Россия стала крупнейшим национальным рынком сбыта героина и потребляет пятую часть от всемирного объема производства этого наркотика. Об этом говорится в подготовленном Управлением ООН по наркотикам и преступности отчете "Наркомания, преступность и мятежники. Транснациональная угроза афганского опия". Эксперты ООН сообщают, что за последние 10 лет количество наркоманов в нашей стране увеличилось в 10 раз, и сейчас они потребляют от 75 до 80 тонн афганского героина в год.
Самая печальная статистика - в России от наркотиков ежегодно умирают 30-40 тысяч человек (тогда как по всему миру, по приблизительным оценкам, - 100 тысяч человек). В России колется около одного процента всего населения. Подобный уровень встречается только в ближайших к нам странах - например, в Эстонии.
Согласно исследованиям, в РФ сейчас около полутора миллионов героиновых наркоманов - столько же, сколько в остальных европейских странах вместе взятых. К тому же на Западе куда большей популярностью пользуются так называемые "легкие" наркотики - галлюциногены и марихуана.
Опиаты же поступают в Россию через Центральную Азию. Больше всего (около 50 тонн в год) героина попадает через Казахстан, который является транзитным пунктом для наркотиков из Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Киргизии. Кроме того, есть воздушный путь из Афганистана, Пакистана и стран Средней Азии, а также морской и воздушный каналы из стран Африки.
Специалисты называют решающим фактором, способствующим популярности героиновой отравы в нашей стране, территориальную близость Афганистана, на который приходится 90% производства этого зелья в мире. Давно уже стал общим местом тот факт, что с начала антитеррористической операции США в Афганистане производить наркотики азиатские соседи России стали в гораздо больших объемах.
Немного истории. Производство героина в международно-значимых масштабах началось в Афганистане только со второй половины 80-х годов. После вывода советских войск и захвата Кабула моджахедами контрабанда наркотиков из Афганистана была выстроена следующим образом.
Часть произведенного зелья проходило через Иран и Турцию и попадало на Балканы, а оттуда в страны ЕС. При этом свою долю в "бизнесе" имели и продолжают иметь иранские и турецкие спецслужбы. На Балканах, когда там разгорелась межэтническая резня, контрабанда чего угодно стала едва ли не главным видом экономической деятельности. При этом участники "бизнеса" - албанцы, сербы, македонцы, хорваты, мусульмане, - демонстрировали в этой сфере истинные чудеса интернационализма. Естественно, в таких условиях наркотрафик не мог не процветать.
Часть афганского героина идет в Пакистан, а оттуда либо в Бомбей, либо через страны Персидского залива - Бахрейн, Катар, ОАЭ - в ту же Европу. Все остальное уходит в северном направлении - через Таджикистан в Россию.
Американское вторжение в Афганистан в конце 2001 года серьезно повлияло на соотношение сил и интересов в афганском наркобизнесе. Так, от "крышевания" этого вида деятельности были удалены радикальные исламисты из числа бывшей американо-пакистанской, а ныне саудовской агентуры влияния. До сих пор эксперты утверждают, что у талибов, когда те были у власти, гораздо лучше получалось регулировать наркотрафик так, что его объемы не доходили до угрожающих цифр, как сегодня. Например, 9 лет назад, когда на рынке замаячила угроза перепроизводства, мулла Омар издал декрет о запрете культивирования опиумного мака. Этот декрет не только выполнялся, но и играл важную регулирующую роль как метод борьбы с демпингом и механизм вытеснения с рынка мелких операторов более крупными.
С приходом американцев ситуация резко изменилась. Не секрет, что главным из условий, на которых вожди афганских племен до сих пор соглашаются терпеть американское военное присутствие, является, мягко говоря, терпимое отношение пришельцев к наркобизнесу, который составляет основу экономики этого, по сути, средневекового государства.
"Толерантность" американцев порой доходит до курьезов: крупнейший в мире оптовый рынок опиума-сырца в Кандагаре открыто функционирует по соседству с военной базой США. Более того, как это раньше было в Индокитае и Центральной Америке, американцы постепенно сами втягиваются в афганский наркотрафик. По ряду данных, американский военный транспорт используется для переброски героина из района Кандагара в Катар и на Бахрейн с целью дальнейшего реэкспорта в Европу уже по линии коммерческой контрабанды. Если верить некоторым прогнозам, скоро для подобной же цели будут задействованы военные базы и аэродромы в Узбекистане, Таджикистане и Грузии. Это позволит направлять героин по турецко-балканскому маршруту в Европу.
Как полагает председатель Неправительственного совета национальной безопасности России Александр Огнивцев, демпинг в этой сфере неизбежен, так как сегодня никто в Афганистане, кроме капризов самой природы, не может как-то ограничить запредельные объемы производства зелья. Куда в таком случае пойдет дешевый избыточный героин, для наблюдателей очевидно - частично в Индию, частично в Россию. И последствия этого для России будут самыми тяжелыми. Причем не только медицинские, демографические и экономические, но и геополитические. Ведь ключи от отравы находятся в руках афганских племенных вождей - большинстве своем бывших моджахедов и талибов. В долгосрочной перспективе линия их политического поведения будет определяться не только в Вашингтоне, но и в штабах международного терроризма. А в этих условиях катастрофические сценарии, согласно которым на пустеющие российские просторы хлынут волны этнической экспансии с тоннами наркотиков, не выглядят столь уж нереальными.
Никто не обвиняет напрямую Америку в том, что она, будучи отгороженной от основных каналов поставки опиатов, способствует вымиранию россиян от героиновой зависимости. Но некомпетентные действия США в Афганистане заставляют задуматься об этом и вспомнить все конспирологические теории последних лет.
http://www.win.ru/school/2679.phtml