В 2016 году исполняется 1000 лет присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Сегодня наш рассказ о русском монахе Иннокентии (Сибирякове), прославленном на Афоне в чине преподобных. А два года назад в Россию приезжал настоятель русского Свято-Андреевского скита на Афоне о.Ефрем и сказал: «Время пришло канонизировать о.Иннокентия и в России».
В Санкт-Петербурге уже более 10 лет существует православное общество имени схимонаха Иннокентия (Сибирякова), председателем которого является протоиерей Игорь ФИЛИН, настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный. Собственно общество и занимается просветительской деятельностью и сбором информации об о.Иннокентии с целью его канонизации.
Иннокентий Михайлович Сибиряков родился в Иркутске в семье крупного золотопромышленника. Казалось бы, вся его жизнь должна была определиться сим фактом. Но Сибиряков страшно тяготился миллионами, которые свалились на него после смерти отца, едва Иннокентию исполнилось 14 лет. «Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли это средства, случайно попавшие ко мне, достояние других людей, искусственно перешедшее в мои руки? И я нашёл, что это действительно так, что мои миллионы - это результат труда других лиц, и чувствую себя неправым, завладев их трудами», - писал он в своём дневнике.
С детства воспитанный на христианских ценностях, Иннокентий сторонился революционных идей. Детей в семье было шестеро, и всем были даны уроки христианской благотворительности, в частности устройство приюта для престарелых и инвалидов. Удивительно ли, что, учась в Петербургском университете, Иннокентий более, чем в других, преуспел в науке милосердия, помогая бедным студентам окончить курс и получить достойное место.
Молодой миллионер благотворил много. Так, в августе 1883 года он пришёл к Петру Францевичу Лесгафту, лекции которого посещал, и вручил ему 200 тысяч рублей золотом на строительство дома, ставшего затем знаменитым институтом. В 1885 году Иннокентий предложил известному историку Василию Ивановичу Синявскому осуществить исследование сибирских золотых промыслов. Результатом этой многолетней работы стал научный труд «Рабочие на сибирских промыслах», изданный на средства Сибирякова. В 1889 году Иннокентий Михайлович становится членом Российского географического общества, организовывает научно-исследовательские экспедиции. Благодаря ему увидели свет многие ценные сочинения Синявского, Межова, Потанина, Ядринцева...
Неимущие петербуржцы буквально осаждают квартиру Сибирякова, что натолкнуло его на мысль о создании бюро по оказанию денежной помощи. За годы существования бюро были розданы не тысячи, а миллионы рублей! И всё же его тревожило, что эта помощь очень мала. «Жизнь наша бывает красна лишь тогда, когда всё нам улыбается вокруг. А если вы чувствуете подле себя нищету, будучи сами богаты, то вам становится не по себе» - читаем в дневнике Иннокентия Михайловича. В 1890 году Иннокентий и его брат Константин открыли Общество для вспомоществования нуждающимся переселенцам: были организованы санотряд для пересыльных пунктов, построены бараки, столовые, бани, больницы. Также Сибиряков строил немало часовен, храмов, даже монастырей.
- Жизнь Иннокентия Михайловича Сибирякова такая короткая - всего-то 41 год, - говорит протоиерей Игорь Филин. - И всю свою жизнь он находился в поиске, ибо не был удовлетворён своим положением, своим состоянием. Он искал. Что же он искал и нашёл ли? Чтобы ответить на этот вопрос, надо задаться другим: Для чего Бог создал человека? Святые отцы совершенно однозначно отвечают: Бог создал человека для счастья, для блаженства. Божественное бытие, которое становится доступным богоподобному человеку, исполняет его великой радостью, неизреченным счастьем. Но доступно это только тому, кто это понял и пошёл по этому пути. Сибиряков был человеком, который внутренне ощущал своё несчастье. Хотя сегодня для большинства наших современников миллионы, которые он имел, могут составить счастье, но вся история жизни Иннокентия Михайловича говорит о том, что он тяготился этим: богатство мешало его свободе, лишало его естественного восприятия мира. Ибо к нему относились не как к человеку, а как к миллионеру. Поэтому в поисках смысла жизни и счастья он обращался к образованию, к просвещению, к социальной деятельности... экономическими средствами он пытался так преобразовать общество, чтобы всем было хорошо. Мы знаем, как много денег он раздавал не только бедным людям, но также и писателям, учёным, естествоиспытателям. Однако последние годы его жизни свидетельствуют, что он наконец нашёл ответ на мучивший его вопрос, в чём смысл бытия человека. Он понял, что без Бога, без общения с Творцом человек не может быть счастлив. Жизнь прекрасна, когда есть это общение.
По возвращении из поездки по Европе Иннокентий Михайлович говорит: «Всё моё богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах...» Отныне он решает благотворительную деятельность сосредоточить на духовном просвещении. В 1896 году он посещает Валаамский монастырь и обращается к игумену с прошением продать ему Никонову бухту, дабы устроить там скит. Получив отказ, Сибиряков жертвует 10 тысяч рублей, на которые и началось строительство Воскресенского скита с нижним храмом, посвящённым ап.Андрею Первозванному, который, по преданию, побывал на том месте. Иннокентий хотел со временем сам подвизаться в этом скиту, ибо не был создан для семейного счастья.
Видимо, именно в этот период жизни он попадает на петербургское подворье Свято-Андреевского скита. В те годы настоятелем подворья являлся архимандрит Давид, с которым Иннокентий совершает поездку на Афон. Знакомство с монашеским укладом ещё более укрепило его в желании посвятить свою жизнь Богу. И именно Иннокентий Сибиряков стал тем человеком, через которого исполнилось одно из афонских пророчеств... А дело было так. В 1868 году Андреевский скит на Афоне посетил епископ Полтавский и Переяславский Александр. Братия, пользуясь случаем, обратилась к нему с просьбой заложить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Но епископ посоветовал построить церковь в другом месте. А здесь заложить храм во имя свт.Иннокентия Иркутского. Он сказал при этом, что Бог пошлёт из Сибири соимённого сему святителю благодетеля (Иннокентию Сибирякову было тогда всего 8 лет!), который на сём закладе построит храм и больницу. Это и случилось в 1896 году, когда Сибиряков принял постриг и иночество, уехал на Афон и вступил в Свято-Андреевский скит, который был достроен на его средства. Собор ап.Андрея Первозванного явился плодом любви схимонаха Иннокентия - к Богу, Православной Церкви и России. Здесь он принимает постриг в мантию с именем Иоанн, а затем и в великую схиму - опять с именем Иннокентий.
Последние годы жизни Сибиряков подвизался в келии на Каруле - самом аскетическом месте на Святой Горе. Келья находится на высоте 340 метров, и добраться туда можно только по отвесной лестнице. Жизнь на Каруле выдерживают не все монахи, но о.Иннокентий выдержал два года, там и скончался на сорок первом году жизни (†6 ноября 1901), недолго поболев. Похоронен в Андреевском скиту.
«Твоя широкая благотворительность, любвеобильный благодетель, почивший о Бозе схимонах о.Иннокентий, да послужит образом для всех капиталистов жить на благо обездоленных судьбой и просвещение России» - слова афонского монаха Климента.
Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА