Протоиерей Ярослав Шипов: «В духовном смысле - вокруг нас руины...»

Беседа с лауреатом Патриаршей премии по литературе

Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР 
0
579
Время на чтение 11 минут

Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Протоиерей Ярослав Шипов: «В духовном смысле - вокруг нас руины...»

Отец Ярослав - удивительный человек. Писатель, ставший известным еще в конце 1970-х, работавший в журнале «Наш современник» и в издательстве «Современник», страстный охотник, он в середине восьмидесятых вдруг круто изменил свою жизнь. По просьбе жителей глухого вологодского села, где ранее купил старенькую избу, он был рукоположен в священники. На десять лет забросив перо, служил, восстанавливал храмы, мотался по бездорожью и непогоде в дальние деревни на требы. Но через несколько лет был вынужден по болезни вернуться в столицу. Начав вновь писать и издаваться, он заслужил искреннюю любовь и почитание своего таланта рассказчика уже воцерковленными, православными читателями. Недавно ему присудили Патриаршую премию по литературе за 2016 год. На уютной московской кухне лауреата говорим о литературе, вере и жизни. 

Мой вопрос о значении для него Патриаршей премии батюшка Ярослав вежливо, но решительно прерывает.

 - «Премиальная» тема наш разговор никуда не приведет. Да и потом, знаете: на том свете премии не принимают - я узнавал... Разумеется, я  благодарен Святейшему Патриарху, издательскому совету, жюри за то, что мой чрезвычайно скромный труд был замечен. Особую радость доставила мне встреча в храме Христа Спасителя с замечательным прозаиком Виктором Лихоносовым, удостоенным такой же премии: мы не виделись тридцать лет... Ну и хватит, пожалуй, об этом...

- Свободны ли вы в своем  творчестве как писатель и  священник в одном лице?

- Нам всем, не только  писателям, предоставлена свобода  выбора: то и дело приходится  выбирать между единственно правильным  шагом и неправильными, сказать правду или солгать, помолчать или болтать пустое, осудить человека или помолиться о нем. 

- Есть старая формула, которую  афористично выразил иеромонах  Роман: «Лучшая поэзия - молчание, лучшее  молчание - моление». Применима  ли, на ваш взгляд, такая максима к литературе?

- Это очень строгая  формула, и она, скорее, относится  именно к монашеской жизни. В  литературе лучшая поэзия -  это Пушкин, по-моему. Я, кстати, имел  отношение к выпуску первой  книжки иеромонаха Романа, когда  работал в издательстве «Современник».

- То есть не надо пытаться  закончить  искусство на молчании, на белом листе бумаги?

- Не стоит. Ведь Бог  благословил это занятие. Я в  свое время спросил у опытных  монахов в Троице-Сергиевой лавре: «Искусство нужно людям или  нет?». Они ответили определенно: «Нужно». «А зачем?» - «А затем, что человеку сразу постичь Евангелие тяжело, а хорошее искусство приоткрывает окошки в душе для его восприятия, подготавливает. Поэтому Бог и благословляет настоящее искусство». Этот путь называется: через душевное к духовному.

- Сегодня с каждым новым поколением, похоже,  происходит не только моральная, но и культурная, смысловая, семантическая  деградация. Что говорить про  понимание аллюзий, художественных  метафор, когда у людей стремительно  нищает обычный словарный запас! Должна ли литература прилаживаться к новой реальности - говорить проще, короче?

- Литература ни в  коем случае не должна опускаться  до уровня «массовки». Нужно, чтобы  к ней поднимались. А сегодня все  делается с точностью до наоборот. Поэтому мы и видим во всем непрофессионализм. А также тотальную подмену. Когда «музыкой» называется не музыка, «литературой» -  не литература, «спортом» -  не спорт...

- Вам не кажется, что в последнее время, причем по нарастающей, жизнь словно линяет: из нее вытекают смыслы, сбиваются ноты, смазываются краски? Вот и погода разладилась... Как будто сама материя, мать-земля устала от того, что мы с ней делаем...

- Так и должно быть. Человеческая история имеет начало и конец: Священное Писание предупреждает об этом... Но Господь и о другом нам заповедал: в силах людей - отодвинуть, задержать предсказанный финал. А мы, как будто специально, его, наоборот, приближаем...

- В одном из интервью талантливого сценариста Юрия Арабова, который себя позиционирует как христианин, он высказал такую мысль: мол, апостасия, постмодернистское моральное разложение человечества, катится на нас, как асфальтовый каток. Его не остановить, выйдешь ли ты упираться против него, или отпрыгнешь в сторону. В этом мне послышалось какая-то капитуляция перед злом... Должен ли человек художественного слова, подобно служителю Бога - все-таки «упираться», противостоять этой дьявольской машине?

- Должен. У меня некогда  возникло похожее сравнение: человечество - как телега, которая катится с горы. Остановить ее невозможно, но замедлить ее движение - в наших силах, и потому бросаться под колеса все равно надобно. И писателю, шире -  художнику, и священнику. Судьба нашей страны (она же и судьба человечества) решается  в храмах и монастырях - в молитве. Пока слова молений -  молчаливых ли, поэтических, но главное, из глубины души - возносятся к небесам - телега до пропасти не доедет, жизнь на Земле продолжится. Доколе не будет взят «удерживающий». Никакого другого «удерживающего», кроме Русской православной церкви и ,соответственно, России, пусть даже в ее нынешнем безрадостном виде, сегодня нигде не сыскать. В духовном смысле - вокруг нас руины...

- Вы близко наблюдали жизнь самой что ни на есть глубинной - вологодской - деревни с конца 1970-х до середины 1990-х, жили этой жизнью. Русская деревня  действительно умерла совсем?

- Почти. Она в хосписе.

- Что значит «почти»?

- В деревне, где служил  четверть века назад, было сорок пять жителей. Теперь - двенадцать. Вокруг нет практически никакой работы. Люди вымирают, уезжают... Молодежи нет, не рождаются дети. При мне распадались колхозы и совхозы. Люди и раньше там пили достаточно основательно, а когда хозяйства стали рушиться - запили вмертвую. Потому что утратился смысл жизни. Раньше детей взращивали, чтобы дочку отдать в медицинское или педагогическое училище, сына - в механизаторы, теперь же - работы нет, и дети стали не нужны никому. А сколько деревень, где последние жители умерли! Травой-быльем избы зарастают, а бывшие поля давно превратились в рощи...

- Иные еще надеются, что однажды  горожане побегут обратно в  родовые вотчины, да и просто  в деревни, к крестьянству  захотят вернуться....

-Трудно мне это сегодня представить. Во-первых, крестьянская жизнь требует специфических навыков, которых у городских жителей нет - это не шесть соток с клубникой. Как-то одна моя прихожанка загорелась желанием уехать с мужем в деревню и завести корову. Я рассказал ей, сколько кормов съедает корова за год, каких усилий требует сенокос, и горение поугасло. Спросила она еще по поводу козы или поросеночка, но и тут я ее, похоже,  не порадовал. Сошлись на котике - тот хоть сам себя может прокормить. А кроме того, нужно как-то зарабатывать деньги, чтобы оплачивать и коммунальные расходы, и бензин, если у вас есть машина, и детский сад, если у вас есть дети - все, как в городе, только вот работы нет. Так что, если не придумают наши власти, как людей на  селе трудоустроить, никто туда не вернется. Разве что по грибы,  по ягоды...

- А вы сами, почему уехали из своего  вологодского Верхне-Спасского Погоста?

- Ноги стали отказывать - застудил, ревматизм заработал. Если бы не это - остался бы, мне там хорошо было. Притом, что деньги отсутствовали вообще - на дорогу до Вологды всем приходом копили. Надо было на епархиальное собрание ехать - всего четыреста километров и без особого шика, в общем вагоне - накопили только в один конец. На обратную дорогу батюшки скинулись.

- Отец Ярослав, как вам кажется: почему в атеистической  стране СССР отношения между  людьми были чище, да и в целом  жизнь - нравственней, чем сегодня, когда возводятся сотни храмов; выходят православные издания, вещают  телеканалы?

- Тогда в государстве и обществе сохранялась система традиционных ценностей. Официальную  идеологию (по крайней мере, с войны начиная, а может, и ранее) можно определить, как «безрелигиозное христианство». Потому народ ее и принял, переварив чуждый марксизм. Надо быть честным, добрым, беречь свою семью, выручать товарища, любить Родину. Литература и искусство старались утверждать и пропагандировать именно такое мировоззрение.  А рухнуло все потому, что стены эти  не опирались на религиозный фундамент -  стояли не на вере в Бога как краеугольном камне, а на вере в человека. Священное Писание не зря предупреждает: если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится.

СССР был несомненно крепче, мощнее, чем сегодняшняя Россия, но тоже далек от всеобщего благополучия. Ведь откуда государству взять энергию для созидания, мощи? Только из людей вычерпать. Так было и при рывке Петра I и при советской индустриализации. Это закон сохранения энергии...

Любой строй содержит в себе и плюсы, и минусы. Были таковые и при советском социализме, есть таковые и сегодня. Поэтому глупо мечтать о возвращении куда либо назад - в Советский ли Союз, в императорскую или допетровскую Россию. У Бога нет дороги назад - только вперед. Он Сам идет, и нас ведет... По-житейски нам, конечно, не хватает той стабильности, которая была в 70-х, когда можно было как-то планировать на годы вперед, устраивать судьбу детей. Для христианина ведь очень важно иметь  мир в душе. А сегодня у людей сплошная нервотрепка и полная неопределенность насчет даже ближайшего будущего. Да и у бывших братских народов не лучше. Смотрите, что происходит  сегодня на Украине! Торжество клинического  идиотизма, да и только.

Мы на каждой  литургии читаем молитву о восстановлении мира там. Но, думается, к сожалению, смута на Украине надолго, и крови еще немало прольется...

 А ведь такие  события кардинально меняют жизнь целых поколений, даже если люди не  сразу осознают это. Как крематории в нацистских лагерях. Как расстрел нашего «Белого дома» из танков в 1993-м. Когда я увидел это своими глазами, сразу понял - жизнь теперь станет принципиально иной, люди станут другими... Интересно, что я тогда приехал из Вологодской области в Москву на два дня за нательными крестиками - крестить много приходилось. Господь привел меня увидеть бедствие.

- Давайте вернемся к литературе. Возможно ли возродить ту литературоцентричность, которая была в нашей стране? Когда хорошие книги были нарасхват, в школе серьезно изучали и знали классику, огромными тиражами выходили толстые журналы, литературные критики отслеживали процесс?

- В нынешних экономических реалиях, в нынешнем состоянии общества и властей мне это трудно представить. Интернет все это не заменяет. Когда я еще только начинал писательскую деятельность, обзорная статья литературного критика в газете «Правда»  сразу определила, кому я следую в прозе, в какой «лагерь» меня зачислить. Писатель был существенной смыслообразующей фигурой  - и для общества, и для власти. Сегодня же он, в любом случае, нечто необязательное, досуговое. Если его вообще замечают.

- Уместен ли императив «литература  должна», а дальше то-то и то-то?

- По-моему, нет. Это примерно,  как «Церковь должна». Да ничего  они не должны! А  вот каждый из нас: священник ли, писатель - должны жить по-людски. Критериев, по-моему, только два. Первый - кому служишь: Богу или рогатому,  а второй - профессионал ты, или нет. Вот и все, больше ничего не требуется. Если человек хочет приносить добро, но делает это либо из тщеславия, либо непрофессионально и при этом очень активен, то от него вреда бывает куда больше, чем пользы.

- На каких писателях вы, что  называется, «росли»? Изменился ли  со временем этот пантеон?

- Каким был - таким  и остался: Пушкин, Гоголь, «Записки охотника» Тургенева, Лесков, Бунин, Чехов, Паустовский, Нагибин, Казаков. Я назвал тех, кто мне особенно близок как прозаику. Разумеется, я ценю величие Толстого и Достоевского, считаю выдающимися мастерами Шмелева и Булгакова, Шолохова и Распутина. Но они на меня не так повлияли как те, которых я перечислил ранее.

- А современные писатели?

- Я, честно говоря, немногих  из них читал. Лучше не  буду об этом говорить... Я уже  полвека в литературе, и мне  необязательно съесть все яйцо, чтобы понять, что оно несвежее. Больше всего мне не нравится привкус шоу, сопровождающий иных модных писателей. Вроде того, что еще книжку не начинал писать, а ее уже рекламируют и по ней уже начинают кино снимать...

- И как сегодня писателю выживать?

- Понятия не имею. Я лично выживаю с трудом. Как священник служить в полную меру, увы, уже не могу: очень плохо вижу. Отец дьякон, дай Бог ему здоровья, возит меня  на службу  в храмы Патриаршего подворья  в Зарядье. По субботам-воскресеньям и на большие праздники. В основном - исповедаю... 

- Благодарю вас, батюшка! Дай Бог вам здоровья, а нам новых ваших книг! 

Беседу вел Андрей Самохин

http://www.stoletie.ru/obschestvo/jaroslav_shipov_v_duhovnom_smysle__vokrug_nas_ruiny_668.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Самохин
Годеновский миротворный круг
Мистика русской истории укоренена в вечности
18.06.2025
Форпост Православия
Псково-Печерский монастырь на перекрёстках войны
18.06.2025
Богоявленский Елоховский собор в годы Великой Отечественной
Православное сердце священной войны
17.06.2025
Праздник благодарности и покаяния
День рождения Государя с А.Н. Зелинским в Годеново и Переславле
24.05.2025
«России нужна новая интеллигенция, укорененная в русских основах»
Беседа с писателем, историком и телеведущим о взаимоотношениях власти, Церкви и общества
17.05.2025
Все статьи Андрей Самохин
Протоиерей Ярослав Шипов
Все статьи Протоиерей Ярослав Шипов
Александр Сергеевич Пушкин
Духовное завещание Пушкина
Вспомним и перечитаем чудесный, победный, воскрешающий душу Пасхальный цикл
18.06.2025
Европеизация, вышедшая боком
Или в чем был прав Эдуард Лимонов
12.06.2025
6 июня
Памяти А.С.Пушкина
06.06.2025
Пушкин
Стихи
05.06.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Кому выгодно сегодня поднимать скандал вокруг останков Ленина и Мавзолея?
30.06.2025
Нация, национализм и полтора землекопа
Почему западные эксперты не смогли объяснить войны Израиля против Хамас и Ирана?
30.06.2025
«Территория украинства сжимается как шагреневая кожа»
Изначально было понятно, что при любом исходе этого конфликта для России у Украины практически не оставалось шансов уцелеть
30.06.2025
«Это вопрос системы ценностей»
Говоря о нравственности в экономике, необходимо преодолеть негативный опят девяностых, когда «пилили» советскую экономику, выкидывали миллионы людей на улицы, а потом наживали огромные состояния
30.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.06.2025 20:54
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от Тимофеев Александр
30.06.2025 20:43
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.06.2025 20:29
Кто же такие русские?
Новый комментарий от Zakatov
30.06.2025 20:19
Парадокс Ленина: почему мумия жива?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.06.2025 20:15
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
30.06.2025 20:08
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Vladislav
30.06.2025 20:00