Мария Фомина: «Чем может обернуться эта художественная неудача?»

Член Союза художников России считает, что выставка «Двоесловие/Диалог» была бы уместнее на Винзаводе

Мария Фомина 
Двоесловие/Диалог 
0
16.06.2010 199
Сама по себе идея диалога между культурой и верой, между церковью и искусством - не нова. Диалог этот длится уже не первое тысячелетие. В конце концов, мозаика, фреска и икона в церковных стенах - разве не великий пример того, сколь продуктивен может быть этот диалог?

Другое дело, что после секуляризации искусства, после опыта переживания человеком эпохи модерна «смерти Бога» и затем, в пересмешливые годы «постмодерна» - «смерти человека», появляется новая необходимость в таком диалоге. Культура делает новые шаги навстречу вере. Свидетельством тому - невероятный расцвет за последние двадцать лет иконописания и храмовых росписей, появление православной скульптуры. За «спиной» просвещенного клира и «взыскующей града» интеллигенции - опыт религиозно-философских собраний начала ХХ столетия, впрочем, не совсем удачный. Опыт нового осмысления русской духовно-исторической традиции, попытка найти и сформулировать ее вселенскую миссию - «после перерыва», после «обморока духовного». Удался ли он? Показать это сможет только время.
   
И вот в головах образованного духовенства, причем, вероятно, на «высоком политическом уровне», рождается смелая идея: приютить «около церковных стен» актуальщиков, наших новых авангардистов, анфан терриблей contemporary art. ( Впрочем, весьма успешных, раскрученных, обласканных). Так сказать, «приручить дракона». Не хочу уподобляться печально известному народному преданию о «не читавших роман, но сказавших». В Москву на выставку не выбралась, признаюсь. Но то, что сумела разыскать в паутине - посмотрела. Если честно: ничего особо впечатляющего не увидела. Может быть, мне не повезло, и в интернет не выложили лучшее. Но ведь и по двум-трем работам Тициана можно составить какое-то суждение о почти столетней жизни патриарха живописи?

Вот и у меня составилось мнение об актуальном искусстве в притворе храма. Эпатажный гиперреализм Дмитрия Врубеля - это, видимо, гвоздь выставки. Фарисейство ли - вздрогнуть от несоответствия евангельских слов «и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня примет» (Мф. 18:5) - лицам не то беспризорников, не то молодых уголовников? Или все-таки содрогнуться - естественная реакция организма? А может быть, художник и устроители выставки и хотели такой острой реакции? Вопросы, вопросы… 

Хотя при словах Спасителя почему-то больше представлялось невинное дитя. Затравленное собаками, бьющее себя кулачками в грудь - из до боли знакомых строк великого писателя. А художественно все это - было, было, было. Или милиционер - защитник олигархата, на фоне слов о сотнике, вера которого была такой, что и в Израиле не сыскать? Так это все-таки эпатаж или поиски новой, современной «иллюстрации» к вечным словам?
   
Концептуализм Гора Чахала: словесная мозаика из имен Всевышнего. Как и весь концептуализм, где слово заменяет изображение, близок не столько христианской, сколько иудейской традиции. Любопытная композиция, но опять ничего нового с художественной точки зрения.
   
Пожалуй, единственное, что показалось ярким, а главное - имеющим древнюю традицию: раскрашенный храмик на груде яблок Константина Звездочетова. Помимо какой-то чистой, фольклорной интонации, вспомнились истоки этого образа. В древности, на холмике зерна ставили алтарь - для благодарения высших сил за посланный урожай. Да еще - «Среднерусская античность» Владимира Куприянова. Но это просто осколки великого древнерусского наследия.
   
Судя по фотографиям, как-то потерянно выглядели работы актуальщиков в минималистском классическом пространстве притвора храма Св.Татьяны. Их высказывания смотрелись сиротливо и даже жалостно на фоне великого прошлого религиозного искусства. И даже - на фоне современного храмового искусства, при всей его стилизационности. 
   
Но Дух дышит где хочет. (Ин 3:8) Кто знает, чем может обернуться эта художественная неудача? И мы тоже не будем бросать камни в этих представителей современного искусства. Вдруг они предстанут перед нами с какими-то новыми, художественно убедительными высказываниями? Но почему-то хочется, чтобы это случилось на Винзаводе или в Лофт-этажах, а не у врат храма.

Мария Фомина, искусствовед, член Союза художников России, специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

6. Однако художников жалко

Уважаемая Галина! Как же это художников толкают? Художник сын свободы! он сам выбирает свою судьбу. И выбирает где и как ему быть причастным к искусству. А если он выбирает, где платят больше, это уже извините... У нас еще никто не отменял МОСХ,где достаточно внимательно относятся к авторам традиционного искусства. Главное в членстве этой организации - образование и профессионализм. Но ни один из художников, принявших участие в выставке не имеет специального ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Наверно в этом и заключается конфликт ситуации - церковь поддерживает диалог с политизированными непрофессионалами. Непрофессионализм вводят в рамки настоящего искусства. Обидно! И заметьте, В современных художественных кругах неприлично спрашивать о специальном образовании (о том что является обязательным условием для приема в МОСХ). И еще, я правда уже писала про это в блогах, многие из этих современных авторов преподают в различных школах. Видите, что получается - амбициозные, нереализованные люди, которым Бог не дал художественного таланта, нашли способ называться художниками посредством эпотажа и скандалов и преподают это молодежи. То есть учат молодых несмышленых тому, как можно назваться кем угодно, лишь бы куражу хватило. Не учат рисовать, писать, фотографировать. Не учат красоте композиции, сочетанию красок, светотени и т.д. Не дают возможности попробовать на вкус настоящее мастерство, а прямо и смело говорят - это все нам не надо, - выпендрись, ошарашь, эпатируй, и назови себя художником!Мало того, ведь и педагогического образования у этих учителей нет. Я только не понимаю, почему Церковь не завела диалога с достойными профессиональными художниками? Я думаю и ц.Татианы посещают прихожане с хорошим художественным образованием.

ЕЛЕНА / 10.08.2010 10:55

5. Галине Барсуковской

У меня в семье полно художников и архитекторов. И их невостребованость остро ощущается уже последние лет80.

Lucia / 24.07.2010 07:55

4. Re: Lucia "История изобилует бедными и непризнанными при жизни художниками."

Уважаемая Lucia, очевидно Вы не в курсе. Речь идет не о непризнании, речь идет о невостребованности. И не только отдельных художников, которые, очевидно, просто обязаны жить как бомжи и утешать себя лишь надеждой на посмертную славу. Речь идет о невостребованности традиционного искусства вообще. Вытесняют его усиленно. Художникам с хорошей профессиональной подготовкой очень трудно сейчас реализовать свой труд. Это особенно печально оттого, что люди непредвзятые категорически предпочитают классику тому суррогату, который сейчас усиленно навязывается под видом так называемого "современного искусства". (Можно подумать, что традиционное искусство не современно!)Надо как-то менять такое положение. Кстати, в Европе оно еще хуже. Так что с Европы брать пример не нужно.

3. "Диалоги"

"Диалог",по большому счету, сводится к тому,что "культура" объясняет Вере какой она(Вера)должна быть,тем же занято и "исскуство". Этому"диалогу", конца края не будет,пока, в уме человеческом, не укоренится простая мысль... "Культуры без Веры не бывает,как и Искусства без Церкви."

Писарь / 23.07.2010 07:40

2. Re: Мария Фомина: «Чем может обернуться эта художественная неудача?»

История изоблует бедными и непризнанными при жизни художниками. А теперь считается - меня не признали - пеняйте на себя.

Lucia / 23.07.2010 07:33

1. Куда бедному художнику податься?

Однако, художников жалко. Их ведь толкают на этот путь. Приходит художник в галерею, а ему там говорят: нет, нам вот это не интересно, потому что это искусство прошлого. Так работал Айвазовский, а ты должен работать так, как можешь только ты один. И думает он, что все трудные годы его обучения прошли зря. Никому это не нужно. Помучается без работы, да и примкнет к какой-нибудь группе концептуалов. Работают они чуть ли не на помойке, а к ним туда приезжают дорогие иномарки с посольскими флажками. Старается он старается, работает как можно лучьше, а товарищи по работе ему и говорят: так не надо, красивых картин у нас не покупают. И что же теперь художнику делать? Предложение, как известно, сильно зависит от спроса. Но почему-то не наблюдается сейчас настоящего спроса на настоящее искусство. Так почему же? Вот вопрос!

Мария Фомина
К цивилизации через катаклизмы
О русской духовной традиции ХХ столетия
07.11.2019
«Семенов - пример соединения православной веры и научной мысли»
Редакция «Русской народной линии» поздравляет профессора Валентина Евгеньевича Семенова с 70-летием
03.04.2012
Егор Холмогоров о нынешнем состоянии русского вопроса
В Петербурге прошла встреча с известным публицистом
31.03.2012
«Он выглядит значительно моложе своих далеко не юношеских лет»
Мария Фомина поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием
20.12.2011
Все статьи Мария Фомина
Двоесловие/Диалог
Снова о выставке «Двоесловие/Диалог»
Ответ на статью Игоря Романова
14.03.2019
Современное искусство заканчивается
Беседа с художником
28.09.2010
«Не верьте слезам богохульников»
Диакон Михаил Люкшин о завершении суда над организаторами кощунственной выставки «Запретное искусство»
14.07.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Наталия 2016
08.04.2021 13:55
Испания летом 1936 года…
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.04.2021 13:53
Православный социализм как глобальный проект будущего
Новый комментарий от учитель
08.04.2021 12:47
Мы всегда стремимся следовать «царским путём»
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.04.2021 10:34
Партия нового типа
Новый комментарий от Vladislav
08.04.2021 10:02
Не участвовать в «тотальном диктанте»!
Новый комментарий от NNNN
08.04.2021 09:29