«Куда ж нам плыть…»

О резонансном заявлении Людмилы Вербицкой

Александр Сергеевич Пушкин  Основы православной культуры 
0
2542
Время на чтение 5 минут
Прежде всего, обращаю внимание на то, как делаются теперь новости, чтобы «взорвать Интернет»: надо выставить «жареную» новость, чтобы все удивились и начали спорить, кричать, взаимно обвинять друг друга. Для этого из контекста выхватывается фраза, смысл заостряется и вам преподносится как «решенное» мнение. Но мнение президента РАО надо обсуждать спокойно и взвешенно, более размышляя, чем споря. Во всяком случае, мнение Людмилы Алексеевны Вербицкой не является окончательным вердиктом, а служит лишь для того, чтобы понять, «куда ж нам плыть…»
 
Обращаю внимание та то, что в комментариях Людмилы Алексеевны много такого, чего давно ждут все здравомыслящие педагоги-русисты. 
 
Первое: пора возрождать устную часть экзамена по русскому языку, так как именно устная речь нашей школьной молодежи особенно плоха… И откуда ей быть хорошей, если нет предмета, который обучал бы, советовал, направлял внимание ученика к тому, КАК нужно строить устную речь, КАК вообще создается речь, каковы законы создания мысли, поиска слов и построения фразы, произношения и общего образа человека, говорящего публично? А ученик учится говорить «публично» у доски, но пока мы видим весьма слабые попытки ввести элементы обучения устной речи.  Риторика вышла из состава школьного российского образования в середине 19 века и попытки ввести ее элементы сегодня успеха не имели. Хотя неплохие учебники имеются. 
 
Второе: несомненно, экзамен по литературе должен быть обязательным и всеобщим, потому что это основной предмет, который формирует душу человека.  
 
Отсюда третье: каким должен быть перечень произведений для обязательного изучения в школе, потому что «учебный предмет – это учебные тексты? Это должны быть лучшие произведения нашей классики. И здесь есть о чем подумать, потому что развитие языка, воспитание любви к литературе, словесное образование в целом не могут ограничиться литературой 19 века, а пока наши методисты никак не могут сообразить, как бы нам лучшие мысли и слова, выраженные во вполне понятных текстах древнерусской литературы и литературы 18 века,  можно включить в учебный процесс. 
 
Из «лучшего» в 19 веке, конечно, невозможно исключить роман Толстого «Война и мир».  Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского. Но, пожалуй, наличие философской глубины и серьезных размышлений ещё не могут быть причиной отказа от таких выдающихся художественных произведений, как «Война и мир». Этот роман изучается, когда школьник уже становится достаточно взрослым – не «ребёнком», и он вполне может постичь и красоту человеческих отношений, и выразительность языка, и глубину смыслов, имеющихся в романе. Методически это выстраивается достаточно легко: мы помним, как хорошая учительница литературы выбирает отдельные отрывки, читает и комментирует их в классе. Весь роман, может, прочитать и не удастся, но отдельные «лучшие» места романа отпечатываются на всю жизнь: и диалог Наташи и Сони у окна, и описание дуба в поездке Андрея Болконского, и беседа Пьера и Андрея о смысле жизни, и сложность любовно-семейных отношений в семьях Ростовых и Болконских. Наконец, философия истории Льва Толстого также может быть подана в простом и понятном виде – и это зависит как от мастерства учителя, так и от желания самих учеников знакомиться с текстами литературных произведений. Это самое желание-то и трудно пробудить в условиях жестких нагрузок, которые испытывают сегодняшние ученики. 
 
Отказ от романа «Война и мир» более всего, думается, инициируется некоторыми нашими методистами образования вследствие перегруженности учеников. Поэтому так важно создать этот единый стандарт как по русскому языку, так и по литературе, в котором было бы место и классике ранних периодов нашей словесности, и литературе 19 века, и лучшим советским и зарубежным авторам (только именно «лучшим», а не новомодным). Этот отбор – основание будущей не только литературной, но духовно-нравственной культуры нашего человека.  
 
Поэтому четвертое: курс «основ православной культуры», который так важен не просто для воспитания, а для «счастья» человека, потому что счастье – в любви, добре, душевном мире и покое, понимании, что есть истина, где находится «зло», что такое порок, грех, страсти человеческие и т.д. К сожалению, мы не нашли до сих пор «ясный и понятный язык», который нужен для передачи молодежи этих простых и глубоких «истин», наш учитель не готов говорить об этом попросту потому, что самое сложное сегодня – говорить с современным человеком о Боге. Учитель, может, уже и осознал для его собственной жизни важность идей веры, Бога, религии как связи с Богом, заповедей блаженства (уж он-то прошел уже известный путь «скорбей и страданий»), но не умеет объяснить это ученикам. А объяснять надо просто и понятно: православие – религия любви, а не политики, единения, а не разделения, добра, а не зла (а в чем «зло»?), философия терпения, милосердия, мира, общечеловеческого единства, но пока сам учитель не пропустит этот материал через сердце свое, ничего не получится…
 
Абсолютно правильно Л.А.Вербицкая говорит о том, что каждый человек должен «прочитать Библию». Только это очевидное преувеличение: понятно, что из Библии надо выбрать основные идеи, которые могли бы вдохновить и сказать ученику: Вот твой истинный путь! По нему пойдешь и будешь счастлив!.. Пока очень трудно зажечь глаза самих учителей, когда им начинаешь говорить о том, что «надо возлюбить ближнего как самого себя»… Значит, не умеем сказать  (опять проблема риторики!), а, может, проблема – в унынии от перегруженности, бюрократии, парализующей творчество учителей, что так ясно выражено в глазах иных из них…
 
Относительно языка Церкви надо сказать одну простую вещь: прислушайтесь искренне к этому «языку» и вы услышите всё, что требуется вашей душе. Только надо читать внимательно и слушать сосредоточенно - и тогда церковно-славянские слова, требующие перевода – на самом деле их не более двух десятков – вовсе не будут мешать пониманию глубочайшего смысла текстов, сформировавших нашу нравственность, построивших нашу духовную цивилизацию и сделавших нашу страну духовно сильной и непобедимой. А пока до победы не близко. Но это повод не для уныния, а повод для того, чтобы «засучить рукава»…
 
Владимир Иванович Аннушкин, профессор кафедры русской словесности Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 2., Егоргий:

Стараться воспитать в детях отказ от тяги к гедонизму, к дёшево достающемся душевному комфорту - вот наиболее насущная задача русского образования.

А воспитатели - кто? Ведь яблоко от яблони...
Иванович Михаил / 01.11.2016, 21:00

3. Обычная история - ничего нового.

Из «лучшего» в 19 веке, конечно, невозможно исключить роман Толстого «Война и мир». Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может...

Слушайте, уважаемый автор! Вы никак нам нового светоча мысли преподносите в лице Л.А. Вербицкой? Простите, а кто она такая? Кто она такая, чтобы решать за всех, менять традиции нашей культуры и образования? Теперь реальность: как только женщина попадает куда-то и осваивается в месте пребывания, она превращает это место в свою кухню, и трактует свои привычки как истину в последней инстанции - в соответствии со своим разумением. Не обращая ни на кого внимания. Видимо, привычки воспитательниц отшибают все другие способности. Так происходит практически всегда, за редким исключением. Не в первый раз. И "педагогинь", высокоумных из себя, видели, и других. Лучше бы этого "добра" не было. Ибо до добра не доведут.
Углич / 01.11.2016, 18:50

2. Браво Углич!

Стараться воспитать в детях отказ от тяги к гедонизму, к дёшево достающемся душевному комфорту - вот наиболее насущная задача русского образования.
Егоргий / 04.10.2016, 07:52

1. Это дорого!

Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского.... наличие философской глубины и серьезных размышлений ещё не могут быть причиной отказа от таких выдающихся художественных произведений, как «Война и мир»... школьник вполне может постичь и красоту человеческих отношений, и выразительность языка, и глубину смыслов, имеющихся в романе. Методически это выстраивается достаточно легко...

Умные вы наши доктора и профессора! Вы не учитываете одну особенность человеческой психологии. И не учитываете особенность человеческого развития. Как-то прочитал, что 90% информации человек воспринимает в возрасте до 11 лет. Ну, или, по крайней мере, в молодости. И это ему дорого! Это первое. Во-вторых. Чем больше прикосновений к великому - тем больше впечатлений и понимания, что вот они - эти вершины, и ты их еще не взял. Не взял - мечта остается на всю жизнь. Взял - это твое! В любом случае на выходе имеем следующее: нет большего патриота и защитника русской литературы и нашей цивилизации, чем молодой человек, школьник, он, или она, прошедшие через горнило нашей классики, или прикоснувшиеся к ней краешком своей бесшабашной подростковой энергии! Ибо это реально, это было в твоей жизни, ты вспоминаешь об этом с любовью, и ... сам Толстой, или Достоевский, или Чехов, или Островский просто своим духом остаются в твоей жизни навсегда! Одним духом, и колоритом, и аурой русской культуры, даже без взятия школяром всех вершин ... Они, наши классики, просто остаются в жизни человека. Понимаете, мадам Людмила Алексеевна Вербицкая, остаются! И вы не можете отнять это вашими умными дидактическими рассуждениями и мнениями. Ибо это вселяет гордость, вселяет ощущение сопричастности к Родине, к нашей истории, дает дополнительную опору в жизни - потому, что ты просто прожил с ними - великими - какое-то время. Потому, что ты хоть что-то понял в их произведениях, и узнал то, без чего ни один гражданин нашей России быть не может! И, самое главное, человек потом с удовольствием возвращается к этому. Разве это не результат? Так что же вы хотите? Не умствуйте лукаво, не занимайтесь самодеятельностью и не лишайте подрастающие поколения преемственности, не лишайте их дорогого! «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского.

Полная глупость! И вредная! Если у ребенка нормальная память, он запомнит. И рано, или поздно, но у человека сложится в жизни такая ситуация, когда он спроецирует и поймет. Не решайте за всех. А то привыкли... Давайте работайте, а не занимайтесь болтовней. Наше образование самое лучшее было, и это признано вот всем мире. И перед предыдущими поколениями почему-то никто юродством не занимался, и на уровень попсы не спускался. Но поднимал планку! И вы поднимайте. И Закон Божий вводите - по полной программе, как это было в Царской гимназии, которая дала такую плеяду выдающихся людей, что до сих пор "едем" на их результатах! И академики, и профессора, и авиаконструктора, и оружейники... «Куда ж нам плыть…»- "куди идтить :(" Хватит вам болтать! Совсем наша интеллигенция запуталась... А пока до победы не близко. Но это повод не для уныния, а повод для того, чтобы «засучить рукава»…

Ну, хоть какие-то проблески... Так вот: в России возможна только одна позиция - позиция бойца! Именно это и не устраивает запад. Гедонизм и комфорт - зоны очень опасные. Можно сказать, это ловушки. "Любителям" придется умыться: нам сейчас не до них. И слава Тебе, Господи! Слава Тебе за все!
Углич / 03.10.2016, 15:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Иванович Аннушкин
«Я оптимистично смотрю на состояние дел в нашем языковом хозяйстве»
Правительство утвердило Концепцию государственной языковой политики РФ
18.06.2024
«Общество взволнованно проблемой снижения стиля речи»
Что нам ожидать от законопроекта по защите русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов?
19.12.2022
Наши тревоги зряшные
О проекте правительственного постановления об утверждении правил русской орфографии
10.11.2021
Вопрос сохранения чистоты русского языка,
защиты его от нецензурной брани и засилья иностранных слов
07.06.2021
«Дети должны понимать и чувствовать красоту слова»
Профессор Владимир Аннушкин о преподавании в школе русской фонетики и словарного запаса
06.11.2017
Все статьи Владимир Иванович Аннушкин
Александр Сергеевич Пушкин
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
День памяти святителя Иннокентия Иркутского
Сегодня мы также вспоминаем русского государственного деятеля Д.В.Дашкова и математика П.Н.Чебышева
09.12.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Пора вернуться к общенациональному христианскому просвещению!»
Неутешительные мысли по поводу опроса ВЦИОМ об увлечении молодёжи бесовскими картами Таро
04.12.2024
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Игорь Ал
20.12.2024 16:46
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
20.12.2024 16:02
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
20.12.2024 15:46
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
20.12.2024 15:43
И вновь о памятнике Сталину на Ставрополье…
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 14:31
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Виктор Фролов
20.12.2024 14:18
Россия стояла близко к той грани, когда пошло
Новый комментарий от Бузина Олесь
20.12.2024 13:31