«2 апреля 1997 г. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России, - подчеркивает портал. - Важным этапом на пути становления и развития отношений между нашими странами явилось подписание 25 декабря 1998 г. Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты наших государств продемонстрировали твердую решимость продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств – участников Союза. Указанные договоренности обозначили четкие задачи интеграции и сроки их решения. Реализация намеченных в этих документах мер создала предпосылки для выхода на новый этап работы – формирование Союзного государства и явилась прологом к подписанию Договора о создании Союзного государства. 8 декабря 1999 г. – дата подписания Договора о создании Союзного государства, документа, знаменующего собой новый этап в процессе единения народов двух стран».
В связи с 10-летием подписания Договора о создании Союзного государства мы попросили экспертов, занимающихся изучением российско-белорусских отношений, ответить на вопрос: «Считаете ли Вы, что Союзное государство России и Белоруссии состоялось?»
«С моей точки зрения, никакого Союзного государства нет, оно просто не существует», - заявил заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев. «Договор, который был подписан в декабре 1999 года, не исполняется. Никакие мероприятия, которые предусмотрены в этом договоре, включая создание наднациональных органов управления, не проведены. Главная причина состоит в том, что данный Договор подписывался при конкретных политических обстоятельствах при уходящем веке. Очевидно, что белорусская правящая элита надеялась вместо больного слабого Ельцина провести своего лидера в управление Союзным государством в качестве президента, например, но, поскольку этого не случилось, и к власти в России пришла команда Владимира Путина, белорусская элита охладела к политическому объединению и попыталась свести отношения двух государств в основном к торгово-экономической области. Но и в этой области развитие происходит не бесконфликтно, достаточно вспомнить постоянные "торговые войны", претензии сторон друг к другу и т. д.», - отметили эксперт.
«То, что элиты двух государств не нашли общего языка и не смогли сблизиться, главным образом, и повлияло на то, что Договор в своих главных пунктах не исполняется. Кроме того, сам Договор страдает рядом серьезных недостатков, и, прежде всего, тем, что предусматривает изменение национальных конституций, но на это стороны не пошли, поскольку национальные конституции остаются основным законом, который нельзя трогать, а если трогать, то только для усиления полномочий глав государств», - считает политолог.
«Есть и третий момент, который связан с тем, что не появился третий, четвертый и пятый участник Союзного государства, что предполагалось заранее. Два основных актера - Россия и Белоруссия - существенно различаются потенциалами - военно-стратегическим, торгово-экономическим и имеют разные политические системы и экономические модели. Белоруссия, как малая страна, опасалась большой России, что та поглотит ее, и при инкорпорации пострадают интересы белорусской политической элиты. Если бы был третий участник, союзный проект развивался бы более динамично», - выразил уверенность заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ.
«Есть и другие причины, не позволившие создать Союзное государство. Существуют также внешнеполитические условия и обстоятельства, которые не благоприятствуют формированию Союзного государства. Успешно развивающийся Европейский Союз для ряда постсоветских государств - той же Белоруссии, Украины, - оказался более привлекательным. Их участие в "Восточном партнерстве" с Евросоюзом, на мой взгляд, закономерно, потому что ЕС - достаточно успешный интеграционный проект. Россия реформировала свою экономику, но стать процветающим государством, со стандартами жизни населения, как в Евросоюзе, государством, являющимся лидером хотя бы на постсоветском пространстве, по факту так и не смогла. Экономическая модернизация России остановилась на полпути. Команде Путина за 8 лет не удалось вывести Россию на новый виток исторического развития, и это привело к тому, что наша страна стала менее привлекательной для соседних государств и их элит», - полагает он.
«Сейчас можно говорить о Союзном государстве лишь как об идее. Идея эта очень здоровая, плодотворная, и при смене политического руководства в Белоруссии она может получить импульс для своего развития. Кроме того, нельзя в перспективе исключать, что к нему присоединятся и другие государства. Нельзя также говорить, что Европейский Союз, являющийся сегодня успешным интеграционным образованием, таким и останется. Возможно, что противоречия в ЕС, в связи с его расширением, будут приводить к противоречиям в самой этой структуре. Если Россия успешно доведет до конца свою экономическую реформу и станет высокотехнологичной и высокоразвитой страной, а не сырьевым придатком того же Европейского Союза, то в этом случае Союзное государство обязательно состоится», - выразил надежду Александр Фадеев.
«Я думаю, что ответ очевиден, – Союзное государство не состоялось», - заявил, в свою очередь, петербургский политолог, д.ф.н. Сергей Лебедев. «Вопрос заключается в том, почему не состоялось Союзное государство. Дело в том, что те люди, которые разваливали Советский Союз, а это произошло, кстати, 8 декабря 1991 года, боялись, что произойдет его восстановление, реставрация. Надо иметь в виду, что Белоруссия в силу многих обстоятельств - это страна, которая была лишена всякого национализма. Лукашенко когда-то сказал, что белорус - это русский со знаком плюс. То есть никакого национального чувства у них не было. Это такая интересная особенность. Все понимали, что, если произойдет реальное создание российско-белорусского государства, то это вызовет распад Украины, так как некоторые ее области захотят присоединиться к Союзному государству, к нему также могли присоединиться Приднестровье и Абхазия. В свое время, в конце 90-х годов, чуть ли не 80% населения Армении поставили подписи под документом, который призывал армянское государство присоединиться к Союзному государству. Именно потому, что возможность создания единого государства будет способствовать восстановлению исторической России в границах прежней Российской Империи и Советского Союза, все делалось для того, чтобы Союзное государство не состоялось», - считает эксперт.
«Хотел бы напомнить, что еще 2 апреля 1996 года Ельцин и Лукашенко подписали договор, - продолжил он, - дальнейшим развитием которого стал вышеупомянутый договор, о котором мы говорим сегодня. В 1996 году Ельцин шел на переизбрание и попытался расширить свой электорат тем, что он на самом деле не разрушитель, что он продолжает воссоздавать по-новому страну. Нечто подобное мы можем видеть и сейчас. Властвующая элита вполне довольна тем, что качает наше сырье на Запад, где она и размещает все свои капиталы, и даже если представители нашей элиты симпатизируют Белоруссии и даже если им нравится Лукашенко как личность, то это ничего не значит».
«Договор подписали, но никакого реального Союзного государства не появилось, даже в форме конфедерации. Единственное, подписание этого Договора привело к координации действий в военной, дипломатической, финансово-экономической сфере. Все понимают, что белорусская армия - это не более, чем группировка российских войск, пусть даже она комплектуется из местных жителей. Были также отменены таможенные барьеры. То есть какие-то позитивные моменты есть от подписания Договора, но, на самом деле, никакого реального Союзного государства как не было, так и нет. Если в Кремле не появится понимание необходимости воссоединения, и не исчезнет страх перед тем, что дяде Сэму это не понравится, то не будет Союзного государства. Наша московская правящая элита делает все, чтобы не было объединения. К сожалению, время работает на дальнейшее разъединение нашего единого восточнославянского народа», - заключил Сергей Лебедев.