itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Куда ж нам плыть…»

О резонансном заявлении Людмилы Вербицкой

Александр Сергеевич Пушкин  Основы православной культуры 
0
1983
Время на чтение 4 минуты
Прежде всего, обращаю внимание на то, как делаются теперь новости, чтобы «взорвать Интернет»: надо выставить «жареную» новость, чтобы все удивились и начали спорить, кричать, взаимно обвинять друг друга. Для этого из контекста выхватывается фраза, смысл заостряется и вам преподносится как «решенное» мнение. Но мнение президента РАО надо обсуждать спокойно и взвешенно, более размышляя, чем споря. Во всяком случае, мнение Людмилы Алексеевны Вербицкой не является окончательным вердиктом, а служит лишь для того, чтобы понять, «куда ж нам плыть…»
Обращаю внимание та то, что в комментариях Людмилы Алексеевны много такого, чего давно ждут все здравомыслящие педагоги-русисты.
Первое: пора возрождать устную часть экзамена по русскому языку, так как именно устная речь нашей школьной молодежи особенно плоха… И откуда ей быть хорошей, если нет предмета, который обучал бы, советовал, направлял внимание ученика к тому, КАК нужно строить устную речь, КАК вообще создается речь, каковы законы создания мысли, поиска слов и построения фразы, произношения и общего образа человека, говорящего публично? А ученик учится говорить «публично» у доски, но пока мы видим весьма слабые попытки ввести элементы обучения устной речи. Риторика вышла из состава школьного российского образования в середине 19 века и попытки ввести ее элементы сегодня успеха не имели. Хотя неплохие учебники имеются.
Второе: несомненно, экзамен по литературе должен быть обязательным и всеобщим, потому что это основной предмет, который формирует душу человека.
Отсюда третье: каким должен быть перечень произведений для обязательного изучения в школе, потому что «учебный предмет – это учебные тексты? Это должны быть лучшие произведения нашей классики. И здесь есть о чем подумать, потому что развитие языка, воспитание любви к литературе, словесное образование в целом не могут ограничиться литературой 19 века, а пока наши методисты никак не могут сообразить, как бы нам лучшие мысли и слова, выраженные во вполне понятных текстах древнерусской литературы и литературы 18 века, можно включить в учебный процесс.
Из «лучшего» в 19 веке, конечно, невозможно исключить роман Толстого «Война и мир». Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского. Но, пожалуй, наличие философской глубины и серьезных размышлений ещё не могут быть причиной отказа от таких выдающихся художественных произведений, как «Война и мир». Этот роман изучается, когда школьник уже становится достаточно взрослым – не «ребёнком», и он вполне может постичь и красоту человеческих отношений, и выразительность языка, и глубину смыслов, имеющихся в романе. Методически это выстраивается достаточно легко: мы помним, как хорошая учительница литературы выбирает отдельные отрывки, читает и комментирует их в классе. Весь роман, может, прочитать и не удастся, но отдельные «лучшие» места романа отпечатываются на всю жизнь: и диалог Наташи и Сони у окна, и описание дуба в поездке Андрея Болконского, и беседа Пьера и Андрея о смысле жизни, и сложность любовно-семейных отношений в семьях Ростовых и Болконских. Наконец, философия истории Льва Толстого также может быть подана в простом и понятном виде – и это зависит как от мастерства учителя, так и от желания самих учеников знакомиться с текстами литературных произведений. Это самое желание-то и трудно пробудить в условиях жестких нагрузок, которые испытывают сегодняшние ученики.
Отказ от романа «Война и мир» более всего, думается, инициируется некоторыми нашими методистами образования вследствие перегруженности учеников. Поэтому так важно создать этот единый стандарт как по русскому языку, так и по литературе, в котором было бы место и классике ранних периодов нашей словесности, и литературе 19 века, и лучшим советским и зарубежным авторам (только именно «лучшим», а не новомодным). Этот отбор – основание будущей не только литературной, но духовно-нравственной культуры нашего человека.
Поэтому четвертое: курс «основ православной культуры», который так важен не просто для воспитания, а для «счастья» человека, потому что счастье – в любви, добре, душевном мире и покое, понимании, что есть истина, где находится «зло», что такое порок, грех, страсти человеческие и т.д. К сожалению, мы не нашли до сих пор «ясный и понятный язык», который нужен для передачи молодежи этих простых и глубоких «истин», наш учитель не готов говорить об этом попросту потому, что самое сложное сегодня – говорить с современным человеком о Боге. Учитель, может, уже и осознал для его собственной жизни важность идей веры, Бога, религии как связи с Богом, заповедей блаженства (уж он-то прошел уже известный путь «скорбей и страданий»), но не умеет объяснить это ученикам. А объяснять надо просто и понятно: православие – религия любви, а не политики, единения, а не разделения, добра, а не зла (а в чем «зло»?), философия терпения, милосердия, мира, общечеловеческого единства, но пока сам учитель не пропустит этот материал через сердце свое, ничего не получится…
Абсолютно правильно Л.А.Вербицкая говорит о том, что каждый человек должен «прочитать Библию». Только это очевидное преувеличение: понятно, что из Библии надо выбрать основные идеи, которые могли бы вдохновить и сказать ученику: Вот твой истинный путь! По нему пойдешь и будешь счастлив!.. Пока очень трудно зажечь глаза самих учителей, когда им начинаешь говорить о том, что «надо возлюбить ближнего как самого себя»… Значит, не умеем сказать (опять проблема риторики!), а, может, проблема – в унынии от перегруженности, бюрократии, парализующей творчество учителей, что так ясно выражено в глазах иных из них…
Относительно языка Церкви надо сказать одну простую вещь: прислушайтесь искренне к этому «языку» и вы услышите всё, что требуется вашей душе. Только надо читать внимательно и слушать сосредоточенно - и тогда церковно-славянские слова, требующие перевода – на самом деле их не более двух десятков – вовсе не будут мешать пониманию глубочайшего смысла текстов, сформировавших нашу нравственность, построивших нашу духовную цивилизацию и сделавших нашу страну духовно сильной и непобедимой. А пока до победы не близко. Но это повод не для уныния, а повод для того, чтобы «засучить рукава»…
Владимир Иванович Аннушкин, профессор кафедры русской словесности Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 2., Егоргий:

Стараться воспитать в детях отказ от тяги к гедонизму, к дёшево достающемся душевному комфорту - вот наиболее насущная задача русского образования.

А воспитатели - кто? Ведь яблоко от яблони...
Иванович Михаил / 01.11.2016, 21:00

3. Обычная история - ничего нового.

Из «лучшего» в 19 веке, конечно, невозможно исключить роман Толстого «Война и мир». Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может...

Слушайте, уважаемый автор! Вы никак нам нового светоча мысли преподносите в лице Л.А. Вербицкой? Простите, а кто она такая? Кто она такая, чтобы решать за всех, менять традиции нашей культуры и образования? Теперь реальность: как только женщина попадает куда-то и осваивается в месте пребывания, она превращает это место в свою кухню, и трактует свои привычки как истину в последней инстанции - в соответствии со своим разумением. Не обращая ни на кого внимания. Видимо, привычки воспитательниц отшибают все другие способности. Так происходит практически всегда, за редким исключением. Не в первый раз. И "педагогинь", высокоумных из себя, видели, и других. Лучше бы этого "добра" не было. Ибо до добра не доведут.
Углич / 01.11.2016, 18:50

2. Браво Углич!

Стараться воспитать в детях отказ от тяги к гедонизму, к дёшево достающемся душевному комфорту - вот наиболее насущная задача русского образования.
Егоргий / 04.10.2016, 07:52

1. Это дорого!

Впрочем, к аргументации Людмилы Алексеевны Вербицкой стоит прислушаться: «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского.... наличие философской глубины и серьезных размышлений ещё не могут быть причиной отказа от таких выдающихся художественных произведений, как «Война и мир»... школьник вполне может постичь и красоту человеческих отношений, и выразительность языка, и глубину смыслов, имеющихся в романе. Методически это выстраивается достаточно легко...

Умные вы наши доктора и профессора! Вы не учитываете одну особенность человеческой психологии. И не учитываете особенность человеческого развития. Как-то прочитал, что 90% информации человек воспринимает в возрасте до 11 лет. Ну, или, по крайней мере, в молодости. И это ему дорого! Это первое. Во-вторых. Чем больше прикосновений к великому - тем больше впечатлений и понимания, что вот они - эти вершины, и ты их еще не взял. Не взял - мечта остается на всю жизнь. Взял - это твое! В любом случае на выходе имеем следующее: нет большего патриота и защитника русской литературы и нашей цивилизации, чем молодой человек, школьник, он, или она, прошедшие через горнило нашей классики, или прикоснувшиеся к ней краешком своей бесшабашной подростковой энергии! Ибо это реально, это было в твоей жизни, ты вспоминаешь об этом с любовью, и ... сам Толстой, или Достоевский, или Чехов, или Островский просто своим духом остаются в твоей жизни навсегда! Одним духом, и колоритом, и аурой русской культуры, даже без взятия школяром всех вершин ... Они, наши классики, просто остаются в жизни человека. Понимаете, мадам Людмила Алексеевна Вербицкая, остаются! И вы не можете отнять это вашими умными дидактическими рассуждениями и мнениями. Ибо это вселяет гордость, вселяет ощущение сопричастности к Родине, к нашей истории, дает дополнительную опору в жизни - потому, что ты просто прожил с ними - великими - какое-то время. Потому, что ты хоть что-то понял в их произведениях, и узнал то, без чего ни один гражданин нашей России быть не может! И, самое главное, человек потом с удовольствием возвращается к этому. Разве это не результат? Так что же вы хотите? Не умствуйте лукаво, не занимайтесь самодеятельностью и не лишайте подрастающие поколения преемственности, не лишайте их дорогого! «ребенок не может понять всей глубины» романа Толстого и некоторых романов Достоевского.

Полная глупость! И вредная! Если у ребенка нормальная память, он запомнит. И рано, или поздно, но у человека сложится в жизни такая ситуация, когда он спроецирует и поймет. Не решайте за всех. А то привыкли... Давайте работайте, а не занимайтесь болтовней. Наше образование самое лучшее было, и это признано вот всем мире. И перед предыдущими поколениями почему-то никто юродством не занимался, и на уровень попсы не спускался. Но поднимал планку! И вы поднимайте. И Закон Божий вводите - по полной программе, как это было в Царской гимназии, которая дала такую плеяду выдающихся людей, что до сих пор "едем" на их результатах! И академики, и профессора, и авиаконструктора, и оружейники... «Куда ж нам плыть…»- "куди идтить :(" Хватит вам болтать! Совсем наша интеллигенция запуталась... А пока до победы не близко. Но это повод не для уныния, а повод для того, чтобы «засучить рукава»…

Ну, хоть какие-то проблески... Так вот: в России возможна только одна позиция - позиция бойца! Именно это и не устраивает запад. Гедонизм и комфорт - зоны очень опасные. Можно сказать, это ловушки. "Любителям" придется умыться: нам сейчас не до них. И слава Тебе, Господи! Слава Тебе за все!
Углич / 03.10.2016, 15:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Владимир Аннушкин
«Общество взволнованно проблемой снижения стиля речи»
Что нам ожидать от законопроекта по защите русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов?
19.12.2022
Наши тревоги зряшные
О проекте правительственного постановления об утверждении правил русской орфографии
10.11.2021
Вопрос сохранения чистоты русского языка,
защиты его от нецензурной брани и засилья иностранных слов
07.06.2021
«Дети должны понимать и чувствовать красоту слова»
Профессор Владимир Аннушкин о преподавании в школе русской фонетики и словарного запаса
06.11.2017
«Любите писать, записывать свои размышления!»
Филолог Владимир Аннушкин о воспитании хорошего русского языка, общественной и личной стилистики каждого гражданина
24.10.2017
Все статьи Владимир Аннушкин
Александр Сергеевич Пушкин
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Сегодня мы вспоминаем поэтов С.Я.Надсона и С.П.Боброва, а также скульптора М.О.Микешина
01.02.2023
День памяти преподобного Иринарха Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем военного историка Д.И.Ахшарумова, адмирала Ф.Ф.Беллинсгаузена, генералов В.О.Каппеля и А.П.Кутепова и генетика Н.И.Вавилова
26.01.2023
В этот день Русская армия первый раз взяла Кенигсберг
Также сегодня мы вспоминаем писателей А.Ф.Вельтмана и И.А.Родионова, монархических деятелей графа А.И.Коновницына и В.М.Пуришкевича, философа Н.О.Лосского
24.01.2023
«Россия стоит на позиции защитницы мирового культурного разнообразия»
Опубликована резолюция конференции «Традиционные духовно-нравственные ценности в русской философии права и отечественной юриспруденции»
17.01.2023
Все статьи темы
Основы православной культуры
Спилили Крест
Спиленный в Уссурийске Крест до сих пор мало кого волнует
02.02.2023
День памяти отца монашества – преподобного Антония Великого
Сегодня мы также вспоминаем Великих князей Николая Михайловича, Дмитрия Константиновича, Павла Александровича и Георгия Михайловича, Н.К.Кульчицкого и И.Д.Папанина
30.01.2023
Воспитание и образование – создание духовного мира человека
В рамках Рождественских чтений прошла конференция СПЖ и ВРНС
27.01.2023
Преподобный Феодосий объединял всех любовью
О престольном празднике в церкви свт. Николы на Берсеневке
27.01.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Сергей
02.02.2023 11:01
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Александр Волков
02.02.2023 10:59
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Сергей
02.02.2023 10:49
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Лев
02.02.2023 10:40
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Советский недобиток
02.02.2023 10:26
Украинский ли город Воронеж?
Новый комментарий от РомКа
02.02.2023 10:01
Азербайджан между Персами и Турками
Новый комментарий от РомКа
02.02.2023 09:59