Как сообщалось, 14 августа активисты движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) устроили погром на проходящей в московском «Манеже» выставке «Скульптуры, которых мы не видим», на которой были представлены кощунственные экспонаты. Инцидент вызвал резонанс и противоречивые оценки случившегося ‒ одни обвиняют во всем Цорионова и его соратников, другие ‒ организаторов выставки, третьи ‒ считают, что виноваты обе стороны. В связи с этим издание Regions.ru попросило известных православных священников высказать свое мнение об этом инциденте.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, склоняется к тому, что «каждая из сторон по-своему неправа»: «Устроители выставки могли бы проконсультироваться со специалистами, чтобы понять: оскорбительны или нет такие экспонаты. Они должны бы понимать, что своим невмешательством или попустительством провоцируют такие конфликты. Что же касается активистов, называющих себя православными ‒ я не уверен, так ли это на самом деле. Может, эти люди просто используют какую-то православную символику. Если ты нарушаешь закон, должен думать, что подставляешь под удар все Православие. Если это не имеет для тебя значения, какой же ты православный? Защищать веру и чувства верующих необходимо ‒ факт. Но делать это нужно гораздо тоньше. Быть может, вместе с тем и решительнее, но не нарушая закона. Как этого добиться, сказать сложно ‒ нужно как следует подумать. В любом случае превращать протест в скандал неправильно, это провоцирует тех, кто и без того косо смотрит на Церковь и Православие, подкрепляет эту их недоброжелательность».
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, уверен, что организаторы выставки (сознательно или нет) спровоцировали Цорионова и его соратников. «Наш закон и преднамеренное, и непреднамеренное убийство рассматривает как преступление. Так что в центральном выставочном зале Москвы все же состоялась провокация ‒ даже если она и была непреднамеренной», ‒ отметил он. «С учетом существующего сейчас напряжения в обществе после упомянутых выставок или случая в храме Христа Спасителя, мы понимаем, что общество будет реагировать, причем болезненно, на любую провокацию ‒ сознательную или нет. Руководство "Манежа" к этому факту отнеслось спокойно, и разрешило выставку. Ну и вот что получилось», ‒ отметил священник.
«Я считаю, нам все-таки необходим общественный совет при правительстве Москвы, или, скажем, при Министерстве культуры, куда войдут представители традиционных религий, ‒ убежден пастырь. ‒ Такие значимые выставки перед показом должны проходить согласование. Может, какие-то экспонаты будут исключены, и тем самым удастся избежать последующих проблем, а люди смогут спокойно наслаждаться искусством. У меня нет ни тени сомнений в том, что представители ислама, иудаизма, посмотрев на экспонаты, которые вызвали такой общественный резонанс, обеспокоились бы наличием легкомысленно представленных элементов своей религиозной культуры на стендах манежа. Взаимная провокация и вот такая реакция - недоработка властей. Мне кажется, власти не должны ставить верующих людей перед выбором: либо молча предавать свою веру, либо идти на акции, подобной той, что устроила "Божья воля". Мы помним, что было во Франции в подобной ситуации. Позволять организовывать подобные поводы для провокации в центре Москвы даже не глупо ‒ преступно. А если бы эти активисты принесли с собой гранатомет?»
Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии в свою очередь отметил, что «если скульптуры, представленные на выставке, действительно оскорбляют чувства верующих», то нельзя проходить мимо этого, но «бороться с этим необходимо интеллектуально, идеологически». «Нужно помнить, что Бога не оскорбляют скульптуры, ‒ сказал он. ‒ Оскорбление ему своими поступками наносит человек. Невелика доблесть уничтожить какую-то скульптуру. Больше будет пользы, если люди, считающие себя защитниками истинной веры, расскажут людям, как должен жить православный человек, что он может делать, а чего не должен, ‒ а не станут уничтожать памятники и скульптуры, даже если они явно носят нехристианский, богоборческий характер. И повторюсь, действовать нужно в рамках закона. Тогда эти действия будут и оправданны, и полезны».
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, полагает, что организация «Божья воля» и «ее эпатажный лидер» просто нашли свою «нишу»: «То, что они делают, можно назвать скандальной рекламой. Помните скандал с "оком Саурона", которое хотели водрузить над "Москвой-Сити"? Тогда громче всех кричали активисты из "Божьей воли". На мой взгляд, они сделали самую дешевую и громкую рекламу последней части саги про Хоббита. Здесь похожая ситуация. Разве иначе столько человек узнали бы выставке в Манеже? Сколько в Москве проходит подобных выставок? Тысячи. Вполне возможно, эта "православная организация" такими скандалами рекламирует различные события, мероприятия. Мне известно, что прежде чем провести свои акции, она рассылает пресс-релизы в различные СМИ. Вокруг этих активистов всегда камеры. Мне кажется, это все делается намеренно, но для чего? Явно же не в защиту Православной Церкви. Не удивлюсь, если за ними стоят люди, устроившие панк-молебен в Храме Христа Спасителя».
По словам священника, проблема в том, что выходки Цорионова бросают тень на всех православных христиан, ‒ «ведь СМИ называют участников "Божьей воли" "православными активистами"». «Кстати, ‒ сообщил отец Святослав, ‒ попытки вызвать Энтео на разговор, спросить, кто его духовник, заканчивались неудачей. Он, правда, называл сначала одного, потом другого священника, но оба от него "открестились", сказав, что всего один раз общались с этим человеком, и не благословляли его на такие акции. Еще меня удивляет, что Энтео может спокойно проходить в Госдуму на какие-то внутренние мероприятия, раздавать там свои брошюры. Вообще непонятно, откуда появился этот человек, какие люди за ним стоят. Думаю, с Церковью они не связаны. Для меня Энтео перестал существовать как общественный деятель, когда ударил женщину - и неважно, что она была гей-активисткой. У него манеры гопника. В Священном Писании сказано: "По плодам их узнаете их". Некоторым кажется, что Энтео делает благое дело ‒ защищает чувства верующих. Но какими методами? Большинству христиан, а особенно духовенству, они непонятны. Я надеюсь, что православное Христианство в сознании людей нецерковных не будет связано с Цорионовым и с "Божьей волей". А вообще на смену таким активистам должны прийти православные правозащитники, действующие в соответствии с законодательством».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает у скандального инцидента есть несколько граней. «Первая связана с творчеством самого Вадима Сидура, хотя на выставке были представлены не только его работы. Сидур скончался уже два десятка лет назад, и сам точно никого оскорблять не хотел, ‒ в отличие от организаторов выставки "Осторожно: религия!". Он не ставил себе цель похулить Бога или поиздеваться над чувствами верующих. Это модернистское искусство 1950-х годов, которое ушло в подполье. А искусство, протестующее против официального, должно быть "другим". И в этом другом искусстве есть элементы, которые вызывают неприятие. У Сидура, кстати, они градируются. У него есть известные памятники: "Скорбящие матери", памятник жертвам Холокоста в Пушкине - они не вызывают протеста. А есть масса скульптур, изображающих обнаженную натуру, где активно подчеркиваются фаллические символы, это касается скульптур и на христианскую тематику, которые были представлены на выставке. Так что у него разный взгляд на то, что допустимо в искусстве, а что нет. С этой точки зрения можно поспорить насколько его искусство оскорбляет чувства верующих. Но Сидура уже нет, а вопросы к тем, кто организовал выставку, есть, ‒ как и в случае с "Шарли Эбдо". То есть организаторы выставки рисковали, они понимали, что их экспонаты могут быть восприняты как оскорбляющие чувства. Зачем демонстрировать то, что может спровоцировать реакцию?» ‒ задается вопросом священник.
«Кроме того, ‒ продолжил пастырь, ‒ Энтео известен своими эксцентричными выходками. Понятно, если он совершил поступок, нарушающий закон, он должен нести за это ответственность по закону. Но и организаторы выставки не должны создавать такие эксцессы. И тоже должны нести ответственность за оскорбление чувств верующих. А в сухом остатке ‒ сделана лишняя реклама. Среди массы выставок появился нездоровый интерес к этой тематике и направлению в искусстве, которое не сыграло решающую роль в ХХ веке, и интерес этот возник только благодаря скандалу».
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, напомнил, что «гражданин Цорионов не впервые совершает подобное»: «Помимо прочего он известен еще и тем, что все его выходки остаются безнаказанными. Поэтому я надеюсь, на этот раз его наконец-то настигнет наказание, которое предусмотрено законом. Любишь кататься, люби и саночки возить».
«Один мой друг сказал: "Если бы скульптуры Сидура были выставлены в то время, когда были созданы, то их бы возможно тоже разгромили комсомольцы, но за религиозную пропаганду". Это действительно так», ‒ считает священник.
«Отношение к вере и прочие нюансы - это дело самого автора. Но при всем этом его творчество отличается от всяческих "перформансов" нашего времени. На мой взгляд, его произведения не просто созданы в другую эпоху и приобрели "патину времени", ‒ это все-таки настоящее искусство, пусть оно бывает иногда эпатажное, необычное. А настоящее искусство имеет один важный признак: какое бы оно ни было, оно пробуждает душу человека и напоминает ему о пути вверх, о том рае, который он оставил. И творчество Сидура этим всем обладает. Во многих его скульптурах отражена трагедия бытия человеческого, проблема страдания человека и поиск выхода из этого страдания. Это серьезное настоящее искусство. А настоящее искусство бессмертно, потому что возможность сотворчества дана человеку Богом, и художник, который претворяет эти образы, следует евангельской притче о талантах, в которой, как известно, виноватым оказался тот, кто талант закопал в землю», ‒ заключил отец Сергий.