О богатых священниках

Продолжение заметок протоиерея Георгия Городенцева на злободневную тему

Это продолжение предыдущей моей заметки «Об антицерковной кампании в СМИ». Вообще говоря, я собирался написать в этой части данной статьи нечто иное. Основываясь на Св. Писании, точнее, на первых главах книги «Исход», содержащих много пророчеств о нашем времени, я хотел показать, в чем же была главная победа русского народа 4 марта сего года. Но реакция на предыдущую мою заметку на форуме заставила меня изменить свои намерения и немедленно заняться вопросом, который собирался рассмотреть позже. Речь идет об имущественных отношениях в Церкви и, прежде всего, - о содержании духовенства.

Надо сказать, что на РНЛ этот вопрос поднимался неоднократно, и меня всегда поражал крайний низкий уровень дискуссии. Все в основном сводилось к примитивным вопросам: нужно ли священникам брать деньги за требы, и могут ли священнослужители иметь дорогие автомобили? А между тем речь идет о важных вещах, вокруг которых накручено очень много всякой лжи и клеветы. Я, конечно, знал об этом нарыве на теле церковном, но не ожидал, что стоит мне слегка коснуться его духовным скальпелем слова, как из случайно образовавшейся малюсенькой ранки истечет такая густая струя гноя! Стоило мне вскользь сказать об этом несколько слов, хотя статья о другом, как половина форума только об этом и загудела, причем в духе все той же антицерковной кампании, как это совершенно правильно заметили другие, более церковные форумчане (п.10). Причем некоторые из них квалифицировали эти поползновения как действия троллей или «засланных казачков» (п.2). Думаю, что последние действительно имеют место в этой информационно-психологической войне протии РПЦ. Но есть и другие, считающие себя верующими, однако из-за своей малоцерковности все еще находящиеся под действием атеистическо-коммунистической пропаганды и поэтому заблуждающиеся. Вне всякого сомнения, у Русской Православной Церкви есть серьезные проблемы, в частности, проблема содержания духовенства. Но эта проблематика весьма далека от того, что считают таковой заблуждающиеся, а иногда и прямо противоположна оному. Итак, что же обычно заблуждающиеся считают проблемным?

Самым опасным для Церкви они считают «стяжательство» ее священнослужителей (п.1). То есть речь, по-видимому, идет о том, что священники берут деньги за требы, вообще имеют дело с деньгами, иногда с большими, что, мол, «нехорошо», и что нужно «искоренять». Надо, чтобы они все были «полными бессребрениками, как апостолы» (был такой лозунг в дореволюционной Думе), тогда все будет хорошо, и народ будет уважать священнослужителей. Особенно опасны для Церкви богатые священники, которые ездят на очень дорогих иностранных автомобилях и т.д., представляя, таким образом, большой соблазн для своей паствы и остальных людей. Лучше, мол, чтобы «священники были бедными».

Рассмотрим эти утверждение подробно, но только не так, как это обычно делается по своеумию и своеволию, а так, как это следует делать, т.е. на основании Св. Писания и Св. Предания, а также на основании истории Церкви. Уже в свете Св. Писания видна несостоятельность этого ложного учения о мнимом «нестяжательстве» духовенства, которое имеет не христианские, а атеистическо-коммунистические корни. Христос же заповедал нечто совершенно иное, прямо указывая на необходимость имущественного содержания духовенства его паствой. Еще посылая семьдесят учеников Своих на проповедь, Он заповедал им: «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви… В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему…В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» (Лк.10,4.5.7). Это же учение проповедует апостол Павел, заповедуя своему ученику апостолу Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и, трудящийся достоин награды своей» (1 Тим.5,17-18).

Очень интересно и другое место в Посланиях апостола Павла, где он разоблачает ложное мнение о «коммунистическом нестяжательстве» апостолов и священников: «Или мы не имеем власти есть и пить?», - говорит апостол Павел, полемизируя с этим мнением, и продолжает далее, - «или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждой, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем в вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым» (1 Кор.9,4.6-15).

Как видим, апостол Павел называет повелением Господним «проповедующим Евангелие жить от благовествования». Но сам он этим не пользовался, а трудился своими руками (изготовлял палатки) и жил на эти средства, а не на пожертвования верующих, «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову». Что, однако, является личным делом и личной добродетелью апостола Павла, за которую ему положена особая награда (ср.1 Кор.9,18), а не всеобщей нормой, как это пытаются изобразить коммунисты и атеисты. Всеобщая же норма для священнослужителей Нового Завета состоит в повелении Христовом «проповедующим Евангелие жить от благовествования». Когда же атеисты, коммунисты, а в наше время и либерасты пытаются это повеление оспорить, всячески муссируя «пикантные» на их взгляд темы: «Церковь и деньги; священники и деньги», - то, кроме прямого нарушения вышеупомянутой заповеди Христовой, что уже само по себе является грехом, они еще впадают в т.н. исключение среднего, о котором я уже несколько раз писал на РНЛ.

Дело в том, что когда они говорят о «нестяжательстве», то имеют в виду не священников, а святых, ибо такое нестяжательство, т.е. полное отсутствие имений и денег, свойственно именно последним. Когда же наши критики из всех вышеупомянутых лагерей «обнаруживают», что у Церкви и ее священников, особенно у современных, такого полного нестяжания нет, их обвиняют в стяжательстве и сребролюбии. Короче говоря, их обвиняют в том, что они не святые. Но, очевидно, и я уже об этом много раз писал, нельзя обвинять любого человека по принципу: если не святой - значит преступник, что и представляет собой это самое исключение среднего. Ведь между святыми и преступниками есть еще масса обычных, как говорят, нормальных людей, которые ни теми, ни этими не являются. Такова и основная масса наших священнослужителей. Они, может быть, и не заслуживают особой награды, как апостол Павел, но, согласно вышесказанному, не могут быть и порицаемы за то, что имеют деньги, иногда большие, и распоряжаются ими.

Тут возникает интересный вопрос: а почему Христос не поставил в Своей Церкви в качестве священников только святых людей, ведь, казалось бы, они самые лучшие кандидаты на священство? Однако это далеко не самое лучшее решение сей проблемы. Во-первых, святых для этого слишком мало. Если мы откроем Жития святых, то найдем там имена нескольких тысяч святых священнослужителей - епископов, пресвитеров, диаконов. Но за две тысячи лет церковной истории последних были не тысячи, а миллионы и миллионы. В одной Российской Империи перед революциями 1917-го года их было более 100 тысяч. Где же на все эти церковные вакансии набрать столько святых? Во-вторых, сами святые не очень стремились к священству, примеры чему также в изобилии имеются в их Житиях. Вот и выходит, что священники, особенно в наше время, как правило, не святые. Впрочем, по моему мнению, плох тот священник, который не стремится к святости, к коей его располагает самое дело, которое он совершает, особенно литургисая. Ведь, как говорят святые отцы, человек, просто побывший некоторое время в мироварне, всегда выходит из нее и невольно пахнущий миром. Внимающий себе священнослужитель поймет, о чем я говорю.

Но перейдем теперь к краткой истории вопроса, посмотрим теперь, как же эта заповедь Христова о том, чтобы «проповедующие Евангелие жили от благовествования», осуществлялась на протяжении истории Русской Православной Церкви. И надо сказать, что здесь была серьезная проблема. Церковь, особенно ее епископат, стремились к тому, чтобы как-то пропитать своих многочисленных священнослужителей, к тому же, как правило, обремененных многодетной семьей. Заметим, стремились не к тому, чтобы не было «богатых» священников, как к этому стремятся некоторые сейчас, а к тому, чтобы не было бедных, что совершенно естественно. Но это далеко не всегда получалось.

На протяжении всей ее истории Россию сотрясали разные невзгоды, народ был, по преимуществу, бедный, вместе же со всем народом бедствовали и священнослужители. Были случаи, например, когда священники на бедных приходах вместе со всеми крестьянами своего села получали земельный надел и трудились на земле, чтобы хоть как-то пропитаться. Более или менее скромный достаток духовенство стало иметь лишь тогда, когда Россия под правлением Царей, особенно Государя Императора Николая II, стала экономически укрепляться. Однако и тогда не было богатых в нашем смысле священников, хотя были среди них и имеющие в своем распоряжении громадные средства. Но дело в том, что эти избыточные средства обычно тратились ими на дела благотворительности и милосердия. Что, впрочем, не мешало уже тогда атеистам клеветать на «богатых попов, которые обдирают народ».

Типичный пример этому святой праведный Иоанн Кронштадтский, который в свое время был одним из самых «богатых», если не самый «богатый» священник, поскольку пожертвования к нему стекались со всех концов России. Но после его блаженной кончины оказалось, что никаких денег у него нет, поскольку все эти пожертвования он полностью отправлял нуждающимся, письма с просьбой о помощи от которых также приходили к нему со всех концов России. Однако же это не помешало тогдашней атеистической пропаганде объявить о. Иоанна не просто «стяжателем», а «тунеядцем и лицемером, грабящим простой и непросвещенный народ». Сами сочиняли эти басни, и сами же им верили. Как вспоминает С.Нилус, когда вначале своего обращения к Богу он хотел поехать к о. Иоанну Кронштадтскому, то многие отговаривали его от этого шага на том основании, что его там, якобы, оберут и сделают нищим.

Тут я не могу удержаться, чтобы не привести очень интересный пост (п.60) любезной мне Галины на интересную и толковую статью протоиерея Олега Стеняева «Бессовестный миф и досужие рассуждения». Итак, цитирую: «Всем любителям выискивать в чужих глазах сучки было бы лучше сначала вспомнить, - что сказано об этом в Евангелии и вынуть бревна из собственных глаз! Да разве будут приличные люди считать чужие доходы, обсуждать - что и на ком надето, кто и на чем ездит? Это стыдно! И дело тут совсем не так просто. Все эти сплетни и их обмусоливание есть ни что иное, как организуемая через СМИ попытка натравить обывателей на православный клир, чтобы вновь провести гонения на Церковь, попытаться обобрать ее, как уже много раз делалось в прежние времена. Первая попытка такого рода в нашей стране была предпринята еще при Иоанне III, когда на церковном Соборе 1503 года был поставлен вопрос об отобрании у Церкви и монастырей земельных владений. И с тех пор вплоть до церковной реформы Екатерины II у Церкви были отняты огромные земельные владения и закрыты две трети монастырей! Антиправославные, антицерковные по сути действия неизменно прикрывались доводами о пагубности землевладения для самой Церкви и монастырей, нападками и разоблачениями самых различных частных недостатков, которые при желании всегда можно найти. И, в конце концов, при большевиках дело дошло до полного разграбления Православной Церкви».

Продолжая эту очень правильную мысль Галины, в качестве риторического вопроса замечу: и действительно, зачем Церкви и священникам земли, имущества и деньги? Ведь для этого есть гораздо более «достойные» люди, которые всеми фибрами души и тела стремятся именно к обладанию ими, и уже почти все это держат в своих руках, т.е. контролируют все мировые финансы. Они-то инспирировали и инспирируют, финансировали и финансируют все антицерковные компании, в том числе и эту, особый упор при этом делая на церковные деньги. У них и преподобный Иосиф Волоцкий, один из главных обличителей ереси жидовствующих, записан в «стяжатели», поскольку кроме вышеупомянутой «вины» еще посмел защищать необходимость церковного землевладения.

Но вернусь к главной теме этой статьи. Как видим из краткого обзора истории Русской Православной Церкви, пропитание ее духовенства почти всегда было серьезной проблемой, и лишь однажды эта проблема была на время решена, в результате чего и появились современные богатые священники. Но об этом надо поговорить отдельно, в следующей части этой статьи.

Продолжение следует.

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

44. Ответ на 28., Субъект :

Автор, очевидно, пытается подменить один вопрос другим. Множество православных людей весьма неодобрительно относятся к наблюдаемой РОСКОШИ, в которой живут многие иерархи Церкви. При этом никто из этих возмущающихся православных не требует, чтобы иерархи и священники ходили в рубище, дырявой обуви, не имели средств передвижения. Речь только идет о том, что роскошь и дорогие машины священства не соответствуют учению Христа. Принцип очень прост: уровень жизни как иерархов, так и священников не должен быть выше среднего в стране, то есть они не должны выглядеть в глазах общества привелигированными людьми. Люди замечают дорогие авто, атрибуты роскошной жизни, демонстрацию богатства. Авторитет Церкви очень сильно подрывается серебро любим ее служителей.

Без сомнения, корыстолюбие и двойные стандарты иных пастырей вводят в соблазн часть паствы - см. anton1965.livejournal.com

43. Ответ на 42., Писарь:

Ув. Писарь. При написании своей книги "Развитие капитализма в Росии" В.И. Ульянов (Ленин) опирался на российскую хозяйственную статистику, что легко видеть по многочисленным ссылкам в этой книге.

Субъект / 23.05.2012

42. 38.Субъекту."В стране слепых и кривоокий сойдет за зрячего".

Ув.Субъект. Ленин,в своих рассуждениях,опирался на учение К.Маркса,а Россия никогла не вмещалась в западные головы. Это вопрос методологии-беда светской науки,отрицающей Бытие Божие,как Объективно Существующую Реальность. Где был К.Маркс,когда Господь Творил? (Об этом, подробнее, в Книге Иова). У всякой веры своя логика и дилектика,вопрос в том,Истинна Вера или нет? "Учение К.Маркса и Ф.Энгельса-безсмертно(всесильно),потому что оно верно". В.И.Ленин. Все. Говорить не о чем. Можно только веровать. Верую или... не верую. Марксизм-это не наука,но идеология. И как всякая идеологя,прежде всего-это предмет веры,но не научного знания. Вероисповедание. Если вероисповедание ложно или искажено,то оно суть погибельная абстракция. Ложная картина мира. Не имеющая сущности. Игра воображения. Всегда внутренне противоречивая,что чревато конфликтом и вследствие этого, в процессе реализации,вступает в неразрешимое противоречие с объективной реальностью,о сущности которой не имеет ни малейшего понятия,может лишь описАть,и то-отчасти,изрядно исказив.

Писарь / 23.05.2012

41. Ответ на 35., иерей Илья Мотыка:

Православная духовность, не имеет прямого отношения не к какому хозяйственному, социально-экономическому строю.

Конечно, хозяйство - достаточно самостоятельная сфера, чтобы можно было на уровне отдельных монастырей или приходов успешно приспособится к любым отношениям. Но видимо, не настолько изолированная от духовного, чтобы потом не возник конфликт и обломки социума не упали бы на голову всем хозяйствующим субъектам. В России на уровне общества такая катастрофа случилась уже дважды при внедрении капитализма. Это уже нельзя просто проигнорировать ссылками на очень успешную хозяйственную деятельность части монастырей и злых-ленивых людей, которые все портят. P/s/ Кстати, сбой у нас произошел на интересном месте - превращении рабочей силы в товар.

40. Ответ на 35. Если речь о капитализации

Монастыри, как хозяйственные единицы вполне безболезненно адаптировались к капиталистическими отношениям.

"Среди русских монастырей некоторые выделялись чрезвычайно высокими доходами, другие же могли нормально существовать лишь с помощью дополнительных субсидий." " 1870 г. учреждение новых свечных заводов практически было закреплено за духовенством. Именно после этого закона в большинстве епархий появились свои свечные заводы, которые пытались окончательно монополизировать свечной рынок. Однако протесты Министерства финансов в 1 878 г. позволили частным предпринимателям продолжать выпуск этой продукции, с тем условием, чтобы розничная продажа свечей оставалась за духовенством.Монопольное право на розничную торговлю и весьма агрессивная коммерческая деятельность церкви в этой сфере позволили не только значительно подорвать частную торговлю, но вскоре и существенно поднять цены на этот товар. Указанные обстоятельства также дали возможность епархиальным свечным заводам активно фальсифицировать продукцию, используя вместо натурального воска различные суррогаты. В тех же случаях, когда епархиальные заводы приобретали именно воск, предпочтение отдавалось иностранным производителям этого продукта. Подобная практика особенно усилилась в конце ХЖ - начале XX вв., что привело к упадку местного пчеловодства. По подсчетам бюджетной комиссии Государственной Думы, в 1910г. Церковь потеряла на покупке импортного сырья до 5 млн. руб. (РГИА. Ф. 777. Оп. 25. Д. 776. Л. 1 1)" "Доходы православной церкви (19 в.) можно разделить на шесть категорий. К первой относились денежные субсидии государства. Ко второй и третей относились земельные приобретения, которые производились за счет казенных владений, либо путем пожертвования и приношения населением. К четвертой относились доходы от сдачи в аренду церковного имущества и от торговли различными сельскохозяйственными и промышленными продуктами. К пятой категории можно причислить проценты с капиталов, находившиеся в банках. И, наконец, к шестой следует отнести денежные приношения мирян". http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/Mor_EkPol.php Незаметно какой-то особо успешной капитализации, хозяйственной эффективности и самостоятельности: все по-разному. М.б. не хуже, чем по стране вцелом, но не выдающееся, даже с учетом использования "административного ресурса", даже со скидкой на недоразвитость российского капитализма.

39. Re: О богатых священниках

Вообще, довольно забавная получается картинка: протоиерей Георгий Городенцев и др. ярые обличители западного консьюмеризма, потребительства, гедонизма и т.подобного так трогательно защищают право православных священников на личное богатство и роскошь.

Субъект / 22.05.2012

38. Ответ на 37., Писарь:

В.И Ульянов(Ленин) доказывал в своей книге "Развитие капитализма в России", что в начале 20 века капитализм в России все-таки уже был.

Субъект / 22.05.2012

37. 35.иерею Илие Мотыке.

Ув.иерей Илия Мотыка. В том-то и дело,что "капитализма" в России не было,(как нет и теперь)так по крайне мере,утверждал К.Маркс,автор "Капитала". В этом,кстати,было убеждено и русское правительство,разрешив издание "Капитала",в целях противодействия распостранению идеологии народничества. Вам придется доказать обратное. Так что, монастырское хозяйство, никак не могло "адаптироваться" к тому,чего не было. И Слава Богу. В противном случае,пришлось-бы признать правоту большевиков,полагавших что Церковь лицемерит,нещадно эксплуатируя чужой труд,и, Вашу- "духовность отдельно-методы управления хозяйством-отдельно". Однако,оставаясь последовательным, неизбежно придем ко "спасению одной верой",и,если довести мысль до конца-к упразднению Православной Церкви,заменив ее молельным домом. Что,в сущности,и попытались сделать.

Писарь / 22.05.2012

36. Ответ на 23., дед пенсионер:

Забыл выйти, и зайти под своим именем,рудовский?

Я разве похож на лицемера? Я есть я. И мне не понятны ваши обвинения в мой адрес

Сильвестр / 22.05.2012

35. Писарю

Странно я думал всероссийский рынок в России сформировался в 17 в. А капиталистические рыночные отношения бурно развивались вплоть прихода к власти большевиков. Монастыри, как хозяйственные единицы вполне безболезненно адаптировались к капиталистическими отношениям. Естественно я говорю о хозяйственном строе, а не духовности. Православная духовность, не имеет прямого отношения не к какому хозяйственному, социально-экономическому строю. И в принципе для христианина безразлично какой строй на дворе первобытнообщинный или коммунизм. Хотя на мой взгляд. социализм как социально=экономический строй наиболее близок к христианину.

34. Бравому солдату Швейку

Что касается вопроса как формировалось монастырское землевладение и владение монастырскими крестьянами то это вопрос долгий и хлопотный. Но по своей сути монастырские крестьяне остались в 17 в. и к веку 18 в. имеют косвенное отношение. В 1701 г. оформляется монастырский приказ, который контролировал денежные потоки церкви. Причем во главе этого органа стоял светский чиновник. И распоряжался им чаще все в государственных интересах. После смерти Петра Великого монастырские земли с крестьянами были переданы введение Синода. Но епископат опять же ими не распоряжался. Ими распоряжалась светская часть Синода, коллегия экономии. Ситуация оказалась даже более циничная чем с Монастырским приказом. Там хоть все знали что церковными доходами распоряжался гражданский чиновник по своему усмотрению. А здесь вроде земли введении церкви. вроде она владелец, на самом деле распоряжались теже гражданские чиновники в в пользу государственной казны. Целых 60 лет церковь пыталась вернуть себе эти доходы. Но безуспешно. В 1764 г. монастырские и архиерейские земли отошли вроде казне. Но потом быстро были пожалованы в частные владения приближенным Екатерины Великой. Что касается монастырских крестьян, то большую часть 18 в. ими управляла коллегия экономии. По сути своей они были не монастырскими, а государственными крестьянами. Опять же после секуляризации церковных земель они не стали ни свободными, ни государственными, а владельческими. А положение владельческих крестьян было гораздо хуже государственных и удельных.

33. 32.иерею Илие Мотыке

"Монахи, лучше, чем помещики, вписались в рыночную экономику". Ув. иерей Илия Мотыка,либо,мягко говоря, неправы Вы,либо-правы большевики. Ув.иерей Илия Мотыка,не знаю, что Вы, лично, понимаете под "рыночной экономикой",но того, что общепринято понимать,в России,никогда не было. И не будет. Не сомневайтесь. Тем более-в Русском Православном Монастыре. Правда,попытки насадить,силой,а по- другому, русский народ не "убедить",предпринимались. Самая настырная,предпринимается ныне. С призывом, к Церкви, "выбраться из окопов"...на панель,пардон,на "рынок". Рынок "духовный" и "материальный". Но эта попытка,насадить рыночные отношения- в русском обществе,включая Церковь-последняя и окончится так же,как и все предыдущие. Торжественными проводами,на покой, организаторов рынка и фанерная, им, память.

Писарь / 21.05.2012

32. Re: О богатых священниках

Оказавшись без рук крепостных крестьян монастырское и епархиальное хозяйство оказалось куда более устойчивым и прибыльным, чем хозяйство помещичье лишившийся крепостных через 100 лет после монастырей. Монахи лучше чем помещики вписались в рыночную экономику. Приходское духовенство также имеющее землю вообще никогда крепостных не имело.

31. Бравому солдату Швейку

В дореволюционной России много кто владел крепостными крестьянами. Вопрос не в этом. В 19 в.- начале 20 в. будучи крупными землевладельцами монастыри как то обходились своими силами. Как и теперь. В случае нехватки рабочих рук прибегали к найму средства позволяли. Есть интересная книга по этому вопросу П.Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в 19 - начале 20 в. 2002 г. П.Н. Зырянов известный советский историк. Он никогда апологетом церкви не выступал.

30. Re: О богатых священниках

Субъект, ну сами же видите - или мерседес или запорожец. Промежуточные решения (форды, тойоты, фольксвагены/шкоды, лады) людям неведомы.

рудовский / 21.05.2012

29. Re: О богатых священниках

Ныне "монахи" не монахи-они могут находится и в женском обществе,танцевать и петь...Все архиереи - монахи, а у них служанки женщины-начиная с повара и кончая уборщицей.Господи,что говорить.

Аноним / 21.05.2012

28. Re: О богатых священниках

Автор, очевидно, пытается подменить один вопрос другим. Множество православных людей весьма неодобрительно относятся к наблюдаемой РОСКОШИ, в которой живут многие иерархи Церкви. При этом никто из этих возмущающихся православных не требует, чтобы иерархи и священники ходили в рубище, дырявой обуви, не имели средств передвижения. Речь только идет о том, что роскошь и дорогие машины священства не соответствуют учению Христа. Принцип очень прост: уровень жизни как иерархов, так и священников не должен быть выше среднего в стране, то есть они не должны выглядеть в глазах общества привелигированными людьми. Люди замечают дорогие авто, атрибуты роскошной жизни, демонстрацию богатства. Авторитет Церкви очень сильно подрывается серебро любим ее служителей.

Субъект / 21.05.2012

27. Re: О богатых священниках

Мы тоже поднимали эту тему на встрече с местным священником. Часть первая http://tikhanov.livejournal.com/15024.html Часть вторая http://tikhanov.livejournal.com/15181.html 18:02 Часть третья http://tikhanov.livejournal.com/15477.html 18:03 Часть четвёртая http://tikhanov.livejournal.com/15773.html

Vfksi / 20.05.2012

26. По поводу церковного землевладения

Как-то забывается, что вместе с землей церковь владела и крепостными крестьянами. А что из себя представляло крепостное право в период расцвета (18 век), известно.

25. Re: О богатых священниках

Российские монастыри в основной массе своей это развитые многопрофильные сельскохозяйственные предприятия. Они имеют пашни, укосы, стада животных. Цеха по переработке сельхозпродукции. Иногда небольшие столярные цеха и ремонтные мастерские. Не случайно архимандрит Тихон Шевкунов иногда в шутку называет себя председателем колхоза. Конечно я шутил о цехах по производству компьютеров. Хотя если у монастыря будут достаточные оборотные средства почему бы и нет. Квалифицированный персонал тоже не проблема. Состав монастырской братии достаточно разнообразен так что могут быть и квалифицированные рабочие, наладчики оборудования и инженеры. К тому же часть персонала может быть наемной.

24. Re: О богатых священниках

Не знал я, что мне должно входить в состязания с консулами, правителями областей, знатнейшими из военачальников, которые не знают, куда расточить свое богатство, – что и мне, роскошествуя из достояния бедных, надобно обременять свое чрево, необходимое употреблять на излишества, изрыгать на алтари. Не знал, что и мне надобно ездить на отличных конях, блистательно выситься на колеснице, – что и мне должны быть встречи, приемы с подобострастием, что все должны давать мне дорогу и расступаться предо мной, как перед диким зверем, как скоро даже издали увидят идущего. Если сие было для Вас вас тяжело, то оно прошло. Простите мне сию обиду. Свт. Григорий Богослов. Слово 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов.

С. Швецов / 20.05.2012

23. 16. Сильвестр : Ответ на 12., дед пенсионер:

Забыл выйти, и зайти под своим именем,рудовский?

22. Re: О богатых священниках

Токарев, ну раз исключаются подделки, то хорошо. Впрочем, лично я вообще не пью, и особой пользы от производства пива и водки не вижу. Лучше б люди пили минералку и свежевыжатые соки, да чай и компоты. Монастыри сегодня, насколько я разумею, могут успешно заниматься следующим - сельское/рыбное/пушное хозяйство - лесное хозяйство, простейшая деревообработка - добыча/производство строительных материалов - просветительская деятельность вкупе с гуманитарными научными изысканиями. А производство электроники или станкостроение или оптика - это вряд ли.

рудовский / 20.05.2012

21. Ответ на 13., иерей Илья Мотыка:

А почему бы монахам не собирать компьютеры. Что они сделают это хуже китайцев, малайцев или негров. В Псковско-Печерском монастыре монахи делают мебель на продажу. И тем живут. Это лучше чем попрошайничать.Святоотеческая практика не только осуждает подобного явления. Но считает продажу монахами продукции сделанной своими руками делом обыденным и даже приветствует.

я покупал на ВДНХ тушенку из гуся, изготовленную в женском монастыре Екатеринодарской епархии, считаю, что производство продуктов монастырями, приходами и др. - очень правильное направление - в Троице-Сергиевой Лавре вкусный квас и выпечка, так же и в Гефсиманском скиту, в Радонеже было время - продавали молоко, сметану..

Токарев / 20.05.2012

20. Ответ на 8., рудовский:

Токарев, если не секрет, зачем священникам монополия на алкоголь???

исключаются подделки; я был в монастыре Махера - так в церковной лавке продавались настой на травах в бутылочках по 100 мл, градусов под 70 - я купил штук пять - выпил уже в России - очень забористая настойка оказалась; там монополия на крепкие напитки - на пиво и вино монополии нет.

Токарев / 20.05.2012

19. Re: О богатых священниках

Вопрос владения собственностью,разрешается в "рамках" философии Христианства. Все, что находится за "рамками" или искажает- суть "плетения афинейские" и только затемняет дело,в предельном выражении тенденции-до черноты. До очернения. До очернения Сущности,а стало-быть Самого Спасителя. Философия христианства проста. "Во всем подражать Христу". Св.Апостол Павел. Это требование ко всякому человеку вообще,но не только призванному благовествовать. Поскольку всякий человек- живет от трудов своих. Плотник-от своих,несущий благую весть- от своих. И каждый- получает по трудам своим. Это Личная Норма вообще,но не индивидуальная-Св.Апостола Павла,в частности. Причем норма- ЗЕМНАЯ!,вполне выполнимая,пусть и не во всем и не всеми,но не небесная-некий заоблачный, недостижимый для человека идеал. Другое дело-Церковь Земная. Вопрос владения собственностью,это прежде всего- вопрос Цели. Зачем? Зачем монастырю земельные угодья,роща,пасека,мельница,гостинница или... технологическая линия по производству компъютеров? Как поделить? Поровну или по справедливости? Кому сколько? Земли,в том числе. Это вопрос,прежде всего,Иерархии Ценностей. Стало-быть вопрос Духовный прежде всего,а уж после того-хозяйственный. Проклятый,для человека вопрос,о который,кстати,споткнулась Первая Христианская община.

Писарь / 20.05.2012

18. Ответ на 17., Николаевская:зачем Церкви так истово восхвалять его политику?

Согласен с Вами. Каждый иерей имеет право на своё собственное мнение, в том числе и восхвалять - НО только как частное лицо! Упоминание себя в иерейском чине разом накладывает на человека большую ответственность. Восхваляя кого-то, иерей уже берет на себя и ответственность за политика, что иерею уже излишне. С уходом политика обычно уходят и люди его окружения, тогда и восхваляющий иерей должен покидать место. Если он ответственный человек. А вот если он обычный делец, ищущий в Церкви источник личного обогащения, то ему просто не место в рядах Церкви. Но ежели Церковь смиряется с такими иереями, то она обречена на погибель. Если в Церкви появляется дух стяжания, то это уже и конец Церкви. Не об этом ли предупреждал и батюшка Серафим Саровский?

Hyuga / 20.05.2012

17. Re: О богатых священниках

Уважаемый отец Георгий! Простите, что своим комментарием спровоцировала разговор на данную тему. Конечно, далеко не все священники стали богатеями. Есть очень бедные приходы, особенно в деревнях, небольших поселках. Особенно болит сердце за тех батюшек, у которых много детей. Не должны дети священника быть обделенными по сравнению с детьми прихожан! Тем более, что мы, живя по своим мирским правилам, обычно имеем 1-2-3 детей, а священники, соблюдая все заповеди, часто имеют много ребятишек и несут все трудности многодетных семей. Неужели думаете мы всего этого не видим, не понимаем, искренне не переживаем за таких батюшек? И в 19 веке так было. Есть у Чехова один из любимых мною рассказов, называется «Кошмар», невозможно без слез читать и совесть помогает чистить. Так что зря вы считаете, что раз мы бывшие атеисты, то, конечно, находимся под действием атеистическо-коммунистической пропаганды. Ну, если Вам так удобно считать и этим все для вас объясняется, что ж… очень жаль. Хотя и мы ведь тоже имеем право на Ваше духовное окормление, или нет? Помните ведь, что сказал Христос хананеянке на ее «но и псы едят крохи, которые падают со стола господ ..»? А комментарий был написан мною под воздействием обилия статей священнослужителей, восхваляющих Путина. Складывалось впечатление, что Церковь стала отделом идеологической пропаганды при нынешней власти. Пока Путин проводит все же либеральную политику ( да вот хотя бы за 17 .05 на этом же сайте статья известного экономиста Валентина Катасонова « Россия по-прежнему остается в железных объятиях мирового капитала») зачем Церкви так истово восхвалять его политику? Пусть политики сами пока разберутся, а Церковь лечит души людей. Либералы ( к слову, не стоит употреблять сленговое их обозначение, оно не совсем хорошее) в первую очередь за дальнейшую приватизацию. Вот вам один из самых первых указов Путина сразу после инаугурации – «обеспечить выход государства из всех компаний несырьевого сектора к 2016 года и т.д.» Ресурсы все у олигархов, земля вся продана, сейчас массово распродаются леса, озера, берега рек, порты и аэропорты. Это и есть либерализм в действии. Поэтому когда наши священники так восхваляют Путина и ругают либералов - хотелось знать: понимают ли они в чем смысл либерализма? И понимают, почему значительная часть людей не может поддерживать такую политику Путина? И напоследок. Отец Георгий, если быть до конца честными, то в той своей статье «вздорными» были названы Вами факты с часами и квартирой Патриарха. Об этом и был в большей степени мой комментарий. Понимаю, что Вам, как священнику, обсуждать этот вопрос неэтично (да и нам мирянам тоже), хочу чтобы Вы понимали, что именно такие факты и являются самыми сильными соблазнами. Кстати, в редакции есть мой мейл, могут предоставить. Я обычный человек, училась в то же самое время в Одесском университете. Николаевская.

16. Ответ на 12., дед пенсионер:

"сребролюбие священников - это проблема.Реальная проблема."А тебе-то что до того? Каким боком это тебя касается? Что заставляет тебя высказываться на эту тему?Что лично тебя здесь не устраивает, и почему? Можешь ответить?

Отвечаю- нас это не касается. Это касается тех немощных наших братьев которые соблазняясь осуждают их. А мы пишем об этом потому что о. Георгий затронул эту тему, вот мы и отвечаем на это. И отвечаем потому что о. ГЕОРГИЙ пытается как то оправдать грех. Речь ведь идет не об обычных мирянах имеющих большое состояние, а об священниках пораженных сребролюбием и любиением роскоши. А так же об епископате, которые все являются в первую очередь МОНАХАМИ, которые давали обет нестяжательности. Одно дело оправдать человека чтобы не осудить его, и это важно, нужно отделять человека от греха. Другое дело оправдывать грех, как это пытается сделать автор этой статьи

Сильвестр / 19.05.2012

15. Ответ на 13., иерей Илья Мотыка:

Монахам более подходит простое рукоделие. А сборка компьютеров - технологическое производство, требующее и квалификации и особой ответственности перед заказчиком. Уж лучше монахам сельским трудом заниматься, бортничеством, животноводством, рыбалкой. Содержать себя этим, но больше молиться. И в попрошайничестве, как Вы его любезно называете, нет для монаха ничего постыдного. Зря Вы так, Ваше преподобие.

GEORGIY / 19.05.2012

14. Re: О богатых священниках

иерей Илья Мотыка, вы себе представляете, как выглядит производство чипов или просто так сказали? Разумеется, крепить гаечками и винтиками произведенные за границей видеокарты, материнские платы и блоки питания к корпусу дело нехитрое. Но создать всю эту продукцию в условиях кельи нельзя. Максимум, что могут сегодня делать монахи, это крайне примитивная сборка из уже готовых комплектующих (но добавленной стоимости тут будут копейки), либо писать программное обеспечение, однако для этого необходимо привлекать в монастыри выпусников кибернетических факультетов (а после МГУ и ЛЭТИ народ в монастыри не поедет), либо искать самоучек, у которых есть способности к программированию. Операционную систему или фаерфокс в келье опять же создать не получится, но небольшие утилиты и плагины осилить, пожалуй, можно. Дедушка пенсионер, не хамите :) выпейте лучше водички родниковой.

рудовский / 19.05.2012

13. Re: О богатых священниках

А почему бы монахам не собирать компьютеры. Что они сделают это хуже китайцев, малайцев или негров. В Псковско-Печерском монастыре монахи делают мебель на продажу. И тем живут. Это лучше чем попрошайничать. Святоотеческая практика не только осуждает подобного явления. Но считает продажу монахами продукции сделанной своими руками делом обыденным и даже приветствует.

12. 8. рудовский :

"сребролюбие священников - это проблема. Реальная проблема." А тебе-то что до того? Каким боком это тебя касается? Что заставляет тебя высказываться на эту тему? Что лично тебя здесь не устраивает, и почему? Можешь ответить?

11. Re: О богатых священниках

Спаси Господь,о.Георгий. Может эти слова дойдут до ушей и сердец скольких-нибудь людей, и облегчат путь к храму. Людей церковных, верующих, такие вопросы не безпокоят.

10. Нынешние "стяжатели" --- отнюдь не наследники свт. Иосифа Волоцкого.

Дорогой батюшка, отец Георгий! Зачем же ломиться в открытую дверь и повторять прописные истины?! Понятно, и не вызывает сомнений, что священник "кормится от алтаря" и что "трудящийся достоин пропитания". И наши верующие приносят в храм свои лепты и кормят и священиков и епископов. Вопрос же не в этом. Смущение православных верующих, и соблазн, --- то, что высшее церковное начальство (наверное, не всё, но то, что перед глазами) по существу примкнуло к обирающим народ ворам-"олигархам" и стоит по другую сторону, чем простые верующие, от той гигантской пропасти, которая разделила Россию. Вот в чем дело. Наше священноначалие упрекают в филокатоличестве. Если это правда, то они стали практически проявлять его в подражании римскому папству эпохи Возрождения.

9. Главный вопрос

Главный вопрос состоит в стяжательстве монашествующих. А ведь они дают обет нестяжания. Не будем указывать пальцем: но ведь есть множество известных и широко обсуждаемых фактов о наличии недвижимости и прочих благ именно у монахов. Конечно, можно все понять и простить, но ведь эти факты сейчас играют мощную антицерковную роль. Поговорите с невоцерковленными: все разговоры начинаются с обличений монахов в стяжательстве.

Петрович / 19.05.2012

8. Re: О богатых священниках

Давайте называть вещи своими именами: сребролюбие священников - это проблема. Реальная проблема. НЕ миф. НЕ главная проблема среди всех проблем. Проблема, которую можно решить. Проблема, которую нужно решать. Проблема, решение которой не стоит откладывать. Проблема, которую не нужно раздувать и чрезмерно муссировать. Все очень просто. Токарев, если не секрет, зачем священникам монополия на алкоголь??? А что случилось в Греции, мы все знаем: один из главных землевладельцев - церковь, один из главных видом туризма - религиозный туризм, а страна все равно банкрот по сути. Как-то не так давно некто Кирилл Фролов "блеснул": он предложил размещать в монастырях цеха по производству и сборке компьютеров. Я надеюсь, вы не предлагаете нечто такое?

рудовский / 19.05.2012

7. Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждой, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

Вы уж простите меня, уважаемый о. Георгий. Но некоторые ваши статьи вызывают у меня полное непонимание. Те кто сейчас критикует священноначалие за роскошь, это люди которые подверглись соблазну. Есть среди них конечно и противники церкви. Но по сути они правы. Вы привели в пример Писание, но там говорится лишь о том, что священники должны иметь доход только от службы своей, этому есть определение для них запрещающее заниматься каким либо бизнесом. Но в ваших примерах из Писания нигде не сказано что надо эти доходы надо иметь в избытке. Вы сами в обличение себе привели в пример св. Иоанна Кронштадтского. Да ему много жертвовали, но из этого он пользовался лишь на нужду себе. Христос сказал апостолам что бы не брали с собой сумы и прочего. Но это лишь показывает их веру в то, что Бог подаст пропитание и их надежду на Бога. Иисус говорил- НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ ЧТО ЕСТЬ И ЧТО ПИТЬ. Мы говорим о том, чем пользуются епископы и священники, служа этим соблазном для людей. Люди ведь это тоже церковь и люди эти не далекие от церкви, как вы говорите. Они просто тоже знают учение Христово о нестяжательности. Есть 16-е правило 7-го Вселенского Собора которое даже одежды запрещает роскошные носить священникам и пользоваться благовониями. Тогда еще небыло Лексусов и Мерседесов, поэтому об этом не написано там. Вот это правило - 16. Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да испраляются. Аще же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и употребляющих благовонные масти. Поелику же корень горести выспрь прозябаяй, ересь христианохульников, соделалась нечистым пятном для Кафолической Церкви, и приявшие оную не только иконами возгнушались, но и всякое благоговение отвергли, ненавидя людей честно и благоговейно живущих, и исполнилось в них написанное: мерзость грешникам благочестие; то, аще обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются...

Сильвестр / 19.05.2012

6. О посте "любезной Галины"

В решении собора 1503-го года об отобрании церковных земель, конечно, многие были корыстно заинтересованы, в том числе и сам Иоанн 3-й, но, справедливости ради, надо напомнить, что вопрос сей перед собором поставил преподобный Нил Сорский. Неужели и его отнесем к "коммунистам и атеистам" и врагам Церкви? Но скорее всего мы, в силу вьевшегося в нас корыстолюбия, утратили способность понимать учение преподобного Нила Сорского и иных преподобных Христу. Ведь хотя бы отчасти, но мы понимаем, что с удовольствием разъезжая в дорогой машине (не имею ввиду случаев смиренного владения дареной машиной), мы соблазняем неутвердившихся и даем повод злопыхателям. "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит." (Матф.18:7) Или: "И потому, если пища (читай: машина, одежда, богатство) соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего." (1Кор.8:13)

5. Re: О богатых священниках

Да пример,поэтому Греция духовно, национально и державно обанкротилась.

Аноним / 19.05.2012

4. иметь или не иметь

по мне - не менее трети экономики России должно контролироваться Церковью, еще одна треть - русскими православными, оставшаяся треть - всем остальным, включая иностранцев - это тоже полезно для развития экономики. Хороший пример - Кипр, там монополия на крепкий алкоголь, гостиницы, строительство и др. - в руках Кипрской Церкви.

Токарев / 19.05.2012

3. Иосифляне рулят

Достойно похвалы то обстоятельство, что вожди давнего противостояния, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, оба были причислины к лику святых, но это никак не объясняет того обстоятельства, что до сих пор во главе Русской церкви остаются именно противники нестяжателей. Причем искреннее возмущение "стяжателей" не позволяет им рассмотреть вопрос объективно, и с легкой душой они относят чужие аргументы в проискам врагов церкви. Тогда отнесите к врагам церкви и Сербского патриарха Павла, который ездил на службу на городском транспорте, и не прельщал прихожан житейской роскошью. Я давно уже при церкви, и далек от того, чтобы обвинять все духовенство в стяжательстве, но совершенно очевидно, что дух стяжания давит их все сильнее, и происходит он в том числе от руководства. Так что враги церкви не всегда находятся вне церковной ограды, и те, кто внутри ее, гораздо опаснее.

Писатель / 19.05.2012

2. Re: О богатых священниках

Да проблема со священниками была решена-грянула революция.И нынешних священников-материалистов ждёт ещё похлеще расправа.

Аноним / 19.05.2012

1. Re: О богатых священниках

Все должны быть богатыми ДУХОВНО,а не материально,к сожалению, ныне всё наоборот.

Аноним / 19.05.2012
Георгий Городенцев:
Читаем новости и делаем выводы…
Если вы допускаете ради телесной нужды нарушение карантина, то почему не хотите признать, что и душа человека умирает, если ее лишают причастия Святых Таин?
04.04.2020
Избави нас Бог от моровой «цусимы»!
Если мы будем уповать на языческое «божество» под названием Карантин, нас ждёт бесславное поражение, как и в Цусимском сражении
03.04.2020
Батька Лукашенко - русский человек, который надеется на Бога
Или почему в Белоруссии минимальное число заболевших коронавирусом
01.04.2020
Какая линия победит?
Посещать храмы или соблюдать карантин?
31.03.2020
О всесильной помощи Божией Матери нам грешным
Если Церковь воинствующая выдержит нынешнее гонение, то она не только одержит духовную победу, но и спасет свой народ от нынешнего мора
28.03.2020
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Про «токсичных православных»
(ответ из трансляции на Ютубе)
04.04.2020
Исповедь и причастие невозможно совершать дистанционно
Владимир Легойда раскритиковал идею митрополита Илариона (Алфеева) исповедаться по телефону или Skype
04.04.2020
Пасха на улице или всё же в храме?
Священный Синод Болгарской Церкви и правительство Болгарии не смогли договориться относительно места совершения Пасхальных Богослужений
01.04.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от диакон
07.04.2019
«Русской народной линии» 10 лет!
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.04.2019
«Надеемся на милость Божию»
Новый комментарий от диакон
07.04.2019
Храмы не могут стать источниками распространения инфекции
Новый комментарий от Серёга Чудиса
07.04.2019
Мой друг Сергей Юкин
Новый комментарий от Григорий Иванович
07.04.2019
Маловерие
Новый комментарий от _Ольга_
07.04.2019