В издательстве «Алетейя» (Санкт-Петербург) вышла книга постоянного автора сайта «Камертон» Станислава Минакова «“Вино с печалью пополам”. Статьи о русской поэзии». Том крепкий – 432 стр.
В книгу член Союза писателей России и Русского ПЕН-центра, лауреат международных и всероссийских литературных и журналистских премий, включил свои эссе, статьи, очерки разных лет, посвященные русской поэзии XIX–XXI вв. Эти тексты опубликованы, начиная с 2000 г., в антологиях, сборниках, альманахах, журналах и газетах разных стран, а также – на сайтах Интернета. В целом издание носит просветительский характер, как и вышедшая в 2019 г. в «Алетейе» книга С. Минакова «Когда мы были на войне...» (Эссе и статьи о стихах, песнях, прозе и кино Великой Победы).
Уже появились отзывы на новую книгу. В частности, Наталья Пращерук из Екатеринбурга, доктор филологии, профессор, завкафедрой русской литературы УрФУ пишет в соцсетях: «Сегодня. когда столько мифов вокруг русской поэзии, столько искусственно созданных "гениев", которые закрывают дорогу многим читателям к подлинной поэзии, эта книга особенно ценна. Название замечательное, построена она с опорой на ключевые метафоры и по-человечески сердечно».
«Поэт зачем-то нужен Создателю, для какой-то важной функции, связанной со звукословом, причем имеющим сакральный характер. Полагаю, когда эта функция отомрет или станет невостребованной окончательно, тогда и наступит конец света». Так считает поэт Станислав Минаков, автор немалого числа эссе о русских поэтах.
Книга интересно выстроена. Портреты поэтов сгруппированы в разделы книги с занятными названиями «Тропинки», «Шлемоносцы», «Птицеловы», «Сухарики», «Диалоги».
Героями книги стали поэты Языков, Кольцов, Никитин, малоросс Евгений Гребенка (автор знаменитых стихотворений «Очи черные» и «Помню, я еще молодушкой была»), в большом эссе «Гроб Господень для нас Россия» рассказывается о князе Федоре Николаевиче Касаткине-Ростовском, поэте, авторе гимна Добровольческой армии. Справочники сообщают, что князь родился в 1875 г. в Санкт-Петербурге, однако некоторые специалисты склоняются к мнению, что будущий воин и поэт мог родиться в слободе Чернянка Новооскольского уезда Курской губернии (ныне Чернянка является райцентром Белгородской области), где прошло его детство.
Большое исследование про «казачьего Есенина» – Николая Туроверова, автора знаменитого стихотворения «Уходили мы из Крыма…», написано в контакте с племянником поэта Н.А. Туроверовым, живущим во Франции.
В том включены известные эссе «“Что ты заводишь песню военну…”. Образ снегиря в русской поэзии»; «Вино с печалью пополам. О стихотворении-песне М. Исаковского “Враги сожгли родную хату”», с подробным, медленным чтением шедевра, строка из которого дала название и всей книге, получив новый контекст; по замечанию неравнодушного читателя, «Минаков подетально, если можно так выразиться, раскрывает каждую строфу этого шедевра, который вроде бы прост и предельно ясен в целом, но, как пишет автор: "...задумаемся о поэтической тайне детали, становящейся вещим символом, непостигаемо потрясающим читателя-слушателя"». То же можно сказать об эссе «“Когда мы были на войне”. О стихотворении Д. Самойлова, ставшем народной песней»; «Еще раз о “Волховской застольной”».
В том включены также статьи об Арсении Тарковском, Семене Гудзенко, Григории Поженяне, Борисе Слуцком, Михаиле Кульчицком, Юрии Левитанском, Ярославе Смелякове, Борисе Чичибабине (это его строка взята заголовком этой заметки), Михаиле Матусовском, Алексее Фатьянове, Веронике Тушновой, Ольге Берггольц, Александре Твардовском, Эдуарде Багрицком, Илье Сельвинском, Михаиле Светлове, Иосифе Бродском, Николае Рубцове.
Любители русской поэзии найдут в книге сочинения о творчестве таких ныне здравствующих авторов как москвичи Дмитрий Сухарев, Олег Чухонцев, Геннадий Русаков, Алексей Ивантер, харьковчанка Анна Минакова, черкассчанка Елена Буевич, белгородцы Анастасия Кинаш, Максим Бессонов, Наталья Дроздова.
Минаков напоминает об уже не раз высказывавшихся опасениях, что времена поэзии заканчиваются. Мысль тревожная, понятная, даже резонная, но и неновая, – говорит он. – Еще Гете изрек: «Будет поэзия без поэзии, где все будет заключаться в делании, будет мануфактур-поэзия».
В последнем разделе книги «Диалоги» помещены беседа автора с поэтом и филологом Светланой Кековой об «утаенности» поэзии, состоявшаяся в 2009 г. в киевском Доме кино и записанная Еленой Буевич, а также фрагменты интервью 2016 г. Захара Прилепина с С. Минаковым, в котором автор книги оптимистично заключает: «Если говорить о русской поэзии, настоящей, то она жива, просто ведет полукатакомбное существование. Не скажешь, правда, что стихотворцев не публикуют сегодня, но звон, самозвон и прочий нудозвон в СМИ и в книгоиздании, на книжных ярмарках идет, как правило, совсем не по поводу настоящих поэтов. А на наших глазах ушли из жизни в последние годы поэты, с произведениями которых любителям русской словесности следовало бы ознакомиться широко…»
Однако русский писатель Станислав Минаков остается на простых и внятных позициях и приводит цитату из статьи А. Н. Толстого «Голубой плащ», где Толстой ссылается на автора нижеизложенной мысли, не называя имени: «Искусство есть такое идеальное изображение жизни, которое приводит человека в состояние напряженного желания идеального, т. е. красоты, духовной чистоты и доброты».