«Когда Лемешев входил в Большой театр, театр словно начинал светиться... Такого умом понять нельзя - Божие явление», - вспоминал А. Зверев, заслуженный артист России, артист хора Большого театра. Будто бы вторит ему дирижер Большого театра профессор С. Сахаров: «Лемешев... что-то неправдоподобное совершалось в театре, когда пел Сергей Яковлевич. Такого праздника для всех я не видел ни у одного певца».
Сергей Лемешев - неповторимое светило на небосклоне звезд оперной сцены. Это был подлинно народный артист, покорявший и искушенного, и простого слушателя сердечностью и задушевностью пения. Его лирический герой - натура открытая и искренняя, вобравшая в себя характерные черты русского национального характера. Лемешева можно назвать и «идеальным» советским героем: выходец из простонародной семьи, благодаря упорной работе и таланту стал великим певцом.
Он родился 110 лет назад, 10 июля (27 июня по ст. ст.) 1902 г. в деревне Старое Князево Тверской губернии. Его отец ушел на заработки в город, где вскоре скончался, и матери пришлось одной воспитывать троих детей. С ранних лет Сергей помогал матери - нанимался молотить хлеб или сторожить лошадей в ночном, ловил рыбу, собирал грибы. Уже тогда мальчик обнаружил склонность к пению: «В лес я любил ходить в одиночку. Только здесь, в обществе тихих приветливых березок, я отваживался петь. Песни давно волновали мою душу, но петь в деревне при взрослых детям не полагалось. Пел я песни главным образом грустные. Меня захватывали в них трогательные слова, рассказывающие об одиночестве, неразделенной любви. И хотя далеко не все из этого мне было понятно, горькое чувство охватывало меня, вероятно под влиянием выразительной красоты печального напева...»
Брат Сергея Алексей тоже был прирожденным тенором. Как свидетельствуют очевидцы, его голос был сильнее и драматичнее, чем у будущего знаменитого певца. Но А. Лемешев несерьезно отнесся к своему дарованию, в то время как Сергей с большим рвением стал развивать свои вокальные данные.
После Октябрьской революции в деревне появилась художественно-ремесленная школа для сельской молодежи. Ее руководителем стал большой энтузиаст инженер Николай Александрович Квашнин. Именно он обучил С. Лемешева нотной грамоте, азам вокальной техники. В то же время молодой певец постоянно принимал участие в самодеятельных спектаклях и концертах.
В 1920 г. Сергей поступил в Тверскую кавалерийскую школу, но проучился там недолго. Уже через год он был направлен на учебу в консерваторию, прошел большой конкурс (на двадцать пять вакансий вокального факультета было подано около пятисот заявлений). Сергея взял в свой класс профессор Назарий Григорьевич Райский, известный вокальный педагог, друг С.И. Танеева.
Поначалу наука давалась С. Лемешеву с большим трудом: «Я считал, что учиться пению просто и приятно, а это оказалось столь мудрено, что и осилить-то почти невозможно. Я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык. И все же я был влюблен в свою будущую профессию певца, которая казалась мне лучшей на свете». А ведь кроме вокальной техники деревенскому пареньку приходилось осваивать еще и огромный пласт мирового культурного наследия, тонкости специфического музыкального мышления. Благодаря богатейшей природной одаренности и целеустремленности певец быстро прогрессировал.
В 1924 г. состоялся первый сольный концерт Лемешева. За него молодой певец получил внушительную по тогдашним меркам сумму в 175 рублей. На эти деньги артист построил для матери и младшего брата новую избу.С 1924 г. студент Лемешев пел в оперной студии К.С. Станиславского при Большом театре: «Под непосредственным руководством великого мастера русской сцены я приступил к изучению своей первой роли - Ленского. Нужно ли говорить о том, что в той подлинно творческой атмосфере, которая окружала Константина Сергеевича, вернее, которую он сам создавал, ни у кого не могла родиться мысль о подражании, о механическом копировании чужого образа. Полные юношеского горения, напутствуемые указаниями Станиславского, поощряемые его дружеским вниманием и заботой, мы начали изучение клавира Чайковского и романа Пушкина. Конечно, всю пушкинскую характеристику Ленского, как, впрочем, и весь роман, я знал наизусть и, мысленно твердя его, непрестанно вызывал в своем представлении, в своих чувствах ощущение образа юного поэта».
Известно, что перед премьерным выходом С. Лемешева в роли Ленского Станиславский предупредил гримера: «Вы его не очень-то гримируйте. Он и без грима сойдет за Ленского».
Именно эта роль принесла певцу широкую известность и горячую любовь зрителей. Сергей Яковлевич исполнял Ленского на протяжении всей своей творческой жизни: «Ленский целиком заполнил мою жизнь. Из моих более чем тридцати ролей эта - самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». Лемешев пел эту партию 501 раз: 500-е исполнение состоялось в 1965 г. (после этого Лемешев покинул оперную сцену). А последнее, 501-е, было приурочено к 70-летнему юбилею певца в 1972 г. Выступление пришлось на один из тех жарких летних дней, когда вокруг Москвы горели торфяные болота, и город был окутан густым смогом. Лемешев пел Ленского несмотря на жару, возраст, больные легкие, недавно перенесенный инфаркт... Зал взорвался овациями, которые продолжались 10 минут.
После окончания консерватории в 1925 г. в течение пяти лет Сергей Яковлевич «путешествовал» по театрам в разных уголках мира. И наконец в 1931 г. он попал в Большой театр, о котором давно мечтал. Его дебютной ролью стал Царь Берендей из «Снегурочки» Н.А. Римского-Корсакова.Среди оперных партий, исполненных С. Лемешевым, - Левко («Майская ночь»), Звездочет («Золотой петушок»), Индийский гость («Садко») в операх Н. А. Римского-Корсакова, Боян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Дубровский (одноименная опера Э.Ф. Направника), а также Герцог («Риголетто»), Альфред («Травиата») в операх Дж. Верди, граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Фауст (одноименная опера Ш. Гуно) и др.
В то же время на сцене Большого театра блистал другой выдающийся советский тенор - Иван Семенович Козловский. Оба артиста были кумирами довоенной Москвы. Поклонники постоянно сравнивали певцов. Принято считать, что Козловскому был свойственен острый, едкий юмор, ему блестяще удавались характерные роли. А Лемешев же был непревзойденным лириком.
Критик А. Матусевич заметил: «Лирический дар Лемешева оказался востребован именно в эпоху бравурных маршей и трескучих речей во многом как противопоставление этим явлениям жизни, хотя, быть может, сам певец никогда не подчеркивал этого противостояния. Что трогает в его пении более всего? Конечно, в первую очередь, необыкновенной красоты тембр - нежный, мягкий, свободно льющийся, «сладкий» голос (иногда за это певца даже упрекали в излишней «карамельности» исполнения), с серебристыми верхами, напоминающими звон валдайских колокольчиков. Но кроме этого, кроме великолепной дикции, бережного отношения к слову, общей высокой культуры пения однажды и навсегда пленяет поразительная простота и естественность исполнения, удивительное чувство меры... Пение Лемешева заставляет сопереживать прежде всего на эмоциональном уровне, ибо у певца есть то, что не приобретается ни с опытом, ни с годами: талант, может быть даже гениальность в умении пропустить эмоцию, заложенную в музыке, через себя и сделать пение, исходящим из глубин души, то есть близким и понятным всем».
У Сергея Яковлевича были безумно преданные, горячие поклонники, которые буквально преследовали своего кумира. Их называли «сырами» или «сырихами». Такое странное словцо произошло от названия магазина, который располагался на углу Георгиевского переулка и Тверской (тогда она называлась ул. Горького), недалеко от квартиры Лемешева. В «Сыр» «лемешистки», круглосуточно дежурившие у подъезда своего кумира, по очереди бегали греться в холодное время года. Это слово впоследствии вошло в обиход театралов и «сырами» стали называть фанатичных поклонников любого артиста.
В 1939 г. Лемешев снялся в комедии
«Музыкальная история», которая благодаря его участию приобрела большую
популярность. Судьба главного героя фильма шофера Пети Говоркова,
который стал оперным певцом, во многом была весьма схожа с судьбой
самого артиста. На съемочной площадке певец сотрудничал с такими
известными актерами того времени, как З. Федорова, Э. Гарин, С.
Филиппов.
Сергей Яковлевич всегда очень бережно
относился к своему голосу: в день концерта с самого утра не
разговаривал, чтобы не утомлять связки, а непосредственно перед
выступлением, распеваясь, маленькими глоточками выпивал стакан
простокваши и чашку кофе. Но уберечь голос не удалось: в октябре 1941 г.
певец сильно простудился и не смог эвакуироваться вместе с труппой
Большого театра в Куйбышев. А через несколько месяцев, узнав о том, что
его мать попала в немецкий плен, но вскоре была освобождена, Лемешев
поехал в родную деревню. Конечно, февральский мороз и непогода не могли
остановить любящего сына. После поездки певец слег с воспалением легких,
обострение болезни привело к туберкулезу. Врачи вынуждены были
«отключить» правое легкое.
Казалось, что на этом певческая карьера народного любимца окончена - ведь Лемешеву нельзя петь, поскольку ему не хватит воздуха, чтобы дышать по всем правилам вокальной техники. Но он не сдавался и продолжал усиленно заниматься, что вскоре принесло плоды - врачи разрешили ему давать по концерту в месяц. Спустя некоторое время Сергею Яковлевичу удалось практически полностью восстановить певческую форму.
После выздоровления Лемешев не стал присоединяться к основной труппе Большого театра и не поехал в эвакуацию; он остался в столице вместе с другими корифеями сцены - Н. Обуховой, Е. Степановой, Е. Катульской и другими. Благодаря их самоотверженности Большой театр продолжал работать во время войны. Впоследствии артист не раз вспоминал, как однажды дуэль Ленского и Онегина три раза прерывалась сигналами воздушной тревоги. И пока в воздухе шли бои, спектакль возобновлялся.
Кроме оперных партий важную часть репертуара Лемешева составила камерная музыка. Его программы отличались разнообразием, но чаще всего певец обращался к русской классике. Сергей Яковлевич неоднократно с гордостью отмечал, что ему удалось спеть и записать все 100 романсов П.И. Чайковского.
Особое место в творчестве Лемешева занимают русские народные песни, которые он исполнял задушевно и трогательно. Георгий Свиридов так отзывался о даровании певца: «Дивное исполнение Лемешева, романтизм без напыщенности; какое пение! Просто, строго, безыскусственно, трепет соловьиного горла... так не споешь «обыкновенным» голосом».
Артист охотно пел и эстрадные песни,
если они отвечали его художественным предпочтениям. В репертуаре
Лемешева были произведения М. Блантера («Моя любимая», «Пшеница
золотая»), Т. Хренникова («Песня о Москве», «Песня о песне»), Б.
Мокроусова («Одинокая гармонь»), А. Новикова («Отъезд партизан»,
«Россия», «Размечтался солдат молодой»), Н. Богословского («Письмо в
Москву», «Алёнушка», «Где ж ты, утро раннее?», «Помнишь, мама?»).
Сергей Яковлевич Лемешев скончался 26 июня 1977 г. в Москве.
В память о великом русском певце
приведем его же высказывание: «Выйдет на сцену человек, и думаешь: ах,
какой чудный голос! Но вот он спел два-три романса, и становится скучно!
Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего света, сам человек
неинтересен, неталантлив, а только Бог вложил ему голос. А бывает
наоборот: голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот он что-то
такое произнес по-особому, по-своему, и знакомый романс вдруг засверкал,
заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием,
потому что ему есть что сказать. Это главное».
-------
Фото - http://www.vremya.tv/announce/4096
http://rusedin.ru/2012/07/14/sergej-lemeshev-trepet-solovinogo-gorla/