Не слышно песен на Руси

Новости Москвы 
0
300
Время на чтение 5 минут

Народ поёт, а население - слушает

Размышляя о нашем времени, часто задумываешься: почему мы стали так разобщены и что нам поможет снова сплотиться?

Считаю, что этому поможет песня. Но не попса и не шансон, а настоящая народная песня, доставшаяся нам от прошлых поколений. Именно такая песня и помогала нашему народу на протяжении многих веков осознавать себя единым целым. Она без назойливой пропаганды сохраняла в памяти людской все поражения и победы России. Слушая песню про Платова-героя или про гибель «Стерегущего» в исполнении своих отцов и соседей, ребятишки прочно усваивали уроки мужества, напитывались богатырским духом, перенимали удаль молодецкую.

Один мой коллега лет 15 назад попал на юбилей бывшего председателя когда-то передового колхоза. Его главное впечатление: как за столом все дружно грянули «Варяг» - любимую песню юбиляра. Какая здесь трагическая параллель: передовой колхоз давно потоплен, а люди ещё не сдались!

С тех пор всё реже слышно свободное хоровое пение. Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» сетовал, что хоровое пение уходит из нашего быта. Он подчёркивал, что хоровое пение нравственно организует и семью, и общество.

Мы совершаем огромную ошибку, что не воспитываем в наших детях любовь к народной песне и не поём вместе с ними. Уроки пения в школах сегодня заменили на сугубо теоретический предмет - историю музыки, то есть на изучение хитросплетений музыкальных стилей и направлений. Тем самым мы лишаем детей здорового массового искусства - классической народной песни, предлагая взамен изучать искусство элитное. А чем заполняется опустевший нижний этаж массовой культуры? Роком, рэпом и шансоном...

Расскажу, как народная песня помогала мне в трудные минуты жизни.

Первые дни службы в Советской армии. Я - бритоголовый «салага» среди старослужащих, в основном среди казахов и кавказцев. Они испытывают молодых, кто на что годен. Вот в углу казармы слышен наивный солдатский фольклор в сопровождении гитары. «Умеешь?» - спрашивают меня про инструмент и предлагают что-нибудь «сбацать». Я соображаю: тут или пан, или пропал. Беру гитару и под бодрые аккорды старинного марша запеваю первое, что пришло в голову: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Наблюдаю за реакцией: одни слушают серьёзно, другие - с кривой улыбкой щурят глаза. Старослужащие на каждом рефрене с хохотом, как бы помимо своей воли, подпевают: «Мы грянем гром-ко-е "Ура!"». Допев до конца, слышу шутливый приговор: «Патриот нашёлся...» А в глубине души благодарю Пушкина за сданный экзамен!

Позднее я сдружился с теми сослуживцами, кто любил настоящую песню. Когда одолевала тоска по дому, мы уходили в пустой зрительный зал солдатского клуба и на задних рядах затягивали: «Вот мчится тройка почтовая...» Попоёшь немного - и на душе становится легче. Так я открыл для себя, что протяжная народная песня обладает психотерапевтическим эффектом, близка к тому, что Александр Блок называл «заколдованной областью плача».

Песня в армии помогала нам понять культуру других народов СССР. Помню, как Ержан Тусупбеков из Караганды поразил песней «Из-за острова на стрежень»... на казахском языке. Оказывается, разучивали в школе! А мне было дивно, как это нерусские дети учат «Волга, Волга, мать родная, Волга - русская река» на своём родном языке! Только Волга по-казахски звучит как Едиль!

Впрочем, Ержан Тусупбеков прекрасно пел и на немецком (неведомую нам песню волжских немцев, переселённых в Казахстан). Он научил меня казахской народной песне «Самалга жупар», которую я, русский парень, исполнял со сцены солдатского клуба. Вот ведь что делает настоящая песня: она стирает национальные различия! Спустя четверть века Ержан разыскал меня по Интернету, чтобы возобновить нашу солдатскую дружбу.

Одним из ярких армейских впечатлений осталась поездка в Пермь на областной фестиваль народной песни. Некоторые солдаты срочной службы пели в местном народном хоре при гражданском Доме культуры. И этот хор принимал участие в сводном хоре всех певческих коллективов Пермского края. До Перми наша делегация ехала в плацкартном вагоне. Дорога была дальняя, баянист не снимал своих пальцев с клавиш ни на минуту. В пути пел весь вагон! Но не ради репетиции, а свободно, по общему желанию. Это, а не фестиваль в Перми, и было настоящим праздником русской души!

Народ можно лишить его исторической территории (как армян или сербов), но гораздо сложнее лишить народ исторической памяти. Народная песня, в отличие от памятников или книг, является наиболее универсальным способом передачи исторической памяти. Она не требует материальных носителей и может быть материализована (пропета) в любом месте и в любое время.

Есть у сербов народный гимн о Косово - «О намо, намо, за брда она», сложенный королём Николаем Черногорским. Сербы называют его сербской «Марсельезой». Этой песней сербский король призывает сербов к освобождению города Призрен, где находится гроб народного героя Милоша Обилича. Я с интересом послушал её записи в Интернете. С каким воодушевлением поют её сербы!

А есть ли такие гимны в России?

Безусловно. Это военный марш «Прощание славянки», который с большой любовью пелся в Белой и Красной армиях (разумеется, на разные тексты) и сегодня имеет четыре (!) исполняемых варианта стихов. В 2004 году марш «Прощание славянки» стал даже официальным гимном Тамбовской области.

В советское время было создано немало прекрасных песен, которые объединяли наш народ, поднимали настроение, призывали к созидательному труду. Чего стоит одна «Катюша» - неофициальный гимн России, который организованно поют российские болельщики на трибунах во время футбольных матчей. Не зря же автор стихов «Катюши» Михаил Исаковский получил за неё (уникальный случай!) Сталинскую премию. И не случайно её до сих пор поют на немецком, итальянском и китайском языках.

К народным гимнам можно отнести и такие советские песни, как «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля»), «Широка страна моя родная». Безупречные по художественному уровню, эти песни сохраняют известную идеологическую окраску и, к сожалению, пока не могут объединить наше расколотое общество. Но это не причина забывать их. Я затрудняюсь назвать современных авторов песенного жанра, которые порадовали бы песнями общенародного звучания. Сейчас в моде авторская песня, предназначенная для индивидуального, а не для хорового исполнения. Поэтому пока население России пассивно слушает и не хочет стать поющим народом. Где же вы, поэты-песенники?..

Впрочем, по моему мнению, близки к народным гимнам некоторые песни из новых альбомов Жанны Бичевской. Например, песня «Россия. Украина. Белоруссия» посвящена русскому Косово - насильно расторгнутому союзу трёх славянских народов. Оптимистическим мотивом в ней звучит пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что земли и народы славянские сольются, как реки, в один океан.

Одно время меня забавлял такой тест на «русскость». Людям, которые считают себя русскими патриотами, я предлагал спеть какую-нибудь народную песню до конца. Первый куплет, как правило, люди знают неплохо, второй - похуже, а вот до конца песню не знает почти никто. Но ведь чтобы быть русским, надо жить по-русски! И в том числе - петь народные песни.

Олег ЧЕТВЕРИКОВ
г. Вятка

http://rusvera.mrezha.ru/648/15.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Четвериков
Душа народа – в его языке
Олег Четвериков о книге Владимира Ситникова «Эх, кабы на цветы, да не морозы…»
30.11.2017
Все статьи Олег Семенович Четвериков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:35
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Русский Иван
30.01.2025 19:24
Заповеди блаженства — не бегство от реальности
Новый комментарий от Игорь Бондарев
30.01.2025 18:35
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Новый комментарий от Борис Романов
30.01.2025 18:14
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от Александр Волков
30.01.2025 17:24
«Искусственный интеллект опаснее, чем ядерная энергия»
Новый комментарий от Рабочий
30.01.2025 16:51
Договор и деблокада или война
Новый комментарий от Рабочий
30.01.2025 16:45