Церковный оранжизм не пройдет!

Впечатление участника круглого стола «Церковь во время политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период»

Новости Москвы  Оранжевая революция в России 
0
3353
Время на чтение 6 минут

Одним из знаковых мероприятий ХХ Юбилейных Международный Рождественских образовательных чтений, которые завершились вчера в Москве, на мой взгляд, стал круглый стол «Церковь во время политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период». Значимость его подчеркивалась уже тем обстоятельством, что этот круглый стол вели председатели сразу двух Синодальных отделов Русской Православной Церкви - протоиерей Всеволод Чаплин, возглавляющий Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, и Владимир Легойда, возглавляющий Информационный отдел. Организаторы мероприятия посчитали необходимым пригласить на этот круглый стол представителей диаметрально противоположных политических позиций, которые сложились и существуют в церковной среде. Именно поэтому на этот круглый стол были приглашены автор этих строк и ведущий публицист «Русской народной линии» священник Александр Шумский. 

Во избежание всевозможных спекуляций, которые уже появились в Интернете, насчет некой заранее спланированной программы круглого стола, хотелось бы отметить, что Владимир Легойда позвонил мне с предложением принять участие в работе круглого стола в понедельник вечером. Я, честно говоря, не планировал участвовать в этом мероприятии, намереваясь посетить другие секции Рождественских чтений. Одновременно сотрудник Синодального информационного отдела узнал у меня номер телефона отца Александра Шумского. Насколько я понимаю, его пригласили принять участие в круглом столе примерно в это же время. Поэтому говорить о том, что все было заранее спланировано, запрограммировано, глупо.

В.Саулкин, о. Всеволод Чаплин и В.ЛегойдаПомимо нас, в круглом столе принимали участие известный публицист, ведущий радио «Радонеж» Виктор Саулкин, председатель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов, главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков. На мероприятии также присутствовали представители, условно говоря, церковного «оранжизма»: получивший широкую известность благодаря своей публикации, посвященной фальсификации на выборах в Государственную Думу, священник Димитрий Свердлов, главный редактор ведущего прооранжевого портала «Православие и мир» Анна Данилова, по общему мнению, серый кардинал нашего церковного «оранжизма», ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, известный журналист Иван Семенов и некоторые другие. Однако, за исключением отца Димитрия Свердлова, никто из других представителей церковной либеральной оппозиции выступить на круглом столе не пожелал. Видимо, ни Даниловой, ни Чапнину, которому, кстати, ведущий предоставлял слово, в свое оправдание сказать было нечего.

К началу круглого стола подошли еще несколько таких же, как и отец Димитрий, бритобородых молодых священников, видимо, одинаковой с ним политической ориентации. Но они в скором времени покинули мероприятие, увидев, что в нем принимают участие такие «церковные черносотенцы», как ваш покорный слуга, иерей Александр Шумский, Виктор Саулкин и другие.

После вступительного слова сопредседателей круглого стола дискуссию открыл священник Александр Шумский, который посвятил ее роли русской интеллигенции в революционных событиях.

о. Димитрий СвердловВсю защиту позиции церковно-оранжевого «болота» взял на себя священник Димитрий Свердлов. И надо заметить, что его выступление было достаточно блеклым, хотя батюшка, несмотря на молодые годы, вел себя надменно. Вместо отведенных пяти минут по регламенту он выступал раза в три дольше, довольно дерзко ответил на вопрос годящегося ему в отцы священника Александра Шумского. По содержанию его выступление сводилось к попытке обосновать тезис о том, что его статья, получившая широкую известность благодаря публикации в «The New York Times», была выражением нравственной позиции и полностью аполитична. Несколько раз на протяжении своего выступления отец Димитрий заявлял: «Найдите в моем тексте хотя бы одно слово в поддержку оппозиции, в поддержку оранжевой революции. Нет этого, невозможно этих слов найти в моем тексте». Более того, он аттестовал себя как человека абсолютно аполитичного и не имеющего своей собственной политической позиции. Это похоже на заклинание наших либеральных властей 1990-х годов о том, что отныне объявляется кампании по деидеологизации политики, что никакой идеологии не будет, хотя на самом деле все это время в обществе господствовала идеология радикального либерализма, индивидуализма и культ мамоны.

Я в своем выступлении обратил внимание наивного молодого священника на то обстоятельство, которое известно любому мало-мальски образованному человеку, что текст не существует вне контекста. А вот контекст статьи отца Димитрия Свердлова был явно оранжевый, оппозиционный власти. Поэтому неслучайно представители «оранжевого болота» тут же зачислили его в «свои» и назвали его одним из представителей церковной либеральной оппозиции курсу Святейшего Патриарха Кирилла на соработничество с властью.

В содержательной части своего выступления я обратил внимание на то, что сегодня очень часто нынешнее противостояние части общества и власти сравнивают с событиями февраля 1917 года. Оснований для таких сравнений много. Можно привести множество признаков, которые говорят о схожести процессов февраля 1917 года с нынешними процессами. Об этом, в частности, говорил в своем выступлении, посвященном трем смутам в России, Виктор Саулкин. Я обратил внимание на два важных, на мой взгляд, момента, связанных с двумя ошибками, которые совершила Церковь - священноначалие, священники и миряне - в феврале 1917 года, и которые нам в нынешних условиях важно избежать. Первая ошибка состоит в том, что Церковь не осудила солдатский бунт, который вспыхнул в феврале 1917 года в Петрограде, и забастовочное протестное движение среди горожан, хотя с таким призывом к членам Святейшего Синода обращался товарищ обер-прокурора Синода князь Николай Жевахов, о чем он пишет в своих воспоминаниях. Церковь отказалась от своей роли миротворца, печальника за общество перед государством и сурового обличителя революционной заразы, которая охватило столичное общество. Осуди священноначалие эти революционные волнения - как знать, может быть, наша история пошла бы по-другому пути.

о. Александр ШумскийВторая важная ошибка Церкви в феврале 1917 года состояла в том, что священноначалие и духовенство согласились с навязанным мнением о том, что общество - это и есть те, кто бунтует против власти. Сейчас происходит то же самое. От имени общества пытаются говорить те, кто активно выступает против власти на Болотной площади и на проспекте Сахарова. Но общество значительно шире. Есть масса общественных организаций и представителей творческой и научной интеллигенции, которые не поддерживают «оранжевое болото». Хотя необязательно они поддерживают власть. Они могут и критиковать власть, но понимают, что происходит на «болоте». Сейчас, прежде всего, на нас, православных журналистов, говорил я в своем докладе, ложится важная задача развеять этот миф, не потворствовать ему, предложить диалог власти с широкими слоями общества, где может, конечно, звучать и голос так называемой «внесистемной оппозиции», но это один из маленьких голосов, потому что помимо честных выборов есть масса проблем, которые нужно обсуждать Церкви и обществу.

После моего выступления ведущий круглого стола Владимир Легойда предложил выступить Сергею Чапнину, но тот, словно чувствуя безвыходность своего положения, буквально за несколько минут до этого покинул зал заседания. Видимо, ему нечего было возразить, нечего было сказать в защиту либеральной «оранжевой» позиции. Таким образом, мое выступление, не считая достаточно смешного возражения, которое последовало от Александры Колымагиной, представительницы кочетковского сообщества из газеты «Кифа», оказалось фактически последним. Ведущему оставалось только подвести итоги круглого стола. В своем заключительном слове Владимир Легойда призвал всех нас к тому, чтобы в наших дискуссиях меньше было категоричности и агрессии, чтобы мы, православные журналисты, публицисты, подавали пример для других представителей журналистского сообщества. Председатель Синодального информационного отдела выразил надежду, что та расшатанность, которая существует, по его мнению, в среде православного духовенства, не повлечет за собой серьезные проблемы. Политические дебаты закончатся, справедливо заметил Владимир Легойда, а проблемы, которые нужно обсуждать, останутся. Его призыв к ответственности прозвучал, как никогда, уместно и своевременно.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

67. Ответ на 60., Анатолий Степанов: Не оранжевый, а красный!

"]Вы хотите всего и сразу, Константин, это неправильно. Вы ведь не представляете и я не представляю какие пришлось преодолевать препятствия Путину, чтобы сделать то, что он сделал. Вот сейчас идет фильм о клане Кеннеди, где рассказывают, как мафия "заказала" Джона Кеннеди, когда он начал наступать на ее интересы. Политика искусство возможного. Путин очень много сделал, но еще больше сделать нужно. И вектор его движения, судя по последним публикациям и настроению общества у Путина правильный. Вы пишете, что на Церковь он плевать хотел, - но это полная чепуха, наоборот, он ЛИЧНО очень многое сделал для Церкви." Да, к примеру, дал миллионы на "Общее дело" - борьбу с подростковым пьянством методом отодвигания киосков более чем за 100 метров от детских учреждений. Сретенский монастырь сделал несколько сюжетов, все ликовали, а дамы "в воздух чепчики бросали" А.Грибоедов. Но оказалось, что на следующий год детское пьянство увеличилось вдвое. И омолодилось. И пьют подростки энергетики или один из 80 видов пива на выбор. А деньги развеялись по ветру. Не выиграет Путин выборы! Победят коммунисты, которых вы так старательно "упаковываете". Александр Раков.
Александр Раков / 01.02.2012, 12:47

66. Елена-48

Молодец, Елена! Именно эти вопросы всех волнуют! Но с кем же их решать? Ведь нет никакого реального диалога ни с мирской, ни с церковной властью! Выборы - это форма, а где содержание? Кроме как дискуссий на РНЛ ничего не происходит, ничего не движется. Ну сделали бы выше упомянутые власти хоть что-нибудь стоящее еще ДО выборов: ювенальную юстицию бы запретили или чеченов в обкормленную Чечню бы из Москвы отправили (ведь как они обнаглели последнее время, в метро с ними сталкиваемя каждый день!), или же кочетковцев посрамили, всеми своими силами ненавидящих (отвечаю за слова, общалась)Православие (вообще не понимаю, какое отношение к Православию имеют, похоже "бренд" нужен, иначе никто не заметил бы их) и т.д. Так нет же ничего, одни увертки и заклинания! Спаси Господи!
Татиана / 01.02.2012, 10:57

65. Ответ на 35., Коценко Александр:

сравнивать св. Николая и Путина

Сравниваем не их личные качества, а ситуацию, с которой они оба столкнулись. Вот например, нельзя сравнить меня и вас, но если на вас нападут 5 бугаев с ножом и на меня тоже нападут 5 бугаев с ножом - согласитесь, что тогда между нами возникнет большое сходство. 62. Антон Кизим : Вот если бы я увидел, как у коммунистов воруют голоса...

Я бы подумала только одно - что коммунисты наняли человека, который типа "украдет у них голоса", да еще и очень явно, а они его потом "разоблачат" и скажут, что украдено было в 100 раз больше. Вот и вся нехитрая стратегия.
Еленка / 29.01.2012, 23:47

64. Ответ на 62., Антон Кизим:

.. Когда я задумываюсь, на что за ними стоит...

Простите. Эмоции. Надо читать "что за ними стоит". Была мысль сказать "на что они рассчитаны"...
Антон Кизим / 29.01.2012, 22:21

63. 58. чистякова

Благодарю за поддержку. Тема выступления отца Александра отражена в двух его последних публикациях, посвященных русской интеллигенции. Виктор Саулкин по теме своего выступления (сравнение трех русских смут) тоже публиковался у нас. Тезисы своего выступления я кратко пересказал в этой публикации.

62. Ответ на 59., Анатолий Степанов:

Я вас понял, Анатолий Дмитриевич. Но согласится (со всем) не могу. Да, оппозиционеры - враги России. Да, за ними стоит Запад. Да, их пропаганда используют любой недостаток в нашей стране. Но это не значит что о недостатках говорить не надо. Более того. Если кто-то говорит о недостатках, это не значит что он обязан быть с "оранжевыми" и другими большевиками. Позиция отца Дмитрия мне во многом симпатична. "Мы не будем врать и преукрашивать действительность в нашей стране. Но и сотрудничать с врагами, в их борьбе против нашей страны тоже не будем.". И он, между прочем, поставил интересный вопрос в статье. Вот лично мне коммунисты очень неприятны. Но и нечестность тоже. Вот если бы я увидел, как у коммунистов воруют голоса... Что бы я сделал?.. На сколько я их не люблю?... Он ведь не коммунист. А выступал в их защиту... Интересный вопрос... 2. Что же касается лозунгов большевиков, то, честно говоря, мне они решительно не нравятся. На мой взгляд в них вполне видна (неприятная) сущность большевиков... Когда я задумываюсь, на что за ними стоит...
Антон Кизим / 29.01.2012, 21:38

61. 56. Антон Кизим

Главная моя мысль, уважаемый Антон, состояла и состоит в том, что нельзя отрывать текст от контекста. Надо ли протестовать против фальсификаций на выборах? Хотя я считаю, что выборы - дело 153-е среди самых важных проблем страны, но я естественно против неправды, против обмана и фальсификаций. И тут я готов поддержать протест о.Дмитрия Свердлова. Однако. Нельзя не видеть, что тему фальсификаций используют в качестве тарана для расшатывания власти, для смены власти на куда более худшую - на власть прямых американских марионеток. И тут отец Дмитрий, если он честный человек, должен был сказать себе - стоп, что-то тут не так. Но он так не говорит, он готов в этом направлении действовать. Вы же помните, что большевики шли к народу с лозунгами: "Землю крестьянам, фабрики рабочим, мир народам". Плохие лозунги? Несправедливые? Отнюдь. Но им нужна была власть, а не выполнение этих лозунгов. Американцам и их клевретам, которые организовали оранжевое болото нужны не честные выборы, им нужно убрать из власти Путина, который начал проводить независимую политику. И если о.Дмитрий этого не понимает, он должен молчать и не выступать публично. Если же он это понимает, то он действует во вред государству и в конце концов во вред Церкви.

60. 53. Konstantin

Вы хотите всего и сразу, Константин, это неправильно. Вы ведь не представляете и я не представляю какие пришлось преодолевать препятствия Путину, чтобы сделать то, что он сделал. Вот сейчас идет фильм о клане Кеннеди, где рассказывают, как мафия "заказала" Джона Кеннеди, когда он начал наступать на ее интересы. Политика искусство возможного. Путин очень много сделал, но еще больше сделать нужно. И вектор его движения, судя по последним публикациям и настроению общества у Путина правильный. Вы пишете, что на Церковь он плевать хотел, - но это полная чепуха, наоборот, он ЛИЧНО очень многое сделал для Церкви.

59. 35. Коценко Александр

Касательно Ваших претензий и удаленной реплики, Александр, отвечу словами классика политического афоризма Виктора Черномырдина: Если у Вас чешутся руки, чешите их в другом месте, а не на форуме РНЛ.

58. Cтепанову

Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Не могла бы РНЛ поместить тексты выступления на упомянутой секции: Ваш, о. Алексия Шумского и В.Саулкина? Спасибо. Что касается участия в секции С.Чапнина и его "побега", то всё закономерно: этот чел-к вообще не имеет своего мнения (наблюдала его несколько лет на разных форумах, пыталась дочитать высосанные из пальца опусы). Почему он всё сидит на своих должностях, похоже, ему самому непонятно - у него вечный страх в глазах -ан, вот сейчас все и поймут, что "король-то голый"...
чистякова / 29.01.2012, 20:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Пристрастные заметки об Идеологической секции съезда Союза русского народа
29.10.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Оранжевая революция в России
«Элиты ожидаемо отстают от исторических прорывов»
Олигархический класс, построенный по западной модели, исторически обречен
08.11.2024
День народного единства или день единства народов?
Как подменяют смыслы исторического праздника
08.11.2024
Диверсия государственного уровня?
Органы управления иностранного государства в России!
08.11.2024
«Самая грозная опасность — убывание русского народа»
Народ чувствует своё убывание, страдает, мучается, и чтобы ему было не больно умирать, существует шоу-бизнес — опиум для народа
07.11.2024
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
К «дурилкам» по миграционным вопросам подключаются и некоторые «поборники Русского мира»
05.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Хватит ныть!
Новый комментарий от Калужанин
08.11.2024 14:02
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от влдмр
08.11.2024 13:44
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от влдмр
08.11.2024 13:39
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
08.11.2024 12:50
Кощунство не пресечено!
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 12:26
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Фромназарет
08.11.2024 11:16
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от seaduck
08.11.2024 11:13