«The New York Times» и церковные оранжисты

Диакон Владимир Василик о статье влиятельного американского издания о якобы разгорающемся в России конфликте государства и Церкви

0
2367
Время на чтение 7 минут

Одно из самых влиятельных американских изданий «The New York Times» опубликовало статью «Спорные результаты выборов превращают церковь из союзницы в критика Кремля», в которой, в частности, утверждается, что «самой большой неожиданностью в ходе протестов против фальсификации декабрьских парламентских выборов стало то, что среди тысяч россиян, поднявших голос против Кремля, оказался глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл, который выступил в защиту народных протестов, назвав их правомерной негативной реакцией на коррупцию». Перевод статьи на русский язык опубликован на сайте ИноСМИ.ru.

«Влиятельная Православная церковь, всегда бывшая надежной опорой правительства Владимира Путина и его партии "Единая Россия", шокировала многих, весьма критически отозвавшись о выборах. Будучи, пожалуй, единственным крупным общенациональным институтом вне рамок государства, церковь может сыграть важную роль в условиях развертывания нынешнего политического и общественного кризиса», - отмечает издание.

Однако, как подчеркивает «The New York Times», наибольшую неудовлетворенность властью выражают священнослужители, сгруппировавшиеся вокруг сайта «Православие и мир». В этом отношении, отмечает издание, особо отличились молодой и пока малоизвестный священник Димитрий Свердлов и получивший скандальную известность своими «оппозиционными» выступлениями протоиерей Алексий Уминский. «Молодой священник Димитрий Свердлов, - пишет "The New York Times", - ранее работавший в сфере финансов, привлек внимание широкой аудитории и вызвал восхищение у светских либералов, зачастую цинично отзывающихся о церкви, своим отчетом о добровольной работе в качестве наблюдателя на одном из московских избирательных участков и о том, как он видел вбросы бюллетеней в пользу «Единой России». «Другой известный московский священник иерей Андрей Зуевский в прошедшие выходные разместил на своей страничке в Facebook проповедь, в которой подверг резкой критике существующий порядок. Его слова быстро растиражировали в блогах», - отмечает издание.

Епархиальное собрание Москвы, напоминает «The New York Times», после этого запретило священникам работать наблюдателями на выборах без разрешения Русской Православной Церкви, а также предупредило, что священнослужителям «крайне опасно» нарушать общее церковное правило, запрещающее им участвовать в избирательных кампаниях.

«Критика усилилась настолько, - пишет далее издание, - что Патриарх Кирилл, хорошо осознающий, что церковь по-прежнему зависит от государства, был вынужден предупредить священников, чтобы те придержали свои языки в интернете. Он заявил: «Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию».

Симптоматично, что КПРФ, известная неприязненным отношением к американской прессе, полностью републиковала статью «The New York Times» на своем сайте под заголовком «Церковь недовольна Кремлем».

Весьма примечательную публикацию «The New York Times» анализирует в интервью «Русской народной линии» известный богослов, доцент Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик.

Диакон Владимир Василик«Я, не являясь официальным лицом, не уполномочен комментировать точку зрения Святейшего Патриарха, но могу поделиться своим скромным разумением его последних выступлений, его архипастырских речей. Мне близки слова нашего Предстоятеля: "Смысл времени и смысл истории - это великие смыслы. Проникая в эти смыслы, человек реально мыслящий, способный оторваться от стереотипов, навязанных извне, не может не соприкоснуться мыслью своею с вечностью, с Богом". Я думаю, этот вечный смысл, который видит Святейший, бесконечно важнее той мышиной возни, которая возникает сейчас в связи с выборами, митингами и прочей суетой. Время можно созерцать так, как Осип Мандельштам в своем стихотворении "1 января 1924 года…"

«Кто время целовал в измученное темя, - С сыновней нежностью потом Он будет вспоминать, как спать ложилось время В сугроб пшеничный за окном. Кто веку поднимал болезненные веки - Два сонных яблока больших, - Он слышит вечно шум, когда взревели реки Времен обманных и глухих».

Да, наше время можно воспринимать как время падшее, глухое и обманное, а можно воспринимать и как явление Божией правды посреди неправды человеческой, явление вечного во временном. Созерцать в контексте воплощения Бога-Слова, который явился в этот обманный, подлый и падшим мир, мир иродов, пилатов, каиаф для того, чтобы хотя бы некоторых чад этого мира спасти, изменить и преобразить.

Хотелось бы в этой перспективе преображения особо отметить слова Святейшего Патриарха Кирилла: "В первый день Нового года мы молимся о Богохранимой стране нашей, о властях и воинстве, обо всей исторической Руси, чтобы народы наши не потеряли способность сохранять ценности Священной истории, ценности веры, ценности святости, включая их в ткань современной жизни". Думаю, что Святейшему Патриарху дороги слова А.С.Пушкина: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал". Именно в этом контексте стоит воспринимать его сравнительно недавнее выступление по поводу распада Советского Союза и его последние выступления - и в день святой великомученицы Варвары, и проповедь в день нового года 1 января. В этом смысле Святейший не может не поддерживать ту власть, которую нам Бог дал, как не может не принимать историю, которую нам Бог дал.

Конечно, Предстоятель не может уклоняться от служения печальника всея Руси, каковым и должен являться Святейший Патриарх. В своих выступлениях он ясно, недвусмысленно и очевидно указывал нынешней власти на её грехи, безобразия и беззакония, это факт. Но он человек мудрый и не собирается вместе с водой выкидывать и ребенка. Он как настоящий православный пастырь осуждает грех, но не грешника. Он стремится власть исправлять, а не ниспровергать и уничтожать. Он, безусловно, поддерживает её во всем том благом, что она делает, и наставляет, вразумляет и исправляет в том неправедном, что она творит.

И уж, конечно, оппозиционеров он поддерживать не может по одной простой причине. Во-первых, на всех этих оппозиционных митингах не прозвучало ни одного слова о Боге, о правде Божией, о тех реальных грехах и бедах, которыми ныне одержима Россия, которые столь же являются грехами и бедами государственными, сколь и общественными, столь же общими беззакониями, сколь и частными. Конечно, народный протест против обманов, беззакония и коррупции понятен, и народная энергия ищет выход. Но, к сожалению, в очередной раз эту энергию оседлали жулики и беззаконники, которые пользуются картинно явленными грехами фальсификации выборов для умножения грядущих беззаконий куда более страшных, чем то мелкое жульничество, которое нам ныне явлено. Всё это выглядит большим спектаклем, начиная от картинно вбрасываемых пачек бюллетеней. Неужели нельзя было сохранить "Единую Россию" у власти на гораздо более высоком и незаметном уровне, чем то как это делалось на последних выборах - топорно, тупо и демонстративно. Создается впечатление, что кому-то захотелось нынешнюю власть подставить, а потом собрать дивиденды с этих беззаконий, с картинки фальсификации выборов. Всё это выглядит в духе западных технологий по разрушению России по сценарию "Перестройка-2". А Святейший Патриарх Кирилл недавно четко обозначил цену Перестройки-1. Поэтому поддерживать всё это он по совести, думаю, не может.

Что касается высказываний некоторых священников, в том числе и глубоко мною уважаемого отца Алексия Уминского, то в них не чувствуется искомой глубины и реализма, реального понимания ситуации. Они поддаются на внешнюю оболочку, ведутся эмоциями, не видя сути явления. А суть следующая: в России намечается очередная оранжевая революция по сценариям Сербии 2000 года и Украины 2006-го. Последствия ее для России понятны и ужасны. Они не понимают, что в этом контексте беззакония рождаются новые беззакония. Как сказал апостол Павел: "Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею" (Рим.1: 8-11). Беззакониями властей пользуются для того, чтобы попытаться в очередной раз ввергнуть страну в хаос, безвластие и тотальное беззаконие. И конечно, за непродуманные действия таких пастырей больно и печально.

Меня не по-хорошему поразили слова в одной из статей отца Алексия Уминского, когда он выступил против заповедей, сравнив их с уголовным кодексом (не более того), и сказал, что надо жить Евангелием и евангельским духом. Забывает он слова Спасителя, сказанные богатому юноше: "Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Евангелие от Матфея 19:17). Подобное ограниченное секуляризированное понимание заповедей и вообще церковной жизни как некоей системы табу печалит. Очевидно, отец Алексий почему-то не видит главного, а именно, что те заповеди, правила и каноны, которые созданы в Церкви, возникли неслучайно, а по действию Святаго Духа и отражают многовековой опыт Церкви. Некоторые, можно сказать, как и правила дорожного движения, написаны кровью, потом и слезами многих поколений. Равно кровью, потом и слезами написана история нашего Отечества. И не дай Бог, если мы снова наступим на те же грабли, что и в 1991 году. Не знаю, простит ли нам Господь на Страшном Суде, если мы добьем наше Отечество, нашу Святую Русь, которую потом, слезами и кровью созидали наши великие предки, вымаливали наши великие святые, преподобные и праведные, строили великие князья, за которую страдали наши мученики и страстотерпцы.

Что касается "The New York Times", то можно сказать, что если в холодной войне американские советологи проявили настоящий профессионализм, то в том, что происходит сейчас, видно, что они явно потеряли форму. Им кажется, что Россия уже добита, опасности не представляет. Россия, к сожалению, для Запада уже становится не интересной, на неё обращают внимания не больше, чем на Индонезию или Бразилию. Россию не знают, либо предпочитают не знать. Подавая информацию, медиамагнаты часто исходят из принципа: народ всё съест (не хочу приводить вульгарную поговорку). В данном случае частное мнение священников, таких как отец Алексий Уминский, они либо непродуманно, либо обманно выдают за общую церковную позицию. Либо это невежество, либо откровенная спекуляция, обман ничего не подозревающего читателя. Ни то, ни другое столь влиятельный орган не красит. Это весьма печально. Люди отстаивают некую правду, а сами её не знают или не желают знать. Хочется посоветовать изданию повышать уровень своей религиоведческой компетенции и обращаться за разъяснениями к официальной пресс-службе Московской Патриархии, если они желают реально знать позицию Святейшего Патриарха Кирилла».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

30. Есть ли либералы с крестом на груди

Слава Тамбовский : Re: «The New York Times» и церковные оранжисты 2012-01-06 в 18:24 Ваше преподобие. Люди то разные, и каждый человек неповторим. Но в церкви не может быть ни партий, ни левых, ни оранжевых, ни сталинских. Мне так кажется, что мы, верующие, только потому братья и сестры, что выше всего ценим честность и справедливость. Только вот где справедливость, если на кого-то из наших братьев Вы вешаете ярлык? Или год такой на дворе, дракона, что пора и заклеймить, и в братскую могилу столкнуть?/quote] Семья у нас, конечно, одна, у всех крест на груди висит. Вот только в семье, по русской пословице, не без урода. Вот господин Кочетков и иже с ним - тоже пока принадлежат РПЦ МП, но от этого раскольниками по духу не перестают быть. Спаси Господи и сохрани - от таких "братьев"! В Церкви есть и либералы, их пруд пруди, не замечали? Фамилий не называю, у всех на слуху. Мало того, в Церкви есть и русофобы, как принято говорить, "зоологические". Все, что связано с русским духом, для них непереносимо, как для отца Шмемана, например. Так что в Церкви есть все - и партийные, и левые, и оранжевые, и сталинские. Вот я, например, глубоко почитаю гений Сталина, и мне приятно и радостно быть в одной компании с отцом Александром Васькиным, с диаконом Василиком, с отцом Александром Шумским. Ваше первое заявление о том, что Вы и статью-то уважаемого автора не читали, говорит о непорной Вашей гордыне со всеми вытекающими... В Церкви, увы, есть и Тамбовские, – что ж, последние времена.
liza / 21.01.2012, 08:44

29. Re: «The New York Times» и церковные оранжисты

Ваше преподобие. Люди то разные, и каждый человек неповторим. Но в церкви не может быть ни партий, ни левых, ни оранжевых, ни сталинских. Мне так кажется, что мы, верующие, только потому братья и сестры, что выше всего ценим честность и справедливость. Только вот где справедливость, если на кого-то из наших братьев Вы вешаете ярлык? Или год такой на дворе, дракона, что пора и заклеймить, и в братскую могилу столкнуть?

28. Georgi ю

Как уверяет оператор, снимавший о. Илия ( Пепеляев) опускать голову при съемках - обычная привычка о.Илия. Так он говорит всегда.

27. Вниманию читателей

Дорогие братья и сестры, напоминаем, что с 6 по 10 января форум РНЛ закрыт: http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/05/vnimaniyu_dorogih_chitatelej/
/ 05.01.2012, 21:50

26. Ответ на 24., GEORGIY:

Нет хуже той лжи, которая маскируется правдой. Такая, знаете ли, причесанная. Я мог бы с Вами, уважаемый о.Владимир, согласиться практически во всем, но я внимательно слушал и смотрел выступление отца Илия и сам рекомендавал бы посмотреть его и Вам и другим рьяным патриотам от "аля ЕР". Это выступление не выглядит самостоятельным выступлением старца, а более похоже на прочтение текста, подготовленного в Политбюро ЦК КПСС. Слова то какие... И голова не поднимается, и глаза не отрываются от бумажки. Да где же Вы видели, чтобы столь уважаемый старец обращался к народу с казенными, неживыми словами?Так вот вопрос к вам, о.Владимир: - отец Илий силой своего авторитета удерживает народ от оранжевых митингов. А где в этом, или в другом выступлениях отца Илия можно обнаружить аналогичное призывание власть имущих к прекращению богоборческого законотворчества, пагубность которого по своей сути превосходит все оранжевые опасности? Есть и другие вопросы, но они не к одному только о.Илию. Вопрошаю Вас об этом, поскольку самого смущение одолевает, буду очень благодарен, если найдете аргументы и факты для вразумления.-Не умаляя оранжевой окраски большинства организованных в социальных сетях митингов, не следовало бы дать справедливо честную характеристику нынешней власти как оранжистской?

Я ролик о. Илия смотрел. Бумажки не заметил. То, что он склонял голову - заметил. Но отнес это за счет его почтенного возраста. Слова вполне церковные. Лексикона КПСС в них я не обнаружил. В своих проповедях о. Илий постоянно выступает пртив содержания тех безбожных законов, о которых Вы скорбите. Теперь о главном. Если к власти придут люди с Болотной площади, уверяю Вас, они утвердят и эти безбожные законы, и примут еще более безбожные. Чувствуется по их языку и духу. По тому, что в своих выступлениях они ни единым словом не обмолвились о том, что Вас печалит. Сотношение между нынешней властью и ими подобно Степану Трофимовичу Верховенскому и его сыну Петру Степановичу (роман "Бесы") Нынешняя власть их законная родительница. Но, думаю, Вы предпочтете остаться со Степаном Трофимовичем. Оранжева ли нынешняя власть? И да, и нет. Бледно-оранжева. Она уже не революционна. Термин "управляемая демократия" и небывалый расплод бюрократии говорят сами за себя. И уж лучше иметь дело с ней, чем с явно оранжевыми отморозками, типа Ксюши и Навального. Но, поддерживая ее, безусловно от нее надлежит требовать выработку и исполнение нравственых, человечных, христианских законов. Но не на основе "альтернативной улицы". А на основе нравственного и государственнно ориентированного сообщества. "Оппозиции Его Величества", если угодно.

25. Ответ на 1., Слава Тамбовский:

Из заголовка узнал, что РПЦ бывает разная, даже оранжисткая местами. Удивился, и, дабы не искушаться, не стал читать саму статью. Извините.

Церковь, дорогой Слава, одна и едина. Но люди в ней бывают разные. В т.ч.и оранжисты. Как в Ноевом ковчеге были ведь разные звери. Статья написана для того, чтобы их частное мнение не путали с общецерковным. Как это: "Не путай с государственной овцой своего личного барана"?

24. Ответ на: диакон Владимир Василик 19

Нет хуже той лжи, которая маскируется правдой. Такая, знаете ли, причесанная. Я мог бы с Вами, уважаемый о.Владимир, согласиться практически во всем, но я внимательно слушал и смотрел выступление отца Илия и сам рекомендавал бы посмотреть его и Вам и другим рьяным патриотам от "аля ЕР". Это выступление не выглядит самостоятельным выступлением старца, а более похоже на прочтение текста, подготовленного в Политбюро ЦК КПСС. Слова то какие... И голова не поднимается, и глаза не отрываются от бумажки. Да где же Вы видели, чтобы столь уважаемый старец обращался к народу с казенными, неживыми словами?Так вот вопрос к вам, о.Владимир: - отец Илий силой своего авторитета удерживает народ от оранжевых митингов. А где в этом, или в другом выступлениях отца Илия можно обнаружить аналогичное призывание власть имущих к прекращению богоборческого законотворчества, пагубность которого по своей сути превосходит все оранжевые опасности? Есть и другие вопросы, но они не к одному только о.Илию. Вопрошаю Вас об этом, поскольку самого смущение одолевает, буду очень благодарен, если найдете аргументы и факты для вразумления. -Не умаляя оранжевой окраски большинства организованных в социальных сетях митингов, не следовало бы дать справедливо честную характеристику нынешней власти как оранжистской?
GEORGIY / 05.01.2012, 10:11

23. На № 18. диакон Владимир Василик : Орлову 15

О "профессиональном патриотизме" сказано просто великолепно! В самую суть.
Галина / 04.01.2012, 22:28

22. Ответ на 13., Георгий Д.:

Царствие Божие всегда есть, кстати "группка достаточно пожилых, ангажированных людей", и монархия....Царство Божие внутрь вас есть.

И только внутрь, только? Да и там - пусто ли?

21. Ответ на 5., Орлов:

Невозможно реанимировать старое.Невозможно поднять, как знамя то - что распадается в прах. Согласен целиком и полностью. То, что провозглашали Навальный и Ксюша Собчак - устарело. Со времен Содома и Гоморры, ханаанских городов, растленного Вавилона, буйных греческих полисов, растленного республиканского Рима. Со времени "евродемократии", которая обанкротилась и устарела духовно в своей содомической немощи. Все это было, было было Мы не хотим жить в Северной Корее.Перемены неизбежны.

А в Содоме пожить не хотите?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Знак беды для всего мира
Падение иконы Спасителя на католическую Пасху в Ватикане – предвестник бедствий, смут и расколов
04.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45