itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Душа народа – в его языке

Олег Четвериков о книге Владимира Ситникова «Эх, кабы на цветы, да не морозы…»

0
897
Время на чтение 4 минуты
В число лучших произведений русской словесности последних десятилетий, без сомнения, можно включить роман Владимира Арсентьевича Ситникова «Эх, кабы на цветы, да не морозы…». Продолжая шолоховскую тему «Поднятой целины», кировский писатель ярко и убедительно показывает её эволюцию до масштабов «гигантского пустыря». Несмотря на драматическое звучание книги, в ней отсутствует душевный надлом, сколь характерный для современной литературы. Это книга-напутствие, созданная в утончённой художественной форме.

Внешняя форма романа – это исповедь крестьянской души, изложенная в виде развёрнутых дневниковых записей и размышлений. Писатель заявляет, что в наследство от дедушки Василия Фаддеевича ему досталось полдюжины старых тетрадей, которые прилежно велись крестьянином на протяжении всей жизни. Таким литературным приёмом «публикатора чужого текста» пользовались многие писатели, начиная ещё с пушкинских «Повестей Белкина». Но содержание романа намного богаче и глубже дневниковых записей крестьянина и представляет собой панораму российской жизни на протяжении почти всего XX века.

Детство в дореволюционной деревне, мечты о лучшей крестьянской доле, первые попытки сельской кооперации, чудесная поездка «вятского лаптя» в Моравию, окопы германской войны, трёхлетнее пребывание в немецком плену, возвращение из плена босым и раздетым в самые жгучие морозы. Картины сменяются одна другой живописнее. Главный герой попадает с поезда в революционную Вятку, а дальше пути нет, потому что сюда наступает Колчак. И томится измученный мужик в двух шагах от родного дома, оставив за спиной тысячи километров пути.

Время от времени голос писателя вклинивается в рассказ дедушки, дополняя его неожиданными штрихами из будущего. Перед читателем открывается книга судеб человеческих, которую, как сообщает рассказчик, «обязательно должна знать молодёжь, иначе не получится никакого продвижения вперёд. Повторение ошибок будет неминуемым».

Документальны имена многих героев романа, того же Петра Алексеевича Прозорова, организатора первых сельских коммун на Вятке, а затем – председателя колхоза «Красный Октябрь» Кировской области. Но их образы присутствуют в тексте не как цитаты из исторических источников. Герои вполне самостоятельно дышат, страдают и свободно живут в художественном пространстве книги.

Название романа – первая строчка из старинной народной песни, которая звучит как горькая дума. Такое заглавие связывает авторский текст с песенными традициями русского народа. Через всю книгу проходит фольклорная линия, выходящая на поверхность то россыпью самоцветных частушек, то золотой жилой «гармонных» историй. А дело в том, что главный герой – Василий Фаддеевич Ситников, имея с десяток деревенских специальностей, ещё и гармонных дел мастер. Гармонь для него – живая душа, имеющая свой голос и дыхание. Да и сам он под старость, задыхаясь от эмфиземы легких, называет себя «рваной гармонью».

Художественным воображением писателя гармонь превращается в многозначный символ. В лютую военную пору, когда вятская деревня голодает так, что даже отощавшего мерина бабы укладывают в сани, чтобы тот не околел в пути, и привозят в санях колхозному конюху, в эту жуткую пору задумывает гармонных дел мастер изготовить лучшую из своих гармоней. Это будет гармонь для его любимого сына Арсентия, от которого нет ни слуху, ни духу. Не хочется верить старику, что его «кровинушка» бесследно сгинул под Ленинградом. Упорно ждёт одряхлевший отец возвращения сына с фронта и ладит ему певучую красавицу-гармонь. Вкладывает в неё мастер свою исстрадавшуюся душу, как бы воскрешая из небытия любимого сына. А чтобы ему не помереть с голоду, нанимается Василий Фаддеевич чинить вдовам и солдаткам сгнившие деревенские постройки, а заодно – и порванные хозяйские гармони, которые давно не бывали в руках сельских «игрощиков». И вскоре голодающая деревня, позабывшая даже вкус хлеба, оживает звонкими голосами отцовых гармоней. Деревенский молодняк, выросший на траве-лебеде, принимает от воюющих отцов эстафету деревенской песенной культуры.

Но самое главное в романе – это не увлекательный сюжет, не драматические судьбы героев, не россыпи занимательных историй Вятской стороны, а чистый родниковый язык книги. Можно сказать, что главным событием романа является именно язык, передающий подлинную интонацию речи русского земледельца – правдоискателя и романтика, который верит в добро и ненавидит ложь во всех её проявлениях. По сути, весь роман – это внутренний монолог крестьянина, который очаровывает своей мелодичностью, покоряет точностью наблюдений за состояниями природы и характерами людей. Органично вплетаются в нить рассказа меткие изречения и слова вятского диалекта. При этом, встречая в тексте диалектное слово, читатель не спотыкается, а легко угадывает его смысл, наслаждаясь музыкой народной речи.

За каждой фразой слышится дыхание главного героя. Перед нами открывается его душа, безмерно любящая сельскую ниву и убеждённая, «что нельзя нарушать извечный кругооборот исполнения обязанностей земледельца». Обаяние героя, его внутренняя красота не отпускает от себя на протяжении нескольких сот страниц. И здесь – о, чудо! – слушая неспешный монолог о крушении надежд крестьянина, об утрате самых близких ему людей, читатель не падает духом, а испытывает на себе терапевтическое воздействие его мудрой речи, словно это не рассказчик, а сам он облегчил свою душу.

Прочитанная книга подводит к удивительному открытию. Хотя и драматична история русского крестьянства – древнейшего племени землепашцев, уничтоженного бездушной цивилизацией машин, но нам достался их изумительный образный язык. Он зафиксирован в романе в живой разговорной форме, как дыхание этих прекрасных людей. Народ-земледелец как говорящее существо продолжает обитать в своём языке и передавать свою мудрость будущим поколениям.
Олег Семенович Четвериков, член Союза журналистов России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Четвериков
Все статьи Олег Четвериков
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Русский танкист
03.03.2024 00:05
Нападки на Шамана не прекращаются
Новый комментарий от Георгий
02.03.2024 23:23
Правильно понятое славянофильство и «Третий Рим» не противоречат друг другу
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.03.2024 22:59
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.03.2024 20:50
Кадровая революция Путина
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.03.2024 20:25
Антивакцинщица
Новый комментарий от Русский Иван
02.03.2024 19:45
Последний Большевик с большой буквы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.03.2024 15:34