Завтра, 28 октября, в Петербурге состоится международная историко-богословская конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Конференция, организатором которой выступает исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, а информационную поддержку оказывает «Русская народная линия», будет проходить в Петровском зале главного здания прославленного вуза страны (историческое здание Двенадцати коллегий) с 10.00. С докладами выступят ученые из Сербии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Украины, Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция приурочена к выходу в свет русской версии книги итальянского историка Марка Аурелио Ривели «Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-45 г.». Книга издана Фондом единства православных народов имени святителя Марка Эфесского. Сегодня мы публикуем рецензию на эту книгу известного историка и богослова, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.
Выход этой книги является заметным событием в культурной и научной жизни России. В то время как число монографий и статей, посвященных усташскому геноциду на сербском, итальянском, английском языках исчисляется десятками, на русском языке они весьма и весьма немногочисленны. Причин тому много, но одна из главных в последнее время - политкорректность по отношению к Ватикану. Автор - зрелый и компетентный исследователь, прекрасно знающий источники и свободно ориентирующийся как в западно-европейской, так и в югославской историографии. Марк Ривели стремится быть предельно объективным и честным. То, что он - итальянец и католик, лишний раз гарантирует его беспристрастность, поскольку избавляет его от нареканий в возможной национальной и конфессиональной предвзятости.
Читать эту книгу тяжело. Не потому, что она написана тяжелым языком, напротив, стиль автора ясен и понятен… Страшны те факты, которые излагает автор. 700 000 умерщвленных хорватами только в Ясеноваце. Из них 500 000 - православные сербы. Остальные - евреи, цыгане.
Ясеновац - не единственный лагерь. Был еще лагерь в Жадовно, где по различным подсчетам было убито от тридцати пяти до семидесяти пяти тысяч человек. Около семидесяти тысяч человек (в основном женщины) было уничтожено в Старой Градишке, отметим, что в числе охранниц там служили католические монахини. Нельзя упомянуть и о лагере в Слано на о.Паго, где усташи уничтожили около десяти тысяч сербов. И это лишь несколько из десятков хорватских лагерей, где сербы подвергались планомерному истреблению.
И как их убивали! Кто-то умирал от голода, непосильного труда, эпидемий. Кого-то расстреливали. Но значительную часть умертвили холодным оружием - взрезали горло специальными ножами - «серборезами», разбивали головы молотами, отрезали руки, ноги, пальцы, уши, губы, выкалывали глаза, женщинам отрезали груди.

Анте Павелич однажды показал итальянскому корреспонденту целую корзину, наполненную чем-то слизистым. «Это устрицы?» - спросил его корреспондент? «Нет, - с доброй улыбкой ответил Павелич, - это сербские глаза, двадцать килограмм, дар моих верных усташей» (Ривели. Архиепископ геноцида. С.66). Упоминания о таких корзинах встречаются неоднократно. Например, рассказы о том, как один усташ носил бусы из сербских глаз, а другой - ремень, с которого свисали сербские языки (Там же. С. 103). Некоторых сербов принуждали пить еще теплую кровь их зарезанных родственников, а затем резали и их.
В двадцатом веке повторились зверства Тридцатилетней войны (1618-1648), когда хорватские солдаты Валленштейна отрубали чешским детям руки и накалывали их на свои шляпы. Но можно ли объяснить эти бесчеловечные, людоедские поступки лишь балканской дикостью хорватов, их архаическим фанатизмом? НЕТ.
Солженицын в свое время справедливо отметил: «Идеология. Это она дает искомую твердость убийце». Идеологию усташей (буквально повстанцев) и их главы (позднее - поглавника, или президента марионеточного Независимого Государства Хорватия) лучше всего охарактеризовать как клерикальный фашизм. Усташи экстремистскими способами стремились к полной независимости Хорватии, а достигнув ее, объявили гражданами только арийцев - хорватов и немцев, а всех прочих (сербов, евреев, цыган) - только собственностью государства, как скот. Павелич был категоричен: для окончательного решения хорватской проблемы требовалось одну треть сербов истребить, другую - окатоличить, третью - изгнать. «Или за Дрину, или в Дрину» - вот был его лозунг. А вот как его осуществляли: по Дрине плыли тела с табличками - «В Белград. Королю Петру». Или плыли отрезанные детские головы с надписями: «Мясо для Белградского рынка». Отметим, что Павелич был благочестивым католиком, даже в изгнании в Аргентине он каждый день слушал мессу. Хорватское государство он мыслил как католический бастион, противостоящий Православию, исламу и коммунизму. Он неуклонно боролся за традиционные католические ценности и именно апеллируя ими призывал своих сподвижников к безжалостности. «Мы не имеем права быть гуманными».

Первый удар направлялся против православных священнослужителей. Можно вспомнить целый собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» (Цит.
по материалам интернет-журнала Сретенского монастыря). А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин - святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946 году их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле» (Там же). А вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941 году митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941 года митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац и сожжен в крематории» (Там же).
Геноцид был ВСЕНАРОДНЫМ. И в уничтожении православных активнейшее участие принимали католические священники, католические монахи и монахини. Вторым комендантом страшного Ясеноваца был францисканский священник Мирослав Филипович. «Каждую ночь он выходил из дома, чтобы руководить бойнями и возвращался на рассвете в одежде, испачканной кровью... Однажды, когда он обедал, к нему подвели пленника. Филиппович встал и убил его. Потом сел и спокойно закончил есть, сказав: «Позовите могильщика». И таких были десятки, если не сотни. Вот призыв священника Дионисия Юричевича к жителям г. Стаза, куда он прибыл для насильственного крещения православных: «Мы все прекрасно знаем, куда будут высланы те, кто откажется от крещения. Эти южные области я уже очистил от всех, от младенцев до стариков. И, если будет необходимо, я сделаю это и здесь, потому что сегодня не грех убить даже семилетнего ребенка, если он мешает нашему усташскому режиму... Не обращайте внимания на мое священническое облачение. Знайте, что я, при необходимости, возьму в руки автомат и истреблю всех, кто будет противостоять государству и усташским властям (с. 123). Всего насильственно было перекрещено 2 400 000 человек. Но и перекрещивание не всегда спасало от гибели. Часто усташи убивали новообращенных, объясняя им: «Нам нужны не ваши тела, а ваши души».

Каково же было отношение главного героя книги Алоизия Степинаца, архиепископа Загребского к преступлениям подведомственного ему духовенства и паствы? В основном - нейтрально-благожелательное. Он приветствовал «поглавника» и его программу, принимал его милости и награды, всеми средствами укреплял новую власть и добивался дипломатического признания Ватиканом Независимого Государства Хорватии, которое и было получено de facto. Он раздавал палачам иконки и кресты, вместо того, чтобы отлучать от Церкви, публично одобрял все то, что совершалось в Хорватии. Как глава военного духовенства, он не сделал ничего, чтобы удержать своих подчиненных от преступлений. Правда, приватно он посылал Павеличу письма с некоторыми протестами, главным образом после Сталинграда, но от них жертвам геноцида было ни жарко, ни холодно. Степинац интриговал против Павелича в 1944 г., но, в отличие от других, не пострадал. Перед бегством, Павелич доверил Степинацу часть награбленного у жертв золота.
Поэтому осуждение Степинаца на процессе 1946 г. было более чем обоснованным. Потом его сделали «мучеником коммунизма», хотя просидел он всего 5 лет. В 1998 г. папа Иоанн-Павел II беатифицировал его, причислил к лику святых. Это - плевок в лицо сотням тысяч жертв усташского геноцида. И признание сопричастности Ватикана к этим преступлениям. Ибо папа Пий XI практически никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. Не отлучил палачей от Церкви, хотя в 1949 отлучил всех коммунистов. Более того, принимал делегации усташей в Ватикане.
А после войны Католическая церковь по т.н. «крысиной тропе» обеспечила бегство многих хорватских палачей, в т.ч. и самого Анте Павелича в Испанию, Аргентину и другие приятные места.
Об этом надо знать и помнить. Что значит коллаборационизм, который так любят у нас воспевать некоторые «церковные власовцы». И кого взрастила Католическая церковь в Хорватии.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
19. Re: Архиепископ геноцида
http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www.rian.ru%2Fworld%2F20101104%2F292586606.html&cat=0&lang=ru
18. Re: Архиепископ геноцида
Удивительно, что для многих эта статья является откровением. Эти факты достаточно хорошо доступны в интернете. О зверствах усташей в период ВОВ еще в дозастойные времена были показаны документальные фильмы по ЦТВ. К сожалению экуменизм как раз и развивается на почве нашей безграмотности. А ведь история очень хорошо свидетельствует, что католики представляются "высоконраственными и любвеобильными" только когда они не имеют полной власти над людьми им подчиненными. Но как только преграды убираются, католичество показывает свое истинное сугубо антихристианское "лицо". (Как и свидетельствовал об этом в свое время свт. Филарет). Начиная от средневековых зверств над монахами Афона и кончая нынешними педофильными скандалами. Какие ЕЩЕ свидетельства нужны?
17. Идеология геноцида
Людмиле (15) Правильно писать: "апеллируя к ним". В моей копии текста я так и исправил. Лидии Александровой-Чуковой Спасибо Вам за понимание. Помощи Вам Божией!
16. 14. Арбузов Вятский :
Так оно все и есть, Олег, как Вы пишете: недостаточная собственная духовность. А "почему никто не напишет" - так кому же, кроме Вас, писать? Мало вас - русских православных, живущих на Западе и видящих все это вживую, да еще и умеющих писать. Так что Вам уж и нести этот крест, а?
15. Re: Архиепископ геноцида
Хоть и страшно читать, но каждый православный должен знать правду о католиках-усташах. (Вот только режет слух "апеллируя ими", может быть, "оперируя ими"?)
14. Арбузов Вятский
Помимо прошлой истории и политики о которых еще можно спорить - есть еще духовный аспект католицизма, который у всех перед глазами здесь и сейчас. Наше НЕвидение явных пробелов католической духовности обусловлено недостаточной духовностью собственной - то есть Православной. Начать бы с того чтоб узнать свою веру. Узнав её наконец, увидев себя в зеркале - сразу же узрим все отличия себя и от запада и от католиков. Про "идеологию" - вовремя сказано. КАтолицизм - это больше идеология, чем вера, которая кстати подготовила все последующие "измы" включая коммунизм. Почему никто не напишет того что происходит СЕЙЧАС на Западе - у нас у всех перед носом на почве католицизма и протестантизма цветет и пахнут ядовитые цветочки как например - полная и абсолютная безграмотность в вопросах духовной жизни, полная и окончательная оставленность людей без духовной помощи, массовая наркотизация населения всеми средствами и любыми наркотиками - лишь бы "не волновались", создание скотской псевдокультуры - зомбирование людей, закрытость власти и элитарность церкви при полной фактической безответственности перед собственным народом и безнаказаннности и так далее и т.п. Я понимаю конечно, что всем хочется жить и не создавать себе проблем. Я в своём "Визите Папы в Британию" тоже только слегка затронул тему и сказал тысячную долю. Против коммунизма можно было еще говорить, а уж против "свободы слова" если вякнешь - мало не покажется. Мой начальник - католик, кстати. Ух как не любит несогласных - так что молчим в тряпочку. Надеемся что между строк оно тоже читаемо. Отцу диакону - респект. По русски - спаси Господи отца диакона. АВ
13. Re: Архиепископ геноцида
http://www.smolenskaya-fili.ru/library/other-book/102-serbia.html
12. Re: Архиепископ геноцида
Отец Владимир! Низкий вам поклон за статью! Вот тебе бабушка и Юрьев день! Вот те, единый Всевышний и единые нравственные ценности с католиками!
11. Ю.Сербу
Я чувствую, что Вы настоящий русский, и все правильно поняли касательно того, что я чувсивую и хотела сказать. Да, конечно - туманный Альбион... он конечно - вообще шарман...какой-то. Альбион этот он был, есть, и будет. Но, пардон, Государю Императору Николаю Александровичу не пригорозили, а очевидно настойчиво посоветовало (параллельно) его же окружение, т.е., аппарат управления при государе. И Юрий, в Вашем лице (Слава Богу!), впервые здесь на РНЛ слышу речи не мальчика, но мужа. Спаси Вас Господь!
10. Ю.Сербу
"Судьбы власовцев лучше не ворошить поверхностными суждениями." Не понял, "злой рок" над ними витал ,что ли? Не своей ли волей присягали они Гитлеру?Надеюсь что это просто неловкая фраза.