Протоиерей Ярослав Шипов: «В духовном смысле - вокруг нас руины...»

Беседа с лауреатом Патриаршей премии по литературе

Андрей Самохин  Протоиерей Ярослав Шипов 
0
21.06.2017 335

Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Протоиерей Ярослав Шипов: «В духовном смысле - вокруг нас руины...»

Отец Ярослав - удивительный человек. Писатель, ставший известным еще в конце 1970-х, работавший в журнале «Наш современник» и в издательстве «Современник», страстный охотник, он в середине восьмидесятых вдруг круто изменил свою жизнь. По просьбе жителей глухого вологодского села, где ранее купил старенькую избу, он был рукоположен в священники. На десять лет забросив перо, служил, восстанавливал храмы, мотался по бездорожью и непогоде в дальние деревни на требы. Но через несколько лет был вынужден по болезни вернуться в столицу. Начав вновь писать и издаваться, он заслужил искреннюю любовь и почитание своего таланта рассказчика уже воцерковленными, православными читателями. Недавно ему присудили Патриаршую премию по литературе за 2016 год. На уютной московской кухне лауреата говорим о литературе, вере и жизни.

Мой вопрос о значении для него Патриаршей премии батюшка Ярослав вежливо, но решительно прерывает.

- «Премиальная» тема наш разговор никуда не приведет. Да и потом, знаете: на том свете премии не принимают - я узнавал... Разумеется, я благодарен Святейшему Патриарху, издательскому совету, жюри за то, что мой чрезвычайно скромный труд был замечен. Особую радость доставила мне встреча в храме Христа Спасителя с замечательным прозаиком Виктором Лихоносовым, удостоенным такой же премии: мы не виделись тридцать лет... Ну и хватит, пожалуй, об этом...

- Свободны ли вы в своем творчестве как писатель и священник в одном лице?

- Нам всем, не только писателям, предоставлена свобода выбора: то и дело приходится выбирать между единственно правильным шагом и неправильными, сказать правду или солгать, помолчать или болтать пустое, осудить человека или помолиться о нем.

- Есть старая формула, которую афористично выразил иеромонах Роман: «Лучшая поэзия - молчание, лучшее молчание - моление». Применима ли, на ваш взгляд, такая максима к литературе?

- Это очень строгая формула, и она, скорее, относится именно к монашеской жизни. В литературе лучшая поэзия - это Пушкин, по-моему. Я, кстати, имел отношение к выпуску первой книжки иеромонаха Романа, когда работал в издательстве «Современник».

- То есть не надо пытаться закончить искусство на молчании, на белом листе бумаги?

- Не стоит. Ведь Бог благословил это занятие. Я в свое время спросил у опытных монахов в Троице-Сергиевой лавре: «Искусство нужно людям или нет?». Они ответили определенно: «Нужно». «А зачем?» - «А затем, что человеку сразу постичь Евангелие тяжело, а хорошее искусство приоткрывает окошки в душе для его восприятия, подготавливает. Поэтому Бог и благословляет настоящее искусство». Этот путь называется: через душевное к духовному.

- Сегодня с каждым новым поколением, похоже, происходит не только моральная, но и культурная, смысловая, семантическая деградация. Что говорить про понимание аллюзий, художественных метафор, когда у людей стремительно нищает обычный словарный запас! Должна ли литература прилаживаться к новой реальности - говорить проще, короче?

- Литература ни в коем случае не должна опускаться до уровня «массовки». Нужно, чтобы к ней поднимались. А сегодня все делается с точностью до наоборот. Поэтому мы и видим во всем непрофессионализм. А также тотальную подмену. Когда «музыкой» называется не музыка, «литературой» - не литература, «спортом» - не спорт...

- Вам не кажется, что в последнее время, причем по нарастающей, жизнь словно линяет: из нее вытекают смыслы, сбиваются ноты, смазываются краски? Вот и погода разладилась... Как будто сама материя, мать-земля устала от того, что мы с ней делаем...

- Так и должно быть. Человеческая история имеет начало и конец: Священное Писание предупреждает об этом... Но Господь и о другом нам заповедал: в силах людей - отодвинуть, задержать предсказанный финал. А мы, как будто специально, его, наоборот, приближаем...

- В одном из интервью талантливого сценариста Юрия Арабова, который себя позиционирует как христианин, он высказал такую мысль: мол, апостасия, постмодернистское моральное разложение человечества, катится на нас, как асфальтовый каток. Его не остановить, выйдешь ли ты упираться против него, или отпрыгнешь в сторону. В этом мне послышалось какая-то капитуляция перед злом... Должен ли человек художественного слова, подобно служителю Бога - все-таки «упираться», противостоять этой дьявольской машине?

- Должен. У меня некогда возникло похожее сравнение: человечество - как телега, которая катится с горы. Остановить ее невозможно, но замедлить ее движение - в наших силах, и потому бросаться под колеса все равно надобно. И писателю, шире - художнику, и священнику. Судьба нашей страны (она же и судьба человечества) решается в храмах и монастырях - в молитве. Пока слова молений - молчаливых ли, поэтических, но главное, из глубины души - возносятся к небесам - телега до пропасти не доедет, жизнь на Земле продолжится. Доколе не будет взят «удерживающий». Никакого другого «удерживающего», кроме Русской православной церкви и ,соответственно, России, пусть даже в ее нынешнем безрадостном виде, сегодня нигде не сыскать. В духовном смысле - вокруг нас руины...

- Вы близко наблюдали жизнь самой что ни на есть глубинной - вологодской - деревни с конца 1970-х до середины 1990-х, жили этой жизнью. Русская деревня действительно умерла совсем?

- Почти. Она в хосписе.

- Что значит «почти»?

- В деревне, где служил четверть века назад, было сорок пять жителей. Теперь - двенадцать. Вокруг нет практически никакой работы. Люди вымирают, уезжают... Молодежи нет, не рождаются дети. При мне распадались колхозы и совхозы. Люди и раньше там пили достаточно основательно, а когда хозяйства стали рушиться - запили вмертвую. Потому что утратился смысл жизни. Раньше детей взращивали, чтобы дочку отдать в медицинское или педагогическое училище, сына - в механизаторы, теперь же - работы нет, и дети стали не нужны никому. А сколько деревень, где последние жители умерли! Травой-быльем избы зарастают, а бывшие поля давно превратились в рощи...

- Иные еще надеются, что однажды горожане побегут обратно в родовые вотчины, да и просто в деревни, к крестьянству захотят вернуться....

-Трудно мне это сегодня представить. Во-первых, крестьянская жизнь требует специфических навыков, которых у городских жителей нет - это не шесть соток с клубникой. Как-то одна моя прихожанка загорелась желанием уехать с мужем в деревню и завести корову. Я рассказал ей, сколько кормов съедает корова за год, каких усилий требует сенокос, и горение поугасло. Спросила она еще по поводу козы или поросеночка, но и тут я ее, похоже, не порадовал. Сошлись на котике - тот хоть сам себя может прокормить. А кроме того, нужно как-то зарабатывать деньги, чтобы оплачивать и коммунальные расходы, и бензин, если у вас есть машина, и детский сад, если у вас есть дети - все, как в городе, только вот работы нет. Так что, если не придумают наши власти, как людей на селе трудоустроить, никто туда не вернется. Разве что по грибы, по ягоды...

- А вы сами, почему уехали из своего вологодского Верхне-Спасского Погоста?

- Ноги стали отказывать - застудил, ревматизм заработал. Если бы не это - остался бы, мне там хорошо было. Притом, что деньги отсутствовали вообще - на дорогу до Вологды всем приходом копили. Надо было на епархиальное собрание ехать - всего четыреста километров и без особого шика, в общем вагоне - накопили только в один конец. На обратную дорогу батюшки скинулись.

- Отец Ярослав, как вам кажется: почему в атеистической стране СССР отношения между людьми были чище, да и в целом жизнь - нравственней, чем сегодня, когда возводятся сотни храмов; выходят православные издания, вещают телеканалы?

- Тогда в государстве и обществе сохранялась система традиционных ценностей. Официальную идеологию (по крайней мере, с войны начиная, а может, и ранее) можно определить, как «безрелигиозное христианство». Потому народ ее и принял, переварив чуждый марксизм. Надо быть честным, добрым, беречь свою семью, выручать товарища, любить Родину. Литература и искусство старались утверждать и пропагандировать именно такое мировоззрение. А рухнуло все потому, что стены эти не опирались на религиозный фундамент - стояли не на вере в Бога как краеугольном камне, а на вере в человека. Священное Писание не зря предупреждает: если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится.

СССР был несомненно крепче, мощнее, чем сегодняшняя Россия, но тоже далек от всеобщего благополучия. Ведь откуда государству взять энергию для созидания, мощи? Только из людей вычерпать. Так было и при рывке Петра I и при советской индустриализации. Это закон сохранения энергии...

Любой строй содержит в себе и плюсы, и минусы. Были таковые и при советском социализме, есть таковые и сегодня. Поэтому глупо мечтать о возвращении куда либо назад - в Советский ли Союз, в императорскую или допетровскую Россию. У Бога нет дороги назад - только вперед. Он Сам идет, и нас ведет... По-житейски нам, конечно, не хватает той стабильности, которая была в 70-х, когда можно было как-то планировать на годы вперед, устраивать судьбу детей. Для христианина ведь очень важно иметь мир в душе. А сегодня у людей сплошная нервотрепка и полная неопределенность насчет даже ближайшего будущего. Да и у бывших братских народов не лучше. Смотрите, что происходит сегодня на Украине! Торжество клинического идиотизма, да и только.

Мы на каждой литургии читаем молитву о восстановлении мира там. Но, думается, к сожалению, смута на Украине надолго, и крови еще немало прольется...

А ведь такие события кардинально меняют жизнь целых поколений, даже если люди не сразу осознают это. Как крематории в нацистских лагерях. Как расстрел нашего «Белого дома» из танков в 1993-м. Когда я увидел это своими глазами, сразу понял - жизнь теперь станет принципиально иной, люди станут другими... Интересно, что я тогда приехал из Вологодской области в Москву на два дня за нательными крестиками - крестить много приходилось. Господь привел меня увидеть бедствие.

- Давайте вернемся к литературе. Возможно ли возродить ту литературоцентричность, которая была в нашей стране? Когда хорошие книги были нарасхват, в школе серьезно изучали и знали классику, огромными тиражами выходили толстые журналы, литературные критики отслеживали процесс?

- В нынешних экономических реалиях, в нынешнем состоянии общества и властей мне это трудно представить. Интернет все это не заменяет. Когда я еще только начинал писательскую деятельность, обзорная статья литературного критика в газете «Правда» сразу определила, кому я следую в прозе, в какой «лагерь» меня зачислить. Писатель был существенной смыслообразующей фигурой - и для общества, и для власти. Сегодня же он, в любом случае, нечто необязательное, досуговое. Если его вообще замечают.

- Уместен ли императив «литература должна», а дальше то-то и то-то?

- По-моему, нет. Это примерно, как «Церковь должна». Да ничего они не должны! А вот каждый из нас: священник ли, писатель - должны жить по-людски. Критериев, по-моему, только два. Первый - кому служишь: Богу или рогатому, а второй - профессионал ты, или нет. Вот и все, больше ничего не требуется. Если человек хочет приносить добро, но делает это либо из тщеславия, либо непрофессионально и при этом очень активен, то от него вреда бывает куда больше, чем пользы.

- На каких писателях вы, что называется, «росли»? Изменился ли со временем этот пантеон?

- Каким был - таким и остался: Пушкин, Гоголь, «Записки охотника» Тургенева, Лесков, Бунин, Чехов, Паустовский, Нагибин, Казаков. Я назвал тех, кто мне особенно близок как прозаику. Разумеется, я ценю величие Толстого и Достоевского, считаю выдающимися мастерами Шмелева и Булгакова, Шолохова и Распутина. Но они на меня не так повлияли как те, которых я перечислил ранее.

- А современные писатели?

- Я, честно говоря, немногих из них читал. Лучше не буду об этом говорить... Я уже полвека в литературе, и мне необязательно съесть все яйцо, чтобы понять, что оно несвежее. Больше всего мне не нравится привкус шоу, сопровождающий иных модных писателей. Вроде того, что еще книжку не начинал писать, а ее уже рекламируют и по ней уже начинают кино снимать...

- И как сегодня писателю выживать?

- Понятия не имею. Я лично выживаю с трудом. Как священник служить в полную меру, увы, уже не могу: очень плохо вижу. Отец дьякон, дай Бог ему здоровья, возит меня на службу в храмы Патриаршего подворья в Зарядье. По субботам-воскресеньям и на большие праздники. В основном - исповедаю...

- Благодарю вас, батюшка! Дай Бог вам здоровья, а нам новых ваших книг!

Беседу вел Андрей Самохин

http://www.stoletie.ru/obschestvo/jaroslav_shipov_v_duhovnom_smysle__vokrug_nas_ruiny_668.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Андрей Самохин
Все статьи Андрей Самохин
Протоиерей Ярослав Шипов
Все статьи Протоиерей Ярослав Шипов
Последние комментарии
Вероятно, это – последние выборы
Новый комментарий от В.Р.
26.09.2021 14:14
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Константин В.
26.09.2021 14:09
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
26.09.2021 13:34
У нас в школе растят нигилистов
Новый комментарий от Сергей иванович
26.09.2021 11:42
Архимандрит Феогност (Пушков) и его апология рабства
Новый комментарий от Тимур Давлетшин
26.09.2021 07:24
80 лет назад фашисты были остановлены под Ленинградом
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.09.2021 23:00