Отец Ярослав Шипов: «Премии на том свете не котируются»

Андрей Самохин  Протоиерей Ярослав Шипов 
0
02.06.2017 225

Одним из лауреатов Патриаршей премии по литературе за 2016 год, которую вручали недавно в Храме Христа Спасителя, стал протоиерей Ярослав Шипов. Читателям давно знакомы его замечательные короткие рассказы - простые, совершенные по форме и языку. Признанный еще в конце семидесятых автор, завотделом прозы в издательстве «Современник», он неожиданно в 1991-м стал священником в глухой вологодской деревне, бросил сочинительство и любимую охоту. Прослужив там около четырех лет и восстановив в районе четыре прихода, вернулся по здоровью в Москву. А теперь служит на Патриаршем подворье в Зарядье и продолжает писать. О том, как отзывается его и чужое слово, газета «Культура» расспросила прозаика.

культура: Чем отличается эта награда от тех, что Вы получали в прошлые годы как светский литератор?
Шипов: Тем, что я теперь твердо знаю: там (указывает вверх) ни ордена, ни премии не котируются. Я, конечно, благодарен Его Святейшеству и членам жюри за столь высокую оценку моего весьма скромного труда. Теперь смогу лишний раз съездить на рыбалку под Астрахань. А еще признателен за то, что на церемонии присуждения встретился со своим старым знакомым - Виктором Лихоносовым, которого не видел тридцать лет. Очень рад, что отметили его творчество - он действительно большой художник...

культура: Письменная литература на Руси начиналась как проповедническая - со «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, и лишь гораздо позже обрела светское измерение, разойдясь с истоками. Можно ли представить точку, в которой они вновь сольются?
Шипов: В моей личной ситуации они подходят близко друг к другу, хоть и не сливаются. Проповедь и литература - разные ипостаси, но и противопоставлять слово-логос слову художественному не нужно. Господь дал нам Священное писание для выживания и духовного возрастания. А хорошая литература помогает подступить к этому. Язык притч Евангелия, например, не понять, если ты ничего не читал до этого, кроме подписей к комиксам. Ведь зачем Бог даровал человечеству искусство? Чтобы воспевать Творца и Его творения. Надо разбудить душу, настроить ее, чтобы она смогла хотя бы отдаленно почувствовать веяние Духа Святаго.

Литература, как и всякое искусство, которое мы называем «классикой», имеет ярко выраженное религиозное происхождение. Только в христианских храмах с древнейших времен было принято прославлять Бога и в слове, и в музыке, и в изображении, а в других мировых религиях этого нет, иногда даже запрещено. Италия, Испания и Португалия дали толчок, за ними последовала практически вся Европа. Мы заходили на этот путь по-своему: от византийской иконописи, храмового зодчества и пения, житий святых. Светское искусство стало развиваться у нас несколько позже. Но к XIX столетию в Европе начался мощнейший всплеск творчества, представленного всеми музами. Искусства появились даже там, где их никогда не было. Ну и в России, конечно, то столетие (с календарным заходом на XX век) стало пиковым - и в живописи, и в музыке, и в литературе. Для меня в последних двух непревзойденными вершинами являются Чайковский и Пушкин.

А затем повсеместно - и тоже почти одновременно - все пошло на спад. Думается, что причина в оскудении веры. Художники, музыканты, поэты стали намеренно корежить божественную гармонию, а то и вовсе обращаться к демоническим началам. В итоге без живоносного источника ссохлись корни творчества, пожухли цветы и листья.

культура: Но ведь у нас и в прошлом веке вплоть до середины, а то и последней его четверти работали великие писатели, поэты, художники. Достаточно назвать Шолохова, Леонова, Распутина, Пастернака, Заболоцкого, Свиридова...
Шипов: Да, у нас творческое угасание, несмотря на атеистическую власть, шло медленнее, чем на Западе. Но и мы не миновали его. Хотя даже сегодня, при плачевном, как нам представляется, духовном состоянии нашего общества, оно живее, чем западное. Наша страна, наверное, ныне единственная, где храмы строят, а не разрушают, где в них еще молятся.

культура: Может быть, такие книжные явления, как «Несвятые святые» епископа Тихона (Шевкунова), «Крестный ход» Крупина, Ваши рассказы, возвращают литературу к своему проповедническому истоку?
Шипов: Все, что вы назвали, - литература. У проповеди иные инструменты и задачи. Возьмем мой пример: священство - это служение, но и писательство - тоже служение. А двум господам, как известно, присягать нельзя...

культура: Это же не Бог и мамона, тут нет дихотомии...
Шипов: Конечно. Однако есть старая церковная формула: первое дело важнее второго. Поэтому я - прежде всего священник, и в это дело уже встраиваю свое творчество. Кстати, десять лет после рукоположения вообще ничего не писал. Но нынешние мои рассказы не превратились в проповеди - это другой жанр. Бывает, что слово пастыря, зажигающее сердца с амвона, будучи перенесенным на бумагу, вызывает лишь недоумение: что здесь может увлекать? С другой стороны, в последнее время немало священнослужителей стали издавать свои сочинения. К сожалению, далеко не все из этих авторов понимают, что такое литература. Один батюшка позвонил мне и обескуражил просьбой: «Научите хорошо писать». «Надо, - говорю, - всю жизнь учиться у русской литературы». Он сразу поскучнел: «Мне это не годится, мне по-быстрому». Ну и шурует «по-быстрому», выходят книжки... Как редактор с многолетним стажем могу предположить, что еще в конце 1980-х из так называемой «иерейской прозы» мало что взяли бы к публикации в книжных издательствах и литературных журналах. И не по цензурным запретам, их тогда уже практически не было, а по профессиональным критериям.

культура: Есть ли для Вас, священника и писателя в одном лице, какие-то запрещенные приемы - гипербола, ирония, фантазия?
Шипов: Если просто фиксировать действительность, ничего не добавляя к ней, получатся репортажи или журналистские очерки. Разумеется, я использую вымысел, однако очень осторожно - только для создания более выпуклой картины. В молодости я легко выдумывал сюжеты, образы. Сегодня некоторые из этих рассказов представляются мне неубедительными, и я давно не включаю их в сборники.

культура: А сюжеты Вы берете из своего опыта?
Шипов: В большинстве случаев - да, но что-то приходится домысливать, достраивать. Приведу аналогию из другого вида искусства. Художник пишет с натуры только этюды, наброски. А завершенное полотно он создает потом в мастерской. Увиденное нужно пропустить через душу...

культура: Уместна ли, на Ваш взгляд, излюбленная критиками формула «развитие литературы»?
Шипов: Едва ли. Куда мы развились от Пушкина, Гоголя, Чехова или, скажем, Лескова? Подойти бы поближе к ним, да не получается...

культура: В слове «искусство» иногда выделяют в качестве морфемы «искус», что настораживает православное ухо.
Шипов: Художественный дар, он в любом случае - Божий, что и в языке нашем закреплено. Но художнику дан свыше также и свободный выбор: кому этот дар подчинить, кому в итоге служить - Господу или лукавому. Дело это непростое: многие великие творцы всю жизнь балансировали на грани. Апостол Павел предупреждал: «Блюдите убо, како опасно ходите!» К писателям это относится, наверное, в первую очередь, потому что за каждое слово придется держать ответ на Страшном Суде.

Фото на анонсе: pravmir.ru

http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/161406-otets-yaroslav-shipov-premii-na-tom-svete-ne-kotiruyutsya/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Самохин
Все статьи Андрей Самохин
Протоиерей Ярослав Шипов
Все статьи Протоиерей Ярослав Шипов
Последние комментарии
Валдайская шкатулка: приглашение к идеологии
Новый комментарий от С. Югов
27.10.2021 19:41
Зачем Дмитрий Киселев оскорбил Марию Шукшину?
Новый комментарий от Игорь Фунтов
27.10.2021 19:37
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от С. Югов
27.10.2021 19:33
Дерзость нацменов прогрессирует день ото дня
Новый комментарий от Русский Иван
27.10.2021 19:32
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Братчик
27.10.2021 19:24
«Нам осталось только принять соответствующее решение»
Новый комментарий от Русский Иван
27.10.2021 19:17
Каждый третий – Стенька Разин, каждый пятый – Пугачёв!
Новый комментарий от Русский Иван
27.10.2021 19:02