовно-семейных отношений в семьях Ростовых и Болконских. Наконец, философия истории Льва Толстого также может быть подана в простом и понятном виде – и это зависит как от мастерства учителя, так и от желания самих учеников знакомиться с текстами литературных произведений. Это самое желание-то и трудно пробудить в условиях жестких нагрузок, которые испытывают сегодняшние ученики. 
 
Отказ от романа «Война и мир» более всего, думается, инициируется некоторыми нашими методистами образования вследствие перегруженности учеников. Поэтому так важно создать этот единый стандарт как по русскому языку, так и по литературе, в котором было бы место и классике ранних периодов нашей словесности, и литературе 19 века, и лучшим советским и зарубежным авторам (только именно «лучшим», а не новомодным). Этот отбор – основание будущей не только литературной, но духовно-нравственной культуры нашего человека.  
 
Поэтому четвертое: курс «основ православной культуры», который так важен не просто для воспитания, а для «счастья» человека, потому что счастье – в любви, добре, душевном мире и покое, понимании, что есть истина, где находится «зло», что такое порок, грех, страсти человеческие и т.д. К сожалению, мы не нашли до сих пор «ясный и понятный язык», который нужен для передачи молодежи этих простых и глубоких «истин», наш учитель не готов говорить об этом попросту потому, что самое сложное сегодня – говорить с современным человеком о Боге. Учитель, может, уже и осознал для его собственной жизни важность идей веры, Бога, религии как связи с Богом, заповедей блаженства (уж он-то прошел уже известный путь «скорбей и страданий»), но не умеет объяснить это ученикам. А объяснять надо просто и понятно: православие – религия любви, а не политики, единения, а не разделения, добра, а не зла (а в чем «зло»?), философия терпения, милосердия, мира, общечеловеческого единства, но пока сам учитель не пропустит этот материал через сердце свое, ничего не получится…
 
Абсолютно правильно Л.А.Вербицкая говорит о том, что каждый человек должен «прочитать Библию». Только это очевидное преувеличение: понятно, что из Библии надо выбрать основные идеи, которые могли бы вдохновить и сказать ученику: Вот твой истинный путь! По нему пойдешь и будешь счастлив!.. Пока очень трудно зажечь глаза самих учителей, когда им начинаешь говорить о том, что «надо возлюбить ближнего как самого себя»… Значит, не умеем сказать  (опять проблема риторики!), а, может, проблема – в унынии от перегруженности, бюрократии, парализующей творчество учителей, что так ясно выражено в глазах иных из них…
 
Относительно языка Церкви надо сказать одну простую вещь: прислушайтесь искренне к этому «языку» и вы услышите всё, что требуется вашей душе. Только надо читать внимательно и слушать сосредоточенно - и тогда церковно-славянские слова, требующие перевода – на самом деле их не более двух десятков – вовсе не будут мешать пониманию глубочайшего смысла текстов, сформировавших нашу нравственность, построивших нашу духовную цивилизацию и сделавших нашу страну духовно сильной и непобедимой. А пока до победы не близко. Но это повод не для уныния, а повод для того, чтобы «засучить рукава»…
 
Владимир Иванович Аннушкин, профессор кафедры русской словесности Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Ответ на 2., Егоргий:

Стараться воспитать в детях отказ от тяги к гедонизму, к дёшево достающемся душевному комфорту - вот наиболее насущная задача русского образования.

А воспитатели - кто? Ведь яблоко от яблони...

3. Обычная история - ничего нового.

Из «лучшего» в 19 веке, конечно, невозможно исключить роман Толстого «Война и мир». Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может...

Слушайте, уважаемый автор! Вы никак нам нового светоча мысли преподносите в лице Л.А. Вербицкой? Простите, а кто она такая? Кто она такая, чтобы решать за всех, менять традиции нашей культуры и образования? Теперь реальность: как только женщина попадает куда-то и осваивается в месте пребывания, она превращает это место в свою кухню, и трактует свои привычки как истину в последней инстанции - в соответствии со своим разумением. Не обращая ни на кого внимания. Видимо, привычки воспитательниц отшибают все другие способности. Так происходит практически всегда, за редким исключением. Не в первый раз. И "педагогинь", высокоумных из себя, видели, и других. Лучше бы этого "добра" не было. Ибо до добра не доведут.

Углич / 01.11.2016

2. Браво Углич!

Стараться воспитать в детях отказ от тяги к гедонизму, к дёшево достающемся душевному комфорту - вот наиболее насущная задача русского образования.

Егоргий / 04.10.2016

1. Это дорого!

Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского.... наличие философской глубины и серьезных размышлений ещё не могут быть причиной отказа от таких выдающихся художественных произведений, как «Война и мир»... школьник вполне может постичь и красоту человеческих отношений, и выразительность языка, и глубину смыслов, имеющихся в романе. Методически это выстраивается достаточно легко...

Умные вы наши доктора и профессора! Вы не учитываете одну особенность человеческой психологии. И не учитываете особенность человеческого развития. Как-то прочитал, что 90% информации человек воспринимает в возрасте до 11 лет. Ну, или, по крайней мере, в молодости. И это ему дорого! Это первое. Во-вторых. Чем больше прикосновений к великому - тем больше впечатлений и понимания, что вот они - эти вершины, и ты их еще не взял. Не взял - мечта остается на всю жизнь. Взял - это твое! В любом случае на выходе имеем следующее: нет большего патриота и защитника русской литературы и нашей цивилизации, чем молодой человек, школьник, он, или она, прошедшие через горнило нашей классики, или прикоснувшиеся к ней краешком своей бесшабашной подростковой энергии! Ибо это реально, это было в твоей жизни, ты вспоминаешь об этом с любовью, и ... сам Толстой, или Достоевский, или Чехов, или Островский просто своим духом остаются в твоей жизни навсегда! Одним духом, и колоритом, и аурой русской культуры, даже без взятия школяром всех вершин ... Они, наши классики, просто остаются в жизни человека. Понимаете, мадам Людмила Алексеевна Вербицкая, остаются! И вы не можете отнять это вашими умными дидактическими рассуждениями и мнениями. Ибо это вселяет гордость, вселяет ощущение сопричастности к Родине, к нашей истории, дает дополнительную опору в жизни - потому, что ты просто прожил с ними - великими - какое-то время. Потому, что ты хоть что-то понял в их произведениях, и узнал то, без чего ни один гражданин нашей России быть не может! И, самое главное, человек потом с удовольствием возвращается к этому. Разве это не результат? Так что же вы хотите? Не умствуйте лукаво, не занимайтесь самодеятельностью и не лишайте подрастающие поколения преемственности, не лишайте их дорогого!

«ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского.

Полная глупость! И вредная! Если у ребенка нормальная память, он запомнит. И рано, или поздно, но у человека сложится в жизни такая ситуация, когда он спроецирует и поймет. Не решайте за всех. А то привыкли... Давайте работайте, а не занимайтесь болтовней. Наше образование самое лучшее было, и это признано вот всем мире. И перед предыдущими поколениями почему-то никто юродством не занимался, и на уровень попсы не спускался. Но поднимал планку! И вы поднимайте. И Закон Божий вводите - по полной программе, как это было в Царской гимназии, которая дала такую плеяду выдающихся людей, что до сих пор "едем" на их результатах! И академики, и профессора, и авиаконструктора, и оружейники... «Куда ж нам плыть…»- "куди идтить :(" Хватит вам болтать! Совсем наша интеллигенция запуталась...

А пока до победы не близко. Но это повод не для уныния, а повод для того, чтобы «засучить рукава»…

Ну, хоть какие-то проблески... Так вот: в России возможна только одна позиция - позиция бойца! Именно это и не устраивает запад. Гедонизм и комфорт - зоны очень опасные. Можно сказать, это ловушки. "Любителям" придется умыться: нам сейчас не до них. И слава Тебе, Господи! Слава Тебе за все!

Углич / 03.10.2016
Владимир Аннушкин:
«Дети должны понимать и чувствовать красоту слова»
Профессор Владимир Аннушкин о преподавании в школе русской фонетики и словарного запаса
06.11.2017
«Любите писать, записывать свои размышления!»
Филолог Владимир Аннушкин о воспитании хорошего русского языка, общественной и личной стилистики каждого гражданина
24.10.2017
«Куда ж нам плыть…»
О резонансном заявлении Людмилы Вербицкой
03.10.2016
Русский человек: как ему утверждаться русским словом и словесностью?
Филолог Владимир Иванович Аннушкин о главных итогах первого Съезда Общества русской словесности
06.06.2016
«Произошедшее произвело на всех присутствующих колоссальное впечатление»
Филолог Владимир Аннушкин о первом съезде Общества русской словесности
27.05.2016
Все статьи автора
"Основы православной культуры"
Злой демон российского образования отправлен в отставку
Сергей Собянин освободил Исаака Калину от должности главы Департамента образования и науки Москвы
23.07.2020
«К сожалению, эта проблема не решена»
Святейший Патриарх Кирилл о необъяснимой попытке изгнать Основы православной культуры из школы
28.01.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Что же теперь делать с «екатеринбургскими останками»?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-08-01 23:38
Становится ли больше психических заболеваний?
Новый комментарий от NNNN
2020-08-01 20:39
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от Ладога
2020-08-01 20:35
«Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся…»
Новый комментарий от Пётр
2020-08-01 18:31
Лукашенко и «русские диверсанты»
Новый комментарий от Георгий
2020-08-01 18:29
Является ли неоосманизм Эрдогана угрозой для России?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-01 17:45