Я оцениваю беатификацию папы Римского Иоанна Павла II, прежде всего, как внутреннее дело Римо-католической церкви, которая никакого отношения к нам не имеет и иметь не может. Поэтому, если вдруг в квазирелигиозной общественности и в околоправославных либеральных кругах возникнет истерика по поводу того, что почивший Римский папа был «святой человек», и ему надо молиться вместе с Терезой Авильской, Франциском Ассизским и прочими западными «святыми», которых святитель Игнатий (Брянчанинов) называл сумасшедшими, то я могу сказать, что мы тут совсем не при чем. Понятно, что Римский папа, который жизнь свою положил на разрушение Православной Церкви, в том числе и Русской, особенно на Западной Украине, с точки зрения Православной Церкви святым или блаженным почитаться не может.
С точки зрения внутреннего положения Римо-католической церкви, я бы сказал, что маски сброшены. В известном смысле в начале своего правления Бенедикт XVI пытался в известном смысле дистанцироваться от политики своего предшественника, а именно от его чрезмерной русофобии, от его стремления быть авангардом западного мира Drang nach Osten («Натиск на Восток»). Стремился он дистанцироваться и от его либерализма, разыгрывая из себя консерватора. Но после событий прошлого года, когда он посетил синагогу, а потом снял с иудеев вину за распятие Христа, стало ясно, что он продолжает политику Иоанна Павла II. Вспомним, что сделал Иоанн Павел в первые годы своего правления. Он посетил синагогу и вместе с иудеями пел псалмы. В свое время я даже написал гимн в честь этого события:
Иное чудо созерцаем странное,
Войтыла песнопевец псалмопевцем стал.
И в синагоге вместе с иудеями
Совоспевает он псалмы Давидовы.
Молитвы делит с ними сей преемник тех,
Кто иудеев жгли от страсти к золоту
А Павел Иоанн им подпевает в лад
Все от того же – из корыстолюбия.
О, если б он воспел канон апостольский:
Епископ иль пресвитер помолится,
Во синагоге вместе с иудеями,
Из Церкви да извержен будет вон.
Иными словами ничего нового здесь нет, и по-прежнему католический мир движется на все четыре стороны, как известный герой фильма «Волшебная лампа Аладдина». Папа Бенедикт XVI хочет казаться и консервативным и либеральным одновременно. Он хочет выглядеть как бы лояльным по отношению к России, когда он нежно похлопывает по плечику Президента Дмитрия Медведева, называя его «молодой человек», в то же время беатифицируя злейшего врага и разрушителя Советского Союза. Папа хочет выглядеть консерватором, но в то же время либералом.
Стоит обратить особое внимание на скороспелость беатификации Иоанна Павла II. Наша канонизационная комиссия, по крайней мере, при Святейшем Патриархе Алексии не спешила с канонизациями и даже установила срок по канонизации в 50 лет, для того, чтобы утихли страсти, чтобы с течением времени ярче проявилась святость человека, его посмертное почитание и возможно чудеса, связанные с ним. А здесь прошло всего 6 лет и, пожалуйста, перед вами новоиспеченный беатус. Между тем, прежняя практика католической церкви заключалась в том, чтобы не спешить в этом вопросе, некоторые католические святые дожидались беатификации столетиями после своей кончины. Например, знаменитая Жанна д'Арк (1412-1431), только в 1909 г. была провозглашена блаженной, а причислена к лику святых почти через 500 лет (16 мая 1920 года) после своей страдальческой кончины.
На Западе Римо-католическая церковь теряет свой престиж, свои духовные дивиденды, поэтому для нее жизненно важно вновь воспламенить энтузиазм. Ватикану нужен символ, способный воодушевить и объединить католиков. Правда, тут мне хотелось бы обратиться к здравому смыслу и вере добрых и честных католиков и задать им вопрос: а можно ли считать блаженным человека, который был явно связан с масонскими кругами, про которого известно, что он был масоном 31 степени посвящения? Сохранились фотографии, на которых Иоанн Павел II стоит в масонской цепочке. Вот хотя бы взять книгу болгарского архимандрита Серафима (Алексиева) ««Можно ли быть православному христианину быть экуменистом» (русский перевод: Москва, 1991 год).
Совершенно очевидно, что беатификация папы Римского Иоанна Павла II дутая и политическая, в известном смысле она носит антирусский и антиправославный характер. И нельзя ее не сопоставить с грядущей канонизацией Алоизия Степинаца, покровителя кровавых палачей-усташей. В свое время мы много писали об усташском режиме, о его духовном обеспечении, о тех, кто благословлял его деятельность, о тех, кто обеспечивал идеологию для кровавых палачей, в том числе о людях священного и монашеского сана, таких как комендант Ясеноваца монах Филиппович, который с одинаковым хладнокровием пользовался молитвословом и кинжалом, который мог убивать людей, а потом садиться за завтрак. Степинац никак не пресекал подобную деятельность подведомственного ему католического духовенства, в том числе духовенства военного. Если он и писал письма Павеличу с робкими возражениями по поводу геноцида сербов, впрочем еще следует доказать подлинность этих писем, то делал это лишь для отвода глаз. Разговоры о том, что он якобы спасал евреев, просто смешны. Почти все евреи, находившиеся на территории Хорватии, были истреблены в количестве 50 тысяч человек. Но куда больше пострадал сербский народ, было уничтожено не менее 700 тысяч сербов, большая часть из которых была варварски убита холодным оружием после страшных мучений и издевательств. Особенно много было жертв в концлагере Ясеновац - это Голгофа сербского народа. Подробно эти факты описаны в книге Антонио Ривели «Архиепископ геноцида», в которой можно узнать о подлинной роли Степинаца в этих событиях. Зверства «архиепископа геноцида» покрывал своим авторитетом, обеспечивал Павеличу связь с Ватиканом и тайную поддержку Ватикана одному из самых кровавых и бесчеловечных режимов в истории человечества. Если канонизировать Степинаца, то тогда с легким сердцем можно канонизировать и Анну, и Каиафу, и Пилата, - в конце концов, не они же вбивали гвозди в Тело Христа. Степинац сделал все, что было можно для духовного обеспечения палачей. Именно он создал Павеличу респектабельную благовидную католическую наружность, способствовал вбиванию хорватам-католикам представления о том, что Хорватия является бастионом католицизма, бастионом осажденным, внутри которого есть потенциальные изменники, от которых необходимо избавляться. Именно он предоставлял это делать подведомственным ему клирикам, чиновникам и пропагандистам. Имея все возможности протестовать и положить предел всем беззакониям, по крайней мере, в пределах Католической церкви, или хотя бы отмежеваться от всего этого и уйти, Алоизий Степинац ничего этого не сделал. Он осуществлял действия прямо противоположные, правда, весьма грамотные, но от этого не менее аморальные.
Поэтому беатификация и грядущая канонизация Алоизия Степинаца - глубоко безнравственный и антихристианский поступок. В этой связи абсолютно непонятно заявление некоторых уважаемых православных лиц о том, что у нас с католиками общие нравственные ценности. Если беатификация и канонизация палачей является с точки зрения Католической церкви актом общецерковным, то значит за это в ответе вся Католическая церковь, а это в свою очередь значит, что у нас с нравственной точки зрения не может быть с католиками ничего общего, и мы не можем совместно с ними свидетельствовать о якобы «общих нравственных ценностях». А если мы и будем вместе свидетельствовать об этих мнимых ценностях, то это будет лжесвидетельство, против которого возопиют кости тысяч погребенных в Ясеноваце, в Градине и в других местах.
Я не хочу этим поставить под сомнение искренность и добросовестность многих католиков, которые зачастую даже не знают о подобных страшных преступлениях прошлого, но факт остается фактом - католическая церковная иерархия и элита ведает, что творит. В данном случае все закономерно. Беатификация Иоанна Павла II и грядущая канонизация Алоизия Степинаца, которая осуществится в начале июня в Загребе, - это звенья одной цепи, с которой католический мир хочет взойти на мир православный, части одного «натиска на Восток». Иоанн Павел более мягкими и успешными методами осуществлял то, к чему стремился Степинац и его духовный сын Павелич, - а именно, либо к ассимиляции либо к уничтожению православного мира. Поэтому наивны были надежды многих православных людей на то, что Йозеф Ратцингер - добросовестный консервативный немец, что он все же не поляк, но они забывали, что Бенедикт XVI, прежде всего, Римский папа, и этим все сказано. А что такое папство после раскола 1054 года? Как сказал святитель Николай (Велимирович), папство - это, прежде всего, похоть власти, которая ведет человека за грань добра и зла. Как говорится: «Умному - достаточно».
Беатификация Иоанна Павла II и грядущая Алоизия Степинаца являются событиями знаковыми, считать их рядовыми событиями невозможно. Это вещи системные, что лишний раз говорит о том, что нас не оставят в покое, на Россию усилится натиск и извне, и изнутри. Будут продолжаться требования встречи папы и Патриарха, продолжатся разговоры о необходимости объединения. Но уверен, что ни у одного настоящего православного человека не повернется язык молиться таким «святым» - палачам его единоверцев. Объективно говоря, эти два акта лишний раз показывают, насколько католицизм «близок» Православию, насколько толерантен, искренен, честен, чистоплотен. Все становится жестче и очевиднее. Перед каждым из нас встает выбор - с кем ты, встает тот же самый косовский вопрос, что и перед Царем Лазарем:
«Лазарь Царь, корона пречестная,
Ты какого царствия желаешь,
К Царствию Небесному стремишься,
Иль желаешь царствия земного?»
Эти вопросы все жестче будут ставиться и перед Патриархом, и перед священноначалием, и перед священством, и перед каждым из нас в отдельности, и перед всеми вместе. Это лишь показывает, что для каждого настает время выбора между земным и небесным, праведным и неправедным, Христовым и антихристовым.
Что касается знаковости этих беатификаций, то следует отметить следующие аспекты. Сама по себе беатификация Степинаца носит антикоммунистический характер. Он объявлен мучеником от коммунизма, хотя его мучения по сравнению с тем, что он наворотил, весьма незначительны. Всего 2 года тюрьмы и затем достаточно мягкий режим, по сути, домашний арест. Общеизвестно, что Римский папа отказался осудить фашизм, но зато в 1949 году анафематствовал коммунизм. Иоанн Павел II вошел в историю как непримиримый борец с Советским Союзом и стяжал лавры разрушителя СССР.
В настоящее время в либеральных кругах широко развит тезис о необходимости конечной «десоветизации» России, об уничтожении остатков советского прошлого. Настоящей целью Запада всегда был не антикоммунизм, местные коммунисты там всегда процветали, а Россия. Нынешние разговоры о «десоветизации» носят явно деструктивный характер. Это по сути дела является призывом к разрушению Российской Федерации, потому что очевидно, что никакого другого фундамента у нас, кроме советского, до сих пор нет. О царской России сейчас реально знают и помнят немногие, часто представляют это себе извращенно. К сожалению, для большинства из нас это забытый пласт нашей исторической памяти. Реально мы еще живем советским прошлым, в котором было много хорошего, много и дурного, но огульное и безоглядное его отрицание означает наш окончательный цивилизационный провал, учитывая еще и разноголосицу по этим вопросам в стане историков. А в советском прошлом современные либералы больше всего ополчаются на то, в чем сохранились остатки православной цивилизации, остатки той же самой Российской Империи.
Соответственно эти две беатификации - начало очередной антикоммунистической и антироссийской волны. Путем информационного и финансового воздействия будет вызван крупномасштабный кризис. Хотя Ватикан, казалось, беатифицирует двух славян, но это носит явно антиславянский и антиправославный характер - антисербский и антирусский. Будут инициироваться революции, мятежи на Кавказе, межнациональные конфликты, а параллельно еще и усилится натиск Ватикана на Православную Церковь.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»