Пристальное отношение к свету, оттенкам, нюансам у Куинджи было лишь одним из многих проявлений глубочайшей любви к природе, мирозданию в целом. Ему было свойственно почти античное углубление и растворение в красоте окружающего мира. Как знать, может быть, на формирование мировоззрения художника повлияли его греческие корни и унаследованный от предков южный темперамент. 

Кроме того, художник обладал внешностью почти античного бога – орлиным носом, выразительными темными глазами, буйно вьющимися волосами, густой бородой. В этом можно заметить удивительное сходство с другим ярким деятелем культуры русского Серебряного века, рубежа XIX-XX веков, – поэтом и художником Максимилианом Волошиным, уроженцем Киева, также певцом южных земель России. 

Уроженец южного городка Мариуполь (ныне Донецкой области), выходец из семьи грека с татарской фамилией, академик Российской академии искусств, учитель всемирно прославленного Н. К. Рериха – все это о выдающемся русском живописце Архипе Ивановиче Куинджи. 27 января по новому стилю (15-го по ст.ст.) мы отмечаем его 180-летие со дня рождения и – снова и снова всматриваемся в его полотна. Малороссийские яркие пейзажи прославили Куинджи в большей мере, чем сдержанные краски пейзажей средней полосы. Именно благодаря картинам, воспевающим природу Южной Руси, художник стал необычайно популярен еще при жизни. Стоит только перечислить названия: «Вечер в Малороссии», «Украинская ночь», «Чумацкий тракт», «Степи», «Днепр утром» и, конечно, знаменитая «Лунная ночь над Днепром».

 

Сегодня его картины хранятся в крупнейших музеях мира и оцениваются баснословными суммами в каталогах международных аукционов. 

Имя одного из самых заметных художников в истории русской пейзажной живописи всегда сопровождалось множеством легенд. Вот и год рождения художника до сих пор не уточнен: биографы называют три возможные даты: 1841, 1842 и 1843. 

Фамилия Куинджи была дана будущему художнику по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Мальчик рано осиротел и воспитывался у дяди. Образование ему получить не удалось, несмотря на старания опекунов. Ни частные занятия, ни городская школа не смогли заинтересовать юного Куинджи – на уроках он рисовал. Так, полностью провалив идею изучения общеобразовательных дисциплин, Архип оставил школу и начал работать. Тяга к рисованию с годами усиливалась – молодой человек рисовал везде: в амбарных книгах или журналах для ведения подсчета кирпича, которые доставались ему от работодателей. Уже в этих набросках был заметен большой талант, окружающие настойчиво рекомендовали будущему мастеру всерьез отнестись к увлечению и заняться живописью профессионально. И в 1855 г. Куинджи прислушался к многочисленным советам доброжелателей и отправился в Феодосию, чтобы учиться живописи в мастерской И. К. Айвазовского. 

Однако в Крыму художнику прижиться не удалось, и он ненадолго переселился в Одессу. Все эти годы Куинджи зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий в ателье. 

Наконец, в 1866 г. он прибыл в Санкт-Петербург и стал вольноприходящим учеником Академии Художеств. Здесь он познакомился с плеядой художников-передвижников – И.Н. Крамским, В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным, В.Е. Маковским. 

В 1868 г. Куинджи удостоился звания художника за пейзаж «Татарская деревня в Крыму при лунном освещении», а в 1870 г. совет Академии художеств присвоил ему звание художника первой степени.  

В 1875 г. Куинджи был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Однако в 1880 г. вышел из него по ряду причин: с одной стороны – художника задевала критика в его сторону, а с другой – идеологическая направленность передвижников оказалась ему чуждой. В том же году Куинджи осуществил невиданную по тем временам акцию – выставку единственной картины «Лунная ночь на Днепре».


Куинджи. Украинская ночь. 1876

Эта картина принесла художнику необычайную популярность, успех был сенсационен: со всего Петербурга люди разных сословий устремились на Большую Морскую улицу, в зал Общества поощрения художников, где экспонировалась «Лунная ночь…», и часами стояли в очереди, чтобы увидеть картину. Большое впечатление на публику производил новаторский способ освещения полотна. «Художник света» Куинджи придумал эффектный ход: картину он повесил в зале с задрапированными окнами, при искусственном освещении, и на ней был сфокусирован луч электрического света. Так, по мнению Куинджи, становилось более выразительным лунное сияние на картине. Известный поэт Яков Полонский, друг живописца, писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, расцвеченное красками, выносили такое невероятное впечатление… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти “дрожащие огни печальных деревень” и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую тихую, величавую ночь?..»

Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем Романовым, в литературе известным как поэт К.Р. Он так полюбил картину, что впоследствии стал даже брать ее с собой в заграничные поездки. 


Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880

Одним из первых – еще в мастерской – увидел эту работу близкий друг художника, великий ученый Д. И. Менделеев. Он настолько проникся пейзажем, что написал статью «Перед картиною А.И. Куинджи. О причине влияния пейзажа на зрителя». Приведем цитату из нее: «Наблюдение и опыт, индукция мысли, покорность неизбежному, его изучение и понимание скоро оказались сильнее и новее, и плодотворнее чистого, абстрактного мышления, более доступного и легкого, но не твердого, свертывающего поминутно даже с верной дороги на лживую. Стало понятно, что человек, его сознание и разум – только доли целого, легче постигаемого во внешней, чем во внутренней людской природе. Пришлось из царского своего величия потерять кое-что, выгадывая в правде и силе. Природа стала не рабом, не рамкой – подругой, равной человеку, женою мужу».

Общение с Менделеевым вдохновило Куинджи приобщиться к «химической» стороне живописи: во второй половине 1870-х годов он вплотную занялся изучением химического состава красок и пигментов: он понял, что оттенки, которые он получил смешиванием, по прошествии времени могут утратить свои свойства, выцвести и поблекнуть. 


Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь (1895)

Великий художник и великий химик общались очень тесно, встречались семьями, играли в шахматы, обсуждали вопросы искусства, философии и науки. Супруга Менделеева Анна Ивановна свидетельствовала, что Дмитрий Иванович увлеченно излагал грандиозные планы экономического переустройства России и как поэт мечтал о счастливом будущем. Дружба продолжалась до самой смерти Менделеева. Через три года, 11/24 июля 1910 г., ушел из жизни и Куинджи. Трагическими оказались судьбы жен обоих друзей – Вера Леонтьевна Куинджи умерла в Петрограде в 1920 г. (по общераспространенной версии – от голода, но есть документы, свидетельствующие о кончине от болезни сердца), а Анны Менделеевой не стало в 1942 г. во время блокады Ленинграда. 

Неожиданно для публики и коллег, на пике успеха художник отказался от выставочной деятельности. Но его творческий процесс не прерывался. Почти двадцать лет Куинджи не выносил картины на суд публики. Он ездил на этюды в разные уголки Российской Империи, вдохновляясь богатством красок – северной природой острова Валаам, южной красотой Крыма. 

Наконец, в 1901 г. художник представил свои новые, «затворнические» работы публике. И.Е. Репин в письме И.С. Остроухову писал: «А про Куинджи слухи совсем другие: некоторые люди даже плачут перед его новыми произведениями – всех они трогают». 


Куинджи. Радуга. 1900-1905 гг.

В конце жизни, когда его картины стали продаваться за большие деньги, художник занялся благотворительной деятельностью. Продолжая жить вполне скромно, он жертвовал немалые средства для нуждавшихся учащихся, на стипендии художникам, на проведение выставок. В 1909 г. ученики Куинджи – при его поддержке и на его средства – организовали Общество художников. Впоследствии оно было названо именем выдающегося живописца и просуществовало до 1929 г. Сейчас картины, принадлежавшие Обществу, находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. А имя Куинджи теперь родственно сердцу каждого любителя русской живописи, его полотна, вместе с пейзажами Саврасова, Левитана, Шишкина, картинами Васнецова, стали частью общерусской ментальности, лирически говоря, русской души. 


Надгоробие на могиле Куинджи в Питерском некрополе

К столетию со дня кончины художника, в 2010 г., на малой родине художника был открыт Мариупольский художественный музей им. А.И. Куинджи. Подлинных работ самого Куинджи там совсем немного: эскиз «Красный закат», два этюда «Осень. Крым» и «Эльбрус». В основном представлены копии, сделанные в натуральную величину. Часть экспозиции посвящена жизни и творчеству великого земляка, среди которых документы, фотографии, фрагменты писем. Музей симпатичный, но за недолгую историю его успел сотрясти скандал: две сотрудницы предстали перед судом за возвращение 52 картин в марте 2014 г. на территорию Крыма (эти картины месяцем раньше прибыли в Мариуполь на выставку из Симферопольского художественного музея). Женщины передали картины представителю симферопольского музея по запросу – в связи с напряженной политической ситуацией. Поскольку документально картины являлись государственной частью Музейного фонда Украины, украинские власти сочли действия женщин противозаконными, и они были осуждены на три года лишения свободы. Впрочем, сразу же были амнистированы.


Куинджи. Ай-Петри. Крым. Украденная

Сегодня картины Архипа Куинджи хранятся в крупнейших музеях мира и оцениваются баснословными суммами в каталогах международных аукционов. А не столь давно в Москве, в Третьяковке, на выставке, приуроченной ко дню рождения художника, была похищена его картина «Ай-Петри. Крым». К счастью, ее быстро нашли.