itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Третий Васнецов

Этот художник согрел наше детство своим удивительным даром

0
573
Время на чтение 9 минут
04.04.2020
Третий Васнецов

Фамилия «Васнецов» — для русской культуры звук не пустой. Многие знают полотна и росписи храмов известного художника-передвижника Виктора Васнецова, автора знаменитых «Аленушки» и «Богатырей», любители отечественного изобразительного искусства вспоминают и его младшего брата, художника-пейзажиста Аполлинария, «певца» старой Москвы. Но их дальнего родственника Юрия Васнецова помнят, увы, гораздо меньше, тогда как этот мастер создал иллюстрации ко множеству русских книг для детей, согрев наше детство своим даром, теплом и светом — он был «сказочник, тончайший живописец и мудрец, и наивный ребенок».

4 апреля (22 марта по ст. ст.) исполняется 120 лет со дня рождения Ю. А. Васнецова (1900–1973), в чьем лице русское искусство получило мастера глубоко национального, сумевшего претворить в индивидуальном творчестве многовековые традиции культуры своего народа. Вместе с тем его своеобразное искреннее творчество сочеталось с глубоким знанием русского и мирового искусства, особенно французского. Созданный им мир сказочен и связан корнями с Вяткой, где мастер родился, но вместе с тем его работы находятся на высоком уровне европейской культуры.

Пока что, к счастью, человечество не отказалось от книги — удивительного феномена, который оказывает огромное воздействие на формирование мировоззрения. А уж детская книга — в первую очередь. Существенную роль в детской книге играют «картинки», то есть иллюстрации, не просто задающие строй и тон книге, но становящиеся ее лицом на всю оставшуюся жизнь читателя. «Сделать для детей книгу чрезвычайно трудно, — говорил известный советский иллюстратор Валентин Курдов, — это как выжать из себя сок».

И блажен тот, у кого в детстве были книжки с картинками Юрия Васнецова! Его работы по духу очень близки народному творчеству — в них те же озорство, непосредственность и жизнеутверждающие посылы.

Л. Носырев в статье «А я ищу сказку» пишет: «Редко кому удается пронести детские впечатления через всю жизнь так, как это удалось Ю. Васнецову».

Юрий Васнецов органично перерабатывал принципы народного творчества, сближая их с современным ему искусством. Его фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. «Птицы и звери, действующие в сказках, — подчеркивает искусствовед, — приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Специфическая черта художественного метода Ю. Васнецова — редкая способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, умение заново пережить детскую увлеченность сказкой и как бы пропустить сквозь призму детского восприятия традиции народного творчества.

Один из излюбленных композиционных приемов художника — повтор и перекличка мотивов. Вместе с тем каждая васнецовская книга представляет собой новый вариант образного, композиционного, колористического решения.

Цвет васнецовских иллюстраций является для ребенка как бы цветовой азбукой. Цвет персонажей определен, прост, его легко назвать: волк — серый, гуси — белые, лиса— рыжая и т. п. Вместе с тем Ю. Васнецов всегда удивительно точно добивался пропорциональности реального и фантастического цвета…».

Юрий Алексеевич Васнецов родился в Вятке (ныне все еще Киров) в семье священника. Художник с годами не утерял непосредственности восприятия природы; вспоминал народные праздники своего родного города с его ярмарками и высокоразвитыми народными промыслами, нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами и конями. Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами — мебельными, кружевными, игрушечными.

Его коллега и друг писала о Вятке: «Очень уютная, немножко тесная, связанная с бытом, с народным творчеством, с культом предмета в быту, теплая и с обязательным нарядным цветом. Мне кажется, это основные истоки искусства Васнецова. И приехав в Питер, он остался вятичем».

В детстве Васнецов любил наблюдать яркую цветистость расписных игрушек, сундуков, дуг, пестряди. Любил всевозможный ручной труд. Еще мальчиком работал на кустарном складе — на деревянных шкатулках-перчаточницах писал пейзажи летние, зимние, со зверушками. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на коньках, на санках, пускать змея, ловить рыбу. «Как наяву помню все!.. Все так помню, видимо, не просто так смотрел — проникал во все, а не просто так. Но жалею, что не все осталось в памяти, не на все я смотрел внимательно. Надо было смотреть больше... Неповторимо красиво многое было!» — вспоминал счастливый человек Юрий Васнецов, который умел радоваться своему детству и доносить эту радость в своих произведениях до взрослых и детей.

Мастер ярко выражал себя в родной ему, близкой сердцу сфере мотивов и образов. Воспоминания детства, внимательность взгляда, подмечающего трогательные и обаятельные мелочи в окружающем, соединялись в работах художника с фантазией, которая оживала на почве русских сказок. Художник вспоминал: «...В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня... Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела сюда и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее зачиналось и шло... Мне вот дают в издательстве текст. А бывает, что в нем сказки нет. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из него не сделаешь. А я ищу сказку».

Потому-то Васнецов сердцем проживал тезис педагога Сухомлинского: «В сказке черпаются представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах».

О любимых персонажах Васнецов сам говорил: «Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь — красота!.. Но и многих других люблю — петухов, мышей... Ежей люблю. Страшно интересно».

* * *

Учился Юрий Васнецов в Петрограде. В 1921 г. поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас), а в 1926–1932 гг. продолжил занятия в аспирантуре Академии художеств. Среди его педагогов были К. Петров-Водкин и К. Малевич. После окончания вуза наладил сотрудничество с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, которым в ту пору руководил В. В. Лебедев. Одновременно с Васнецовым в детском отделе Госиздата появились молодые художники В. Курдов и Е. Чарушин. Втроем они надолго стали законодателями моды в советской детской иллюстрации и подняли ее уровень на необычайную высоту.

Примечательно, что эти художники находились в дружеских отношениях и поддерживали друг друга творчески.

В конце 1920-х годов в Госиздате вышла первая детская книжка с рисунками Ю. Васнецова.

Одной из первых книжных работ Васнецова стали иллюстрации к рассказу В. Бианки «Болото». Искусствоведы отмечают, что в них еще не было выработанных с годами стилистических приемов, но они удивительно хороши — по лаконизму, цельности и благородной приглушенности красок эти рисунки близки японской живописи суми-ё.

Юрий Алексеевич иллюстрировал гениальный «Конек-Горбунок» Петра Ершова, «Пятьдесят поросят» Корнея Чуковского, «Три медведя» Льва Толстого.

В годы войны, сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов создал поэтичные иллюстрации к книжкам «Английские народные песенки» и «Кошкин дом» Самуила Маршака.

Звания народного художника РСФСР Васнецову был заслуженно удостоен в 1966 г.

С особой выразительностью мир сказки оживает под кистью художника в иллюстрациях к сборникам «Чудодейное колечко» (1947), «Небылицы в лицах» (1948). Создавал и отдельные цветные литографии «Теремок» (1943), «Зайкина избушка» (1948).

В 1960-х годах вышли две наиболее известные книги, оформленные Васнецовым, — «Ладушки» (1964) и «Радуга-дуга» (1969), которые считают высшими достижениями книжной графики мастера.

Никогда еще мир русской сказки не раскрывался с такой чистотой и силой поэтического переживания, никогда еще графика Васнецова не находила таких ясных, гармоничных и внутренне цельных решений. На страницах «Ладушек» и «Радуги-дуги» мы «вновь встречаемся с излюбленными васнецовскими героями, погружаемся в нарядный, праздничный мир радости, детства и счастья. И не верится, что красочный мир сказки создан человеком уже преклонных лет, столько в нем подлинного веселья, озорства и безудержной фантазии». Курочки и петушки, дедки и бабки, хрюшки, козочки, лисички,барашки, мишки, ребятишки, гусли, калачи, лес и туманы — да всего и не перечислить. Вся эта своеобразная «флора» и «фауна» как бы оживает, берет в желанный плен мир праздничности и волшебной реальности.

Васнецовские персонажи удивительно симпатичны, выразительны, будь то человек или зверь. Исследователь Л. Носырев писал об одной из васнецовских иллюстраций: «По заснеженной улице, мимо забора с фонарным столбом идет черный кот-воркот, на шее розовый бант, под мышкой подрумяненная булка с хрустящей у корочкой, усы врастопырку, глаза пуговками, на ногах валенки с узорами розоватыми, те самые, которые видел юный Васнецов на ярмарках. В глубине — засыпанные снегом домики, деревья, из труб дым столбом, и сразу узнается зимняя Вятка из детства художника. Вымысел и реальность здесь органично сплетаются».

Нередко в иллюстрациях Ю. Васнецова появляется образ сказочного дремучего русского леса. Лес для него — местодействия самых страшных волшебных сказок. Когда мастер признавался: «Я боюсь леса...» — это было не причудой, а свойством непосредственной натуры, обладающей яркой памятью детства.

Должно быть, отсюда берут начало выполненные художником в технике масляной живописи работы на сказочные темы, и, прежде всего цикл «Русские сказки». В каждой вещи — целостная колористическая гамма. Одно из лучших произведений, безусловно, «Липовая нога». Все в нем привлекает внимание. И жутковатость сюжета — глубокой зимней ночью среди уснувшей деревни бродит медведь на липовой ноге, ищет старика со старухой. И композиция, вызывающая представление чуть ли не о первозданности мира.

Художник Татьяна Шишмарева в мемуарах вспоминает: «Надо подчеркнуть, что Васнецов был цельным человеком. Сказочник, тончайший живописец и мудрец, и наивный ребенок. Может быть, иногда он этой непосредственностью немного прикрывался, защищался. Особенно в худые времена, которые его не миновали. Важно, что все — и ребячество и мудрость, все — было органично. И работал он в этом сочетании, особенно в графике. И самое простое действие становилось особенным. И вера в него: вдруг что-то произойдет. Вдруг может случиться чудо».

* * *

Юрий Алексеевич проявил себя как художник не только в жанре книжной графики. Он занимался живописью постоянно и всерьез, но картины не демонстрировал публике, полагая, что рискует быть обвиненным в формализме.

Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям.

В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Тонкие и теплые живописные его работы стали известны только после кончины художника — в частности, изысканные живописные стилизации в духе примитива «Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» (1932–1934), хранящиеся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге. В живописи Ю. Васнецов тоже проявил себя как крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства.

«Если вспомним его пейзажную живопись, что писал и где? — вспоминала Т. Шишмарева в очерке «Юрочка Васнецов». — Провинциальные улицы, обязательно с зеленью, с деревьями, заборы, деревянные дома. В Ленинграде он писал дачные места: Дудергоф, Сиверскую, во время войны — Пермь, окраины, Загорск, последнее время — Рощино. Мир замкнутый, уютный, теплый. Писал его подолгу, вырабатывая особую живописную фактуру, какую-то плотную, густую, со знанием всех ухищрений европейской живописной культуры, но всегда вот этот удивительный провинциальный мир».

Он был, безусловно, добр и чуток. «Его актерские способности были удивительны. Тихая, румяная красавица появлялась из-за занавески, буйный паша говорил на тарабарском языке. Эти роли были продолжением его сказочного мира. И застолье в честь какого-нибудь события кончалось спектаклем. И все это с радостью готовилось и придумывалось, и верным участником и помощником в этом деле была жена Галина Михайловна, а позже старшая дочь Лиза. … В нем была, может быть, не бросавшаяся в глаза черта — чуткость, внимательность».

Те, кто знал художника, отмечают, что «детскость» была ему очень присуща. И уже трудно сказать — то ли долгие годы работы над детскими книгами сохранили в художнике такое мировосприятие, то ли именно это свойство души позволило ему так привольно чувствовать себя в жанре иллюстрации.

Христос сказал: «Будьте как дети». И когда мы смотрим на теплые, задушевные, такие русские работы Васнецова, мы тоже становимся немного детьми, вместе с замечательным человеком, создавшим их.

Источник: Столетие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Закорецкая
«“Вино с печалью пополам”. Статьи о русской поэзии»
«Любите русскую поэзию, зачтется вам!»
24.05.2023
Художник света Архип Куинджи
К 180-летию со дня рождения
27.01.2022
Вдохновляющий воздух Абрамцева
К100-летию музея-заповедника
12.08.2020
Все статьи Мария Закорецкая
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09