Прокомментировать это обстоятельство мы попросили известного священника, клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва), иерея Валерия Буланникова.
Я лично отца Петра (Мещеринова) не знаю, но я слышал его выступление на миссионерской конференции, проходившей два или три года назад в подмосковном Одинцово. И меня поразил его «шмеманизм», в худшем смысле этого слова. Это были слова о том, что наша церковная служба «не совсем правильная», батюшки и епископы у нас не очень хорошие, что они слишком погрязли в материальных вещах и живут в достатке, а места чистой молитве и христианской любви уже не остается. Зато, когда он был в Париже, его поразило, как молятся там люди и как прост был католический священник в одном из храмов.
То есть, повторялась такая же «муть», прости Господи, которую говорил в свое время покойный протоиерей Александр Шмеман, рассуждая о том, что Русская Церковь отсталая, что она пронизана предрассудками, что попы жадные, епископы заносчивые, и вообще, нужны реформы богослужения, устава, церковного прихода, отношений. Это использовалось для того, чтобы произвести реформу в американском Православии, которая, как мы знаем, закончилась плачевно. Храмы за 40 лет после этой реформы отнюдь не наполнились, и никакого миссионерского успеха у Американской Церкви нет, по той простой причине, что людям нужно от Церкви вовсе не удобство, а духовная жизнь. А подлинная духовная жизнь и слова о перестройке и реформах – это далеко не одно и то же.
Я не говорю, что отец Петр во всем неправ, есть какое-то здравое зерно в его словах, но в том-то все и дело, что здравый смысл им смешивается с какими-то своими, далекими от Православия, представлениями о Церкви, которая водима Святым Духом. Да, нерадивые батюшки у нас есть. Но, это не правда, что все батюшки таковы. Не правда, что все епископы у нас такие недоступные, - это большая неправда. Наверное, есть среди них такие, но я, честно говоря, их не встречал, а я знаю много епископов. Да, одного сложнее достать, другого проще, но даже я могу позвонить своему епархиальному архиерею в любой момент. У меня есть его телефон, и каких-то особых препятствий к этому нет.
Кроме того, здесь еще многое зависит от чистоты взгляда и от желания того, что хотят увидеть. Если человеку нужно увидеть что-то плохое, то человек будет искать именно плохое, а если будет искать хорошее, найдет что-то хорошее. Позиция отца Петра, навеянная либеральными представлениями, совершенно не соответствует православному мировоззрению, не в том смысле, что мы корыстны и мы хотим жить так, как мы хотим, а в том смысле, что на самом деле это не так важно. Ездит ли батюшка на «Мерседесе», или на «Жигулях» четвертой модели, доступен ли епископ или недоступен - если он молится, если он служит, то уже выполняет свою главную функцию. А именно это у либералов и выпадает из поля зрения. Они цепляются за частности, которые в итоге, делаются главными, а тогда появляется мнение о «плохой» «безблагодатной» Церкви, ее священниках и епископах. Эта позиция абсолютно мирская, либеральная по своему смыслу.
Этот дух обмирщения не просто так возник. Он возник вместе со стремлением человека жить в свое удовольствие. Разговор о демократии, о равенстве, о честности и прозрачности, обычно сводится к следующему: давайте сделаем так, чтобы я жил хорошо. То есть хотят по-честному только «хорошо», а «по-честному плохо» не хотят. Отсюда такое стремление, с одной стороны, жить якобы для Бога, с другой стороны, в этом четко прослеживается корысть жить для себя. И жить так, как ты хочешь. Ну, почему бы отцу Петру не смириться, не принять то, что есть в нашей Церкви и не бороться с этим, не пытаться как-то демократизировать ее, а попытаться просто молиться, попытаться просто исполнять требы, служить, и этим ограничиться, а не лезть в мирские проблемы?! Ведь есть люди и бедные спасающиеся, и богатые спасающиеся, есть не спасающиеся и бедные и богатые тоже, а если сделать частное отношение к земным проблемам и к земному благополучию главным центром деятельности Церкви, то это приводит лишь к тому, что люди, подобные отцу Петру, приходят к выводу, что эту Церковь нужно изменить. А как изменить? Для этого нужна провокация, вмешательство неких сил, потому что внутри Церкви таких сил, как о.Петр (Мещеринов) совсем немного. Отсюда, кстати, и провокационное заявление протодиакона Андрея Кураева по поводу того, что эта кощунственная выходка в храме – якобы безвинная акция.
И то, что у о.Петра (Мещеринова) есть такие духовные чада, говорит само за себя. Конечно, он может лукаво заявить, что он пытается их исправлять, но если священник пытается исправить своих чад, а они при этом не исправляются, надо тогда сказать, что эти «чада» чадами не являются, что «они ходят ко мне, но не исполняют того, что я им говорю». А поскольку это не заявляется, значит, сознательно человек не хочет этого делать. Значит, вполне возможно, это была организованная провокация со стороны либеральных сил, цель которых, как известно, одна: под лозунгом борьбы за чистоту, прорваться к власти, прорваться к управлению и все сделать «под себя». Идет «раскачивание лодки» под любым предлогом, под любым соусом, только для того, чтобы достичь определенного эффекта, и опять же, может быть, небескорыстно. Когда люди кричат очень много о корыстных людях вокруг, есть подозрение, что они сами чего-то хотят.
Ведь какой смысл был в этой провокации? Только один: раскачать, и на этой волне попытаться войти в какую-нибудь комиссию, что-нибудь там сделать, что-нибудь сотворить, ради того, чтобы потом порулить. Это, безусловно, так.
Таково истинное лицо обновленческого движения. Под лозунгом борьбы за демократию, либеральные права, за свободу в Церкви, происходит попытка разрушения, и это, по всей видимости, ее творцы понимают. Ведь отец Петр совсем не дурак, и даже умный человек. Слушая его речь, я обратил внимание, как он тонко все подводил.
Я не хочу никого обвинять, но такие вещи, абсолютно понятно, небескорыстны и они совершаются с совершенно определенными ясными целями. Когда запускается какой-то процесс, этот процесс должен кто-то возглавить. Если бы этот процесс пошел дальше, то вполне возможно, выплыли бы люди, которые взялись бы решить все проблемы внутри Церкви. Но процесс не пошел, потому что православная общественность встала на защиту и Патриарха, и Церкви. Те, кто это вдохновлял, или, по крайней мере, покрывал, оказались не у дел. Но, в конце концов, правда всплыла. Я надеюсь, что Господь управит нашу Церковь, и все закончится благополучно. Те, кто заслужил, получат по заслугам, и Господь нас не оставит в своей заботе и любви.
4. Удар по святым чувствам
3. А о чем статья-то?
2. Re: Иерей Валерий Буланников: «Таково истинное лицо обновленческого движения»
1. Re: Иерей Валерий Буланников: «Таково истинное лицо обновленческого движения»