Помню, беседа с архимандритом Нектарием (Головкиным) в тот раз затянулась - уже закончились все официальные вопросы интервью, а возникали всё новые. Заговорили о народных и околоцерковных поверьях. Спросила: «А вот есть поверье, батюшка, что матерям нельзя есть яблоки до наступления Яблочного Спаса, иначе Богородица на том свете не даст яблочка умершему ребёнку. Так ли?». Брови о.Нектария чуть приподнялись удивлённо: «В народных поверьях, конечно, много чего можно вычерпнуть. Но чаще всего это благоглупости, не имеющие к вере православной никакого отношения. Да неужто Матерь Божия обделит яблоком или ещё чем малое дитя, пусть мать его даже тоннами поглощает сей фрукт?! Просто многие поверья корнями своими уходят в язычество. А случается, понравится кому-то некий обычай - и принимают его всем селом. Например, свеча должна догореть, иначе Господь молитву не примет. Но дело-то не в свече и не в её стоимости, а в том, насколько горяча наша молитва, насколько искренно покаяние! Немало бытует поверий, связанных с похоронами и поминанием усопшего: класть в гроб свечу - это символ пламенной и жертвенной любви умершего к Богу; или спорят, класть иконочку в гроб или в руку усопшему. Но это всё не играет никакой роли в деле нашего спасения, главное - вера и дела наши.
В Новгородской епархии принято, кстати, иконочку, которая лежала во гробе, хранить 40 дней в храме, на специальном столике, потом её забирают родственники. А в Старой Руссе, помнится, прихожанки следили, весь ли список поминаемых прочтён. И если имя пропустили - такие начинались переживания!.. Мне вспоминается моя первая служба в Новгородской епархии. В 1985 году меня рукоположили и назначили священником в Покровский храм села Борисово на берегу озера Ильмень. Была как раз Димитриевская родительская суббота. Ну, я отслужил литургию, вышел совершать общую панихиду. Тут бабушки-прихожанки вытаскивают целый ящик с синодиками. Посмотрел я на этот ящик и испуганно подумал: «Это мне придётся читать несколько часов кряду, голос точно сядет - читать-то вслух надо». Взял я один синодик, а народ ко мне руки протянул, говорят: «Батюшка, не надо читать». Я удивился: «А как же? Надо же каждое имя помянуть». А они мне: «Так вы перекрестите всю коробку: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» - и довольно, Господь все имена знает Сам». Вот так там было принято. Такая у тех бабушек была глубокая вера в то, что Господь Сам знает имена всех. И ведь правда, человек только помыслит, а Господь уже знает помышление сердец наших. Мне тогда подумалось: вот именно такие старушки и вымолили у Господа милость, чтобы снова на Руси строились и открывались храмы и снова вознеслась молитва.
А как ильменские старушки поддерживали нас с матушкой Еленой! Вот послушайте. Мы перебрались в Борисово после праздника Рождества Христова. Была вьюга и сильный мороз. Вошли с детьми в нетопленый дом на кладбище, внесли вещи и занялись растопкой печей... Матушка принялась за стряпню. Она никогда не роптала на трудности. Вьюга утихла. В печке трещали дрова, кипел чайник на плите. Вдруг за окном послышался голос певчей из дер.Устрика: «Батюшка, помоги-ка мне с телеги картошку дотащить, а то тяжело». Вот так сначала одна, потом другая, третья навезли нам картошки и овощей - всего, что в огороде растёт...
Батюшка умолк. Видно было, что нелегко ему вспоминать не так давно отошедшую ко Господу любимую матушку. Он вдруг встал, открыл дверцу шкафчика и достал оттуда книжицу: «Вот тут всё». Это были воспоминания о.Нектария о матушке Елене.
...Батюшка (тогда ещё молодой человек) жил в Москве, когда ему предложили поехать в Ленинград на майские праздники. Остановиться решили у близкой подруги его отца. Приехали неожиданно для хозяев. Молодой человек вошёл в комнату и увидел свою будущую жену. Лена стояла посреди комнаты и пила молоко прямо из пакета. Девушка смутилась, краска залила её лицо... В тот миг она была так прекрасна: кудрявые, густые тёмно-русые волосы до плеч, большие карие миндалевидные глаза... Тогда он сказал себе: «Вот она, единственная, которую я ждал всю жизнь». Верующей Лена была с детства, бабушка учила её простым молитвам.
Матушка Елена была кроткой, молчаливой, предпочитала оставаться в тени, на приходе ни во что не вмешивалась, авторитет мужа-священника в своих делах никогда не использовала, но будто распространяла вокруг себя тихий свет... Занималась детьми: читала Славе и Наде соответствующие их возрасту книги, Евангелие, жития святых, молилась вместе с ними. Но иногда её слова или советы давали чудесные плоды. Когда батюшка служил в Тихвинском храме «Крылечко», матушка посетовала: «Ты столько времени служишь здесь, а Тихвинской иконы Божией Матери у нас нет». - «Когда угодно будет, тогда и придёт», - ответил батюшка, взял вёдра и пошёл за водой к источнику у речки Тихвинки. Тут подбегает мужчина, объясняет, что они получают квартиру и переезжают. Так не мог бы батюшка посмотреть иконы, которые хранятся у него на веранде?.. Пошли. И что же! Там была икона «мерою и подобием против образа Одигитрии Тихвинския». «Вот так матушка, - подумал батюшка, - выпросила-таки икону».
В следующий раз батюшка докладывал митрополиту Алексию (Ридигеру), что музей религии и атеизма, располагавшийся тогда в Казанском соборе, согласен вернуть некоторые иконы. Услышав эту новость, Владыка благословил разузнать в музее также о наличии мощей св.Александра Невского. А батюшка тогда уже служил в Парголовском храме Александра Невского. И - о чудо! - в музее сообщили, что мощи существуют и их готовы вернуть Церкви. В означенный день митрополит Алексий с личным секретарём и несколькими священниками прибыли в музей. На столе была постелена белая скатерть, на ней стоял опечатанный ковчег с мощами. Судя по дате на печати, он не вскрывался с 1925 года. Владыка вскрыл печать и открыл ковчег. Приоткрыл белую ткань, все увидели мощи Александра Невского. Ковчег вновь закрыли и опечатали сургучной печатью. Вдруг батюшка видит: малая частичка мощей осталась на скатерти. «Частичка!» - громко воскликнул он. Секундная пауза, митрополит обдумывал, что делать. Тогда вспомнил батюшка слова матушки: «Возьми чистый конверт. Тебе, я верю, достанется частичка мощей св.Александра Невского за твои труды». Он достал из кармана конверт и с молчаливого согласия митрополита положил частичку туда.
В середине лета 1989 года батюшка с матушкой и детьми, прогуливаясь по тенистым аллеям Шуваловского парка, набрели на прямоугольное сооружение - это была церковь свв.апостолов Петра и Павла. По просьбе батюшки его назначают туда настоятелем, и он с воодушевлением занялся восстановлением чудного храма. В январе 1990 года состоялась первая служба...
Прошло много трудных, но счастливых лет. Как-то матушка попросила: «Поедем в Бородинский монастырь - я там видела икону Архангела Гавриила, - купим. Архангел мне какую-то новость возвестит». Съездили, купили. Вскоре матушка занемогла, болезнь оказалась смертельной. Так Архангел Гавриил возвестил матушке о её переходе в иной мир. Батюшка, сидя у её кровати в реанимации, плакал: «Лучше мне болеть вместо тебя!». Когда он уходил, они перекрестили друг друга. Это было их последнее свидание на земле.
Адрес: 194902, СПб, Парголово, Шуваловский парк, 41. Тел.513-87-62
Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА