itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Светлые воспоминания

9 марта - Вселенская родительская суббота

Новости Москвы 
0
322
Время на чтение 5 минут

Помню, беседа с архимандритом Нектарием (Головкиным) в тот раз затянулась - уже закончились все официальные вопросы интервью, а возникали всё новые. Заговорили о народных и околоцерковных поверьях. Спросила: «А вот есть поверье, батюшка, что матерям нельзя есть яблоки до наступления Яблочного Спаса, иначе Богородица на том свете не даст яблочка умершему ребёнку. Так ли?». Брови о.Нектария чуть приподнялись удивлённо: «В народных поверьях, конечно, много чего можно вычерпнуть. Но чаще всего это благоглупости, не имеющие к вере православной никакого отношения. Да неужто Матерь Божия обделит яблоком или ещё чем малое дитя, пусть мать его даже тоннами поглощает сей фрукт?! Просто многие поверья корнями своими уходят в язычество. А случается, понравится кому-то некий обычай - и принимают его всем селом. Например, свеча должна догореть, иначе Господь молитву не примет. Но дело-то не в свече и не в её стоимости, а в том, насколько горяча наша молитва, насколько искренно покаяние! Немало бытует поверий, связанных с похоронами и поминанием усопшего: класть в гроб свечу - это символ пламенной и жертвенной любви умершего к Богу; или спорят, класть иконочку в гроб или в руку усопшему. Но это всё не играет никакой роли в деле нашего спасения, главное - вера и дела наши.

В Новгородской епархии принято, кстати, иконочку, которая лежала во гробе, хранить 40 дней в храме, на специальном столике, потом её забирают родственники. А в Старой Руссе, помнится, прихожанки следили, весь ли список поминаемых прочтён. И если имя пропустили - такие начинались переживания!.. Мне вспоминается моя первая служба в Новгородской епархии. В 1985 году меня рукоположили и назначили священником в Покровский храм села Борисово на берегу озера Ильмень. Была как раз Димитриевская родительская суббота. Ну, я отслужил литургию, вышел совершать общую панихиду. Тут бабушки-прихожанки вытаскивают целый ящик с синодиками. Посмотрел я на этот ящик и испуганно подумал: «Это мне придётся читать несколько часов кряду, голос точно сядет - читать-то вслух надо». Взял я один синодик, а народ ко мне руки протянул, говорят: «Батюшка, не надо читать». Я удивился: «А как же? Надо же каждое имя помянуть». А они мне: «Так вы перекрестите всю коробку: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» - и довольно, Господь все имена знает Сам». Вот так там было принято. Такая у тех бабушек была глубокая вера в то, что Господь Сам знает имена всех. И ведь правда, человек только помыслит, а Господь уже знает помышление сердец наших. Мне тогда подумалось: вот именно такие старушки и вымолили у Господа милость, чтобы снова на Руси строились и открывались храмы и снова вознеслась молитва.

А как ильменские старушки поддерживали нас с матушкой Еленой! Вот послушайте. Мы перебрались в Борисово после праздника Рождества Христова. Была вьюга и сильный мороз. Вошли с детьми в нетопленый дом на кладбище, внесли вещи и занялись растопкой печей... Матушка принялась за стряпню. Она никогда не роптала на трудности. Вьюга утихла. В печке трещали дрова, кипел чайник на плите. Вдруг за окном послышался голос певчей из дер.Устрика: «Батюшка, помоги-ка мне с телеги картошку дотащить, а то тяжело». Вот так сначала одна, потом другая, третья навезли нам картошки и овощей - всего, что в огороде растёт...

Батюшка умолк. Видно было, что нелегко ему вспоминать не так давно отошедшую ко Господу любимую матушку. Он вдруг встал, открыл дверцу шкафчика и достал оттуда книжицу: «Вот тут всё». Это были воспоминания о.Нектария о матушке Елене.

...Батюшка (тогда ещё молодой человек) жил в Москве, когда ему предложили поехать в Ленинград на майские праздники. Остановиться решили у близкой подруги его отца. Приехали неожиданно для хозяев. Молодой человек вошёл в комнату и увидел свою будущую жену. Лена стояла посреди комнаты и пила молоко прямо из пакета. Девушка смутилась, краска залила её лицо... В тот миг она была так прекрасна: кудрявые, густые тёмно-русые волосы до плеч, большие карие миндалевидные глаза... Тогда он сказал себе: «Вот она, единственная, которую я ждал всю жизнь». Верующей Лена была с детства, бабушка учила её простым молитвам.

Матушка Елена была кроткой, молчаливой, предпочитала оставаться в тени, на приходе ни во что не вмешивалась, авторитет мужа-священника в своих делах никогда не использовала, но будто распространяла вокруг себя тихий свет... Занималась детьми: читала Славе и Наде соответствующие их возрасту книги, Евангелие, жития святых, молилась вместе с ними. Но иногда её слова или советы давали чудесные плоды. Когда батюшка служил в Тихвинском храме «Крылечко», матушка посетовала: «Ты столько времени служишь здесь, а Тихвинской иконы Божией Матери у нас нет». - «Когда угодно будет, тогда и придёт», - ответил батюшка, взял вёдра и пошёл за водой к источнику у речки Тихвинки. Тут подбегает мужчина, объясняет, что они получают квартиру и переезжают. Так не мог бы батюшка посмотреть иконы, которые хранятся у него на веранде?.. Пошли. И что же! Там была икона «мерою и подобием против образа Одигитрии Тихвинския». «Вот так матушка, - подумал батюшка, - выпросила-таки икону».

В следующий раз батюшка докладывал митрополиту Алексию (Ридигеру), что музей религии и атеизма, располагавшийся тогда в Казанском соборе, согласен вернуть некоторые иконы. Услышав эту новость, Владыка благословил разузнать в музее также о наличии мощей св.Александра Невского. А батюшка тогда уже служил в Парголовском храме Александра Невского. И - о чудо! - в музее сообщили, что мощи существуют и их готовы вернуть Церкви. В означенный день митрополит Алексий с личным секретарём и несколькими священниками прибыли в музей. На столе была постелена белая скатерть, на ней стоял опечатанный ковчег с мощами. Судя по дате на печати, он не вскрывался с 1925 года. Владыка вскрыл печать и открыл ковчег. Приоткрыл белую ткань, все увидели мощи Александра Невского. Ковчег вновь закрыли и опечатали сургучной печатью. Вдруг батюшка видит: малая частичка мощей осталась на скатерти. «Частичка!» - громко воскликнул он. Секундная пауза, митрополит обдумывал, что делать. Тогда вспомнил батюшка слова матушки: «Возьми чистый конверт. Тебе, я верю, достанется частичка мощей св.Александра Невского за твои труды». Он достал из кармана конверт и с молчаливого согласия митрополита положил частичку туда.

В середине лета 1989 года батюшка с матушкой и детьми, прогуливаясь по тенистым аллеям Шуваловского парка, набрели на прямоугольное сооружение - это была церковь свв.апостолов Петра и Павла. По просьбе батюшки его назначают туда настоятелем, и он с воодушевлением занялся восстановлением чудного храма. В январе 1990 года состоялась первая служба...

Прошло много трудных, но счастливых лет. Как-то матушка попросила: «Поедем в Бородинский монастырь - я там видела икону Архангела Гавриила, - купим. Архангел мне какую-то новость возвестит». Съездили, купили. Вскоре матушка занемогла, болезнь оказалась смертельной. Так Архангел Гавриил возвестил матушке о её переходе в иной мир. Батюшка, сидя у её кровати в реанимации, плакал: «Лучше мне болеть вместо тебя!». Когда он уходил, они перекрестили друг друга. Это было их последнее свидание на земле.

Адрес: 194902, СПб, Парголово, Шуваловский парк, 41. Тел.513-87-62

Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Архимандрит Нектарий (Головкин)
«Мистически Господь охраняет всех нас»
О невозможности заразиться коронавирусом через Таинства
10.03.2020
«Главное не в стенах, а в молитве…»
Начались богослужения в храме свв.Петра и Февронии Муромских в Петергофе
22.10.2019
«Идея фильма возмутительна!»
Пришла пора православным пресечь очередную попытку очернить Царскую Семью в фильме Данилы Козловского «Карамора»
23.09.2019
Все статьи Архимандрит Нектарий (Головкин)
Ирина Николаева
Все статьи Ирина Николаева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
05.07.2022 23:17
Так победим!
Новый комментарий от учитель
05.07.2022 22:44
Восстановление монархии в России Мечта или
Новый комментарий от р.Б.Алексий
05.07.2022 22:23
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 19:39
Тайны разгрома конвоя «PQ-17»
Новый комментарий от учитель
05.07.2022 16:57
День памяти святителя Иова - первого русского Патриарха
Новый комментарий от С. Югов
05.07.2022 13:17