С рождением Приснодевы Марии у людей появилась Путеводительница, Которая ведёт людей ко Христу. С материнским дерзновением стоит Пресвятая Богородица возле Сына Божия и доносит до Него наши молитвы и просьбы. А мы, поручая себя предстательству Божией Матери, чувствуем себя безопаснее в этом мире. Но сегодня мы вспомним тех, кто содействовал таинству вочеловечивания Слова Божия - праведных Иоакима и Анну, которые после долгих молитв уже в преклонном возрасте родили Богородицу Деву Марию. 22 декабря Православная Церковь празднует зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. Рассказывает иеромонах Филипп (Братство Фомалов, калива св.апостола Фомы, Малый скит св.Анны, Афон).
Наш скит расположился между Карулей и Новым Скитом, среди оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название в честь св. Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нём мощей праведной Анны. В 1686 году монахами была перенесена из Азии на Афон левая ступня св.Анны - нетленная, благоухающая и освящающая всех притекающих к ней с верою и любовью. Замечено, что, подобно некоторым другим мощам - руке св.равноапостольной Марии Магдалины и руке св.мученицы Марины, которые сохраняют температуру человеческого тела, - стопа св.Анны остаётся постоянно тёплой. Праведная Анна дарует нам, монахам, и благочестивым паломникам духовную трапезу, в которой мы участвуем, наслаждаясь нетварной, нетленной и животворящей Божественной энергией, пребывающей в св.мощах. Святой Иоанн Златоуст говорит, что когда мы поклоняемся честным мощам, то освящаемся ими: нас освящают даже ковчеги мощей и пыль, осевшая на святых телах, богоносных вместилищах благодати Божией.
Многие вкусили и приняли благодать св.Анны. Наша покровительница и заступница имеет великое дерзновение перед Всеблагим Господом. Особенно она благоволит к бездетным парам, с любовью и благочестием просящим её заступничества перед Всеблагим Богом. Наша святая сама познала горечь и страдание бездетности, так как во время действия Моисеева закона до Рождества Христова безчадие было стыдом и позором для супругов, ибо им надо было приносить детей Израилю, своему роду.
С пришествием Богочеловека Иисуса Христа наступило царствие благодати, и безчадие больше не считается стыдом и позором. Мы все призваны порождать добродетели, как богословствует св.Григорий Нисский. Иисус Христос, а затем множество святых не имели детей по плоти, но родили духовных чад. Эти духовные рождения не знают смерти. Духовное рождение и жизнь побеждают смерть телесную и духовную. Многие люди желают родить одного или двух детей, потому что так обычно делают все, но не задумываются о жизни во Христе. В итоге мучаются их дети и они сами. Согласно великому богослову Григорию Нисскому, они виновны в телесной и, что более важно, - в духовной смерти, которая будет вечной и нескончаемой.
Итак, благочестиво, с молитвой, постом и по определённым правилам многие христиане просили у наших святых благословенных детей. Понятно, что молятся благочестивые мужья (женщинам на Афоне находиться запрещено), приехавшие на Святую Гору с паломничеством. Перед иконой св.праведной Анны с маленькой Приснодевой на руках множество записок: «Умоляю, святая Анна, помолись ко Господу и Пресвятой Богородице о чадородии у р.Б. Натальи и р.Б. Александра, пусть в семье наступит мир»; «Святая Анна, помолись Богу, чтобы завелось дитё, если есть на это святая воля Божия»; «Святая Анна, помолись за рабов Божиих Сергия и Марину, чтобы Господь нам простил наши прегрешения вольные и невольные и позволил родить ребёночка»... В скит приходит множество благодарственных писем от родителей, которые благодаря заступничеству св.Анны зачали и родили младенцев. Насельники скита бережно хранят эти письма и присланные фотографии новорождённых и непрестанно благодарят Бога за сотворённые Им чудеса.
В большинстве случаев новорождённые при крещении получают имена Иоаким и Анна. Впечатляет, что эти дети несут на себе особую благодать и мудрость, так как они родились по смиренной молитве родителей и по предстательству святых богоотец Иоакима и Анны.
Величайший святогорский богослов Григорий Палама говорит, что святые богоотцы имеют великое дерзновение перед Богом так же, как и ветхозаветные праведники, поскольку своей добродетелью, праведностью и справедливостью они содействовали великому таинству вочеловечивания непознаваемого Сына и Слова Божия, Второго Лика Святой Троицы.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА