Ещё в I веке апостолом Фомой была основана христианская церковь на юге Индии. В Мадрасе, на побережье Индийского океана, апостол своими руками построил храм, где прошли последние четыре года его апостольского служения. Но в силу своей территориальной оторванности от Вселенского Православия церковь перешла в ХVII веке в монофизитский Антиохийский патриархат. После ап.Фомы последним достоверно известным проповедником православия в Индии был русский монах, миссионер-подвижник, архимандрит Андроник (Елпидинский), который провёл в Индии 18 лет, с 1931 по 1949 год, и ратовал за воссоединение индийских монофизитов со Вселенским Православием, связующим звеном которого являлась бы Русская Православная Церковь. И вот семь лет назад на востоке Индии появилась русская православная миссия, которой руководит священник Русской Зарубежной Церкви о.Афанасий.
А с недавнего времени индийская земля получила своего первого православного священника-индуса. Знакомьтесь: иерей Климент Нехамаийа, студент СПбДА. Отец Климент рассказал:
- Уже четыре поколения моей семьи являются христианами, правда, не православными, а англиканами. Но, познакомившись с православной верой, мы твёрдо решили стать членами Церкви истинной, апостольской, никогда не впадавшей в ересь. Мы разослали письма в различные Поместные Православные Церкви с просьбой принять в Православие всю нашу общину. Но откликнулась только Русская Православная Церковь. В 2012 году приехали русские священники и крестили нас. Это был праздник души. Но вскоре возникла другая проблема: жить постоянно в Индии русские батюшки не могли, а новокрещённым индийцам требовалось пастырское окормление. Где взять священника? Сам я даже помыслить не мог, чтобы стать священником, потому что учился тогда в магистратуре. Но однажды я с большим волнением слушал «Песнь Богородице» в исполнении хора русских монахинь, и когда отзвучали последние слова молитвы, внутри себя я услышал голос: «Иди в Россию, в семинарию». Я не мог отказать Божественному голосу, собрался и поехал в Россию, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. В этом году я возвращаюсь в Индию, закончив обучение. Теперь у нашей православной общины во имя Пресвятой Троицы будет постоянный священник. Но по-прежнему нет своего храма. Вернее, есть совсем маленький домовый храмик, однако в дни больших церковных праздников наша молельная комната не в состоянии вместить всех прихожан, и мы вынуждены арендовать соседний яковитский храм (Сирийская Православная Церковь). Нет у нас пока и своего кладбища... Зато есть огромное желание жить по заповедям Христовым и быть достойными смертной жертвы, которую Он принёс за всё человечество, а значит, и за нас тоже.
У нас сейчас семь православных общин, и поскольку я не могу ежедневно посещать каждую, то в общинах избраны старосты, которые проводят богослужения мирским чином и заботятся обо всех нуждах прихожан. Также мы организуем семинары, на которых объясняем, что такое православие, рассказываем о Христе и Его учении. Приглашаем к нам на богослужения. Многие индийцы впервые узнают, что есть на земле Церковь, основанная Самим Богом Иисусом Христом, и они могут стать членами этой Церкви. Для них это - настоящее чудо, откровение свыше.
- Батюшка, соблюдаются ли в Индии православные посты?
- В Индии сложно поститься, поскольку мы питаемся вегетарианской пищей, - развёл руками о.Климент. - Ни мяса, ни молочной продукции мы не употребляем. Однако мы нашли выход из положения, решив не есть во время поста любимые кушанья.
- А как новообращённые индийцы относятся к иконам? Они понимают, что это образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых?..
- В этом плане с индусами даже легче, чем с теми же протестантами, которые икон не признают. Индусы же язычники - идолопоклонники, но когда они принимают православие, мы объясняем, что икона - это не идол и не портрет, но духовный образ. В нашей молельной комнате есть иконы Пресвятой Троицы, Христа Спасителя, Богородицы, Святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Знают наши прихожане и что такое именная икона, что это образ святого покровителя, имя которого человек принимает при крещении. К сожалению, пока таких икон нет ни у кого... Жития своих святых наши прихожане тоже не могут прочитать, поскольку я ещё не успел перевести на наш язык Четьи Минеи свт.Димитрия Ростовского. У нас мало ещё переведено православной литературы. Даже богослужебные тексты переведены не все. Я с моими помощниками уже несколько лет занимаюсь этим. Понимаете, неправославный человек вряд ли сможет правильно перевести священный текст. Например, Богородицу он просто примет за богиню и так и переведёт. Приходится объяснять, что Богородица выше ангелов, серафимов и херувимов, но всё же земная женщина, Которая вместила невместимое - Самого Бога. А для переводов мы используем тексты на английском, церковнославянском и греческом языках. Это очень долгая и кропотливая работа.
Удивительно уже то, что люди не забывают своих православных имён и называют их, когда подходят к Причастной чаше.
- Никого не удивляет, не шокирует, что они причащаются Тела и Крови Христовых - тела и Крови Самого Бога?
- Нет. Они относятся к таинству Причастия с большим уважением и благоговением. Очень трогательно, когда причастники, в том числе и дети, терпеливо ждут, когда начнётся таинство Причастия, не позволяя себе ни глотка воды! В Индии очень жарко, многие идут на богослужение издалека, но мужественно терпят муки жажды.
- А где вы крестите новообращённых - в Ганге или в купели в молельной комнате?
- В купели, которая оборудована у нас во дворе. Если я стану крестить в Ганге, нас всех убьют, объявив осквернителями священных вод Ганга. Впрочем, недавно я крестил группу людей в местной речушке. Это также было сопряжено с опасностью, но мы нашли безлюдное место и совершили таинство Крещения.
Понимаете, в Индии, как и в мусульманских странах, с большим подозрением относятся к христианам, устраивая на них гонения, сжигая церкви. Вы, наверное, привыкли смотреть красочные индийские фильмы, где все поют и танцуют на фоне чудесной, пышно цветущей природы, и думаете, как замечательно там жить. Но христианам здесь жить нелегко... Если бы мы, православные индийцы, сказали, что Иисус Христос - один из богов, все бы восприняли это спокойно, ведь Индия - языческая страна, где царит многобожие. И одним богом больше, одним меньше - это никого бы не взволновало. Но когда мы говорим, что Господь Бог Един и нет и не может быть других богов, - вот тут-то и вспыхивает вражда. Принявших христианство собственная семья считает предателями, утратившими честь, поскольку они оставили религию праотцев, которую народ исповедует тысячелетиями. Их могут выгнать из дома, могут даже убить (слава Богу, в моей семье все православные - мама, братья, сёстры)... Такому отношению есть объяснение: Индия долгое время находилась под гнётом Британии, а христианство у нас воспринимается как европейская религия, а значит, британская. Фанатики-индусы не любят европейскую религию и европейскую культуру, считая, что христианство разрушает наши национальные устои. Это не значит, что у нас плохо относятся к туристам, - нет, туристам бояться нечего, у нас очень гостеприимный народ, негативное отношение только к миссионерам, которые проповедуют христианство среди индусов. Например, в Российском посольстве есть православный священник, но закон запрещает иностранцам заниматься религиозной деятельностью на территории Индии. Он может окормлять только русских на территории посольства.
Но милостивый Господь уже не раз являл нам всевозможные чудеса. Бывали случаи, когда кто-то серьёзно заболевал и медицина была безсильна помочь. Тогда люди приходили к нам и просили помолиться нашему Богу за них. Мы молимся за страждущих всей общиной, и... люди получают исцеление. Конечно, это происходит не потому, что мы такие «святые», а только по милости Божией. Такие случаи нередки. И люди начинают осознавать, что боги, которым поклонялись предки, - это всё сказки, а настоящий, реальный Бог один, и это - Иисус Христос. Кто-то тянется к нам потому, что мы кормим неимущих, оказываем им медицинскую помощь. Их привлекает облик милосердного христианина, помогающего ближнему. Они видят, что христиане принимают всех, даже представителей касты неприкасаемых. Они с удивлением узнают, что для христиан важна не каста, но сам человек, как образ и подобие Божии, что мы все - братья и сёстры во Христе, все равны. Значит, делают они вывод, здесь - истинный Бог, Который любит всех людей одинаково, как Своих детей. Это для многих индусов становится настоящим потрясением и прозрением.
Недавно пришло сообщение из Калькутты, что местные христиане яковитской церкви хотят стать православными и принадлежать к Русской Православной Церкви. Подобные запросы в последнее время приходят с разных концов Индии. Люди духовно пробуждаются, узнав о существовании истинного Бога, Православной Церкви и её Таинствах.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА (Троицкая православная выставка в ДК им.И.И.Газа, проходившая с 5 по 9 июня)